Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклад 4. Проблема влияния темперамента на учебную деятельность.




 

 

ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ [1]

Пожалуй, наибольшие сложности испытывает медлительный ребе нок, когда он начинает учиться. Безусловно, и до школы бывают причины для спешки, упреков взрослых, обид на себя и окружающих, но все это мелочи по сравнению с теми испытаниями, которые ждут ребенка в школе. <...>

С первым «не успел» учитель и родители сталкиваются, как правило, при письме. Посмотрите прописи медлительных детей. С первых страниц видно, что ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще лишь четверть задания.

«Не успел написать» - расценивается только как механическая (техническая) невозможность осуществить движения при написании букв. В действительности же все гораздо сложнее. Дело в том, что существующая методика обучения письму, построенная на принципе механического копирования («делай, как я»), требует гораздо более длительного времени на учение, чем предусмотрено программой. Фактически времени на механическое обучение нет, а учитель еще мало объясняет, что и как делается, и ученик с трудом постигает, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей (деталей или элементов буквы). Самому ребенку в силу его возрастных психофизиологических особенностей даже при нормальном ходе развития понять, а тем более вербализировать (описать словами) всю последовательность своих действий, то есть сформулировать самому алгоритм (программу) движения, не только очень трудно, но и (для большинства) практически невозможно. Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.

Еще сложнее тем детям, а таких много среди медлительных, которые в силу своих индивидуальных особенностей не могут программировать свое действие, составить его «план». В сложном положении оказываются также дети, имеющие какие-либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать и управлять своими движениями. Но особая трудность в том, «что и как писать», возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не успевают воспринять эту информацию, не успевают переключиться с одного вида деятельности на другой. Эти дети словно не видят конфигурации буквы, соотношения ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение выделить соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, - первый шаг в обучении. Однако медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается. Главное для него - успеть, не отстать. Все это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет все хуже, а проблема «не успел» будет возникать все чаще. Несоответствие возможной и требуемой скорости письма часто приводит к тому, что скорость письма словно тормозится.

Анализ особенностей формирования навыка письма у первоклассников позволяет объяснить это. Специальные исследования показали, что на начальных этапах формирования навыка основное внимание ребенка сосредоточено на том, «что и как делать». Фактически на само движение затрачивается столько же времени, сколько на обдумывание (у медлительного ребенка и время на обдумывание, и время на само движение более продолжительны). Кроме того, в течение всего первого года обучения у шестилеток при инструкции «пиши быстрее» скорость самого движения не увеличивается, а сокращается лишь время, необходимое для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, весь букварный период, весь первый этап обучения при чрезмерной скорости письма сокращается пауза. Таким образом, форсирование скорости на начальных этапах формирования навыка не будет способствовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его. Именно это и происходит у медлительных детей.

При формировании навыка письма у детей следует помнить о нецелесообразности безотрывного письма, о необходимости выполнять движения в соответствии с более оптимальными биомеханическими траекториями. Все это очень важно при обучении медлительных детей, так как пренебрежение этими условиями создает дополнительные трудности.

Однако основные сложности медлительных детей начинаются во второй четверти. Увеличиваются объем, интенсивность письменной работы, и тогда возникает весь комплекс трудностей при письме. Какой у ребенка выход? Либо писать красиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, но медленно, либо писать быстро, как необходимо учителю при определенном темпе работы всего класса, но тогда от чрезмерного напряжения в тетради появятся дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы, различные по высоте и ширине, будут смотреть в разные стороны. Впрочем, попробуйте сами писать раза в 2-3 быстрее, чем обычно, что получится? Так и у медлительного ребенка. Дальше - хуже. Он не успевает выполнять все задания, начинает писать с ошибками, а в школе и дома считают, что ленится, не хочет, не старается. <...>

Еще один камень преткновения медлительных детей - чтение. И даже не столько чтение само по себе, сколько чтение «на скорость».

К сожалению, не все учителя знают, что темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже «нормативных» и ничего страшного в этом нет. Более того, мы не имеем права требовать от ребенка читать быстрее, чем он может. Увы, в практике школы принята оценка качества чтения именно «на скорость» и нормативы достигаются любой ценой. Нередко процесс чтения напоминает бег с препятствиями: ребенок набирает в легкие воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Именно назвать, а не про читать, ведь смысл прочитанного почти не постигается. Дети «спотыкаются» на новых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, «бегут» по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова «глотаются», в незнакомых часты пропуски, перестановки.

Родители не меньше детей переживают эти неудачи, заставляют читать больше, быстрее, «на время», сердятся, если не получается, нередко доводят ребенка до слез, до протеста, отказа читать. Подобные занятия «на нервах» не проходят бесследно, тем более что родительское рвение удовлетворяется по вечерам, когда ребенок уже устал (а усталость еще больше замедляет темп деятельности), не может собраться, сконцентрировать внимание. Недовольство родителей тоже бывает разным. Одни просто нервничают, другие могут накричать и обругать, третьи, недолго думая, берутся за ремень («Велели тебе десять раз прочитать, прочитал бы - так не спотыкался бы на каждом слове»). Учитель добавляет родителям настойчивости, требуя «читать, читать, читать».

Между тем медлительный ребенок на первых порах в школе почти не требует каких-то особенных коррекционных мер, важно только найти такие варианты индивидуального подхода, чтобы ребенок мог работать в оптимальном для него темпе. То, что не удалось сделать в классе, можно закончить дома или во второй половине дня, а диктанты, контрольные хорошо бы провести с группой таких детей (обычно их в классе человек 5-7) отдельно, уменьшив для них объем заданий. В дальнейшем, когда дети освоят письмо и чтение, очень эффективна работа по карточкам с индивидуальными заданиями. Почти каждый учитель имеет свои маленькие находки в работе с медлительными детьми, порой он не фиксирует на них внимание, не делает что-то специально, но следит за теми, кто не успевает, снижает темп, дает индивидуальные задания. Но не могут не настораживать встречающиеся в педагогической литературе рекомендации увеличить темп или следить за тем, чтобы все работали вместе, то есть в одном темпе, что практически невозможно. И все же не столь редки раздражение учителя, окрики, подстегивания: «Опять тебя ждет весь класс», и красные чернила в тетрадях со многими восклицательными и вопросительными знаками: «Не работал!», «Почему нет примера?», «И это все?!».

Успешность работы медлительного ребенка во многом зависит от совместной помощи учителя и родителей, их согласованной тактики, соразмерности требований и возможностей ребенка. Совместная помощь и согласованная тактика позволят снять причину конфликтов, взаимного недовольства и упреков. А «разделение труда» между родителями и учителем поможет ребенку справиться с трудностями, а значит, и ускорить свою работу.

И учителей, и родителей интересует вопрос, можно ли увеличить подвижность нервных процессов, помогает ли тренировка медлительным детям. Да, специальные исследования показали, что систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Кроме того, доказано, что наиболее успешна такая тренировка в возрасте от четырех до шести лет. Именно в этот период следует обратить особое внимание на медлительных детей. Необходимо избегать крайностей, как обычно бывает в жизни, когда за ребенка либо все делают взрослые (нет терпения ждать), либо чересчур активно подгоняют его, упрекают.

Итак, медлительность - свойство нервной системы, и нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником, ведь быстрый темп дается медлительным детям высокой ценой. Постоянный цейтнот, в котором живут медлительные дети, - один из самых сильных стресс факторов, который может привести к расстройству нервной системы. Но это не значит, что медлительные дети обречены всегда отставать. Во-первых, идет возрастная компенсация, во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку социальную адаптацию специальной тактикой и тренировкой, и тогда примерно к четвертому классу ребенок «выравняется», не будет сильно выделяться среди сверстников.

 

ШУСТРИКИ-МЯМЛИКИ [2]

Проблема: Среди самых важных проблем для большинства семей остается каждодневное поведение дошкольников. А если у нас ребенок слишком подвижен или, наоборот, непозволительно медлительный? В этих случаях возникают дополнительные трудности общения с малышом.

Решение проблемы: Итак, у нас с вами не ребенок с золотой серединой, а «шустрик» или «мямлик». Нам такие названия по душе, они как-то смягчают проблему и очень уж точно, специфично отражают поведение таких полюсных дошкольников. Хотя существует специальная терминология - шустрик - это реактивный, гиперактивный ребенок, мямлик - малыш с замедленной, флегматичной направленностью.

Мы, родители и воспитатели, мыслим и действуем применительно к таким детям ситуационно. Типично это выглядит так: «Что ты все время бегаешь, остановись!», «Не вертись, посиди хоть немножко!», «А ты все одеваешься, опять последняя».

Итак - в первых случаях шустрик выглядит всегда непослушным, хулиганом, ну а мямлик слышит, что он всегда «последний», «копуша». Причем многолетняя практика настоятельно убеждает в том, что и те и другие замечания и нравоучения не только бесполезны, но и вредны. Скажите, а разве не вредно постоянное одергивание, разве не вредно милой девчушке-копушке, да еще в присутствии других, день ото дня слышать, что она последняя, а ей хочется быть в числе первых, но она не может.

Давайте разберемся вначале с шустриками (с гиперактивными детьми). Трудно с такими детьми всем, но особенно родителям: не сидит на месте, рассеянный, не может даже на незначительное время сосредоточиться, невнимательный и беспокойный. Причин может быть множество: тут и поражение центральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Конечно, бывает и нормальный (без патологии) реактивный ребенок. Все это определяет врач. Ну а пока уясним следующее. Нам, взрослым, трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Жизнь таких детей подтверждает, что они уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с 3-мя основными трудностями:

1. Часть таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Что может быть более обидным? А сверстники порой не понимают быстрые переходы шустриков от смеха к слезам, их нервозное беспокойство и отходят от них. В свою очередь, у шустриков может развиться комплекс неполноценности.

2. Таким детям нелегко дается учение.

3. Особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму (то, что в первую очередь требует сосредоточенного зрительного восприятия).

В книге «Гиперактивный ребенок» Д. Реншоу дает ряд практических советов, которые могут быть использованы родителями:

1. Главное - будьте последовательны и постоянны.

2. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев - это нормальное явление, его можно контролировать. Если вы сердитесь - это не значит, что вы не любите своего ребенка.

3. Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Если искать хорошее, то будьте уверены, что-нибудь всегда найдется.

4. Избегайте непрерывных одергиваний и запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя» и т.п.

5. Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравиться, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».

6. Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Проявляйте гибкость, но старайтесь выполнять это расписание, несмотря на попытки ребенка нарушить его.

7. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни.

8. Давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, короткими, ясными и четкими разъяснениями.

9. Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.

10. Создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что-нибудь одно: давайте ему одну игрушку из закрытого ящика; когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он готовит уроки, выключите радио и телевизор, посторонние раздражители будут отвлекать его от основного занятия.

11. Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно следите за его выполнением, не забывайте поощрять и признавать его старания, даже если у него не все получается идеально.

12. Распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном срыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв - отвлеките ребенка или спокойно обсудите конфликтную ситуацию. Полезно переместить его с постоянного поля битвы в более безопасное место. Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не более 2-3 человек. Лучше, чтобы дети играли в вашем доме, поскольку здесь вы можете осуществлять необходимый контроль за ситуацией.

13. Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. Просто помните о том, что у него - особое устройство нервной системы, которое, впрочем, поддается управлению и контролю.

14. Согласуйте ваши действия с учителями вашего ребенка. Выполнение определенных предписаний так же важно для лечения гиперактивности, как диета и инсулин - для лечения диабета.

Замечено, что среди шустриков в 4 раза реже встречаются девочки. Замечено также, что такие дети больше любят двигательные и спортивные игрушки (машинки, мячи, велосипеды). Удовлетворяйте их запросы в разумных пределах. Не нужна однобокость в подборе игрового материала (только машинки, к примеру). Наоборот, именно такие ребята нуждаются, сами того не сознавая, в другого рода игрушках: различного типа конструкторах; мозаиках; настольно-печатных играх с правилами; домино, шашках.

Далее, не нужно принуждать таких детей читать, писать, заниматься раскрасками. Мы имеем в виду прямо заставлять. А вот создавать косвенные условия для такой деятельности важно. Рекомендуем совместные игры взрослых и детей, чтобы дети чувствовали, что они нужны и их любят. При этом следует внимательно отобрать коллективные игры для шустриков. Вот несколько примеров подвижных игр с дидактической целью:

- «Пантомима» - с помощью движений изображать профессии людей, животных, явления природы;

- «Послушаем вместе» - учиться сосредоточиваться и слышать шум дождя, скрип двери, тишину и т.д.;

- «Повтори» - вслед за взрослым воспроизвести крик, вздох, кашель, жужжание, глотание, пыхтение, мычание, тихий лай собачки, храпение, разговор шепотом и т.д.;

- «Игры с пальцами» - мячики, крылья, я - молодец и другие сюжеты;

- «Показ кукольных театров» - с помощью кукол и их заместителей показывать на столе театры по мотивам известных сказок, мультфильмов и кинофильмов;

- «Игры с природными материалами» - камешками, желудями, шишками, косточками.

А теперь обратим свое внимание на мямликов. В дошкольном возрасте так называемые медлительные дети не вызывают особой реакции у взрослых. Особенно до 3-х, 4-х лет. Все списывается на возраст. Дескать, маленький, еще не умеет все делать быстро - подрастет, научится. А это особый тип детей, который нуждается с самых ранних лет в каждодневной, терпеливой коррекции. За счет своей физической медлительности такие дошкольники не умеют уложиться вовремя, т.е. выполнить определенные задания. В домашних условиях не всегда это хорошо видно. Но все чаще (в детских садах, дома) от взрослого ребенок слышит: «Быстрее одевайся», «Быстрее раздевайся». Но в коллективе - вначале в детском саду, затем в школе - есть общие правила, общие занятия, игры, подчиненные примерно одному темпу. И в сравнении сразу же выделяется мямлик со своей неторопливостью. Причин на сей счет может быть множество: тут играет роль и тип нервной системы, и раннее, не совсем правильное воспитание, чаще всего энергичных, быстрых мам. Вот что по этому поводу говорит Б. Спок: «Я полагаю, что более всего способствует развитию у детей нерасторопности поведение тех родителей, которые чрезмерно властны и нетерпеливы. Сознавая эти свои качества, они порой стараются сдерживать свои чувства, но и тогда склонны оказывать давление на ребенка. Обычно нетерпеливые родители, замечая сопротивление своего ребенка, усиливают нажим на него. Чем больше натиск ощущает ребенок, тем сильнее противится родительским требованиям. Ему просто не остается ничего другого: он считает, что «отстаивает» свои права. В то же время, самоутверждаясь таким неадекватным способом, многие дети стараются вести себя так, чтобы вызвать у родителей еще большее раздражение».

Так постепенно формируется у дошкольника стереотип медлительного поведения. Что же делать, если родители заметили своего мямлика только к 3 - 4 годам? Б. Спок рекомендует в возрасте от 6 до 12 лет не вмешиваться в поведение младшего школьника. Но что касается непосредственно дошкольного возраста от 3-х до 6-ти -то тут, несомненно, нужна специальная общевоспитательная работа:

- Где-то к 4 годам полезно познакомить ребенка счасами, с пониманием времени, вначале в объеме получаса. Это нужно для того, чтобы вовремя сформировать восприятие времени. Что можно успеть и чего нельзя успеть сделать за полчаса. Параллельно можно приобрести разные песочные часы (5-10-20-минутные). И тогда и песочные, и обычные часы используются вами, уважаемые родители, весьма часто: ставятся на стол во время обеда, в прихожую во время одевания и раздевания, в игровой уголок во время сбора игрушек. Очень хорошо в конкретном случае поощрить ребенка: «Смотри, Катя, ты сегодня уже собрала игрушки, а ведь песочек еще не высыпался, значит, еще 10 минут не прошло». И тогда ребенок в следующий раз, ориентируясь на песочные часы, старается управлять своими движениями. Вначале, когда мямлик начинает торопиться, у него это получается неуклюже (небрежно сложит игрушки, прольет суп на стол или платье). Надо мягко обратить на эти факты внимание, и все должно постепенно пройти;

- Крайне полезны различного рода соревнования и конкурсы взрослых и детей: кто быстрее оденется, разденется, поест суп, допьет чай... Естественно, что взрослые подыгрывают своим любимым мямликам. Но дошкольники в силу своих психологических возможностей этого просто не замечают, а стараются выиграть, получая при этом похвалу;

- Заметьте, что если в доме у мямлика есть велосипед или другой спортивный предмет, то копуша редко им пользуется. Он интуитивно чувствует свое незавидное положение на велосипеде в кругу сверстников. Тем более надо приобретать спортивные игрушки: велосипеды, мячи, скакалки, кегли, городки...

- Мямлики в силу своей нерасторопности тяготеют к играм малоподвижного характера: к мозаикам, настольно-печатным, конструктивным, а также к чтению, письму, раскраскам. В результате к 5-6 годам они, как правило, неплохо читают, пишут печатными буквами, раскрашивают аккуратно, радуя этим близких. Но у таких школьников мысли идут впереди движений. А в идеале ученику в школе нужна будет синхронность: знаешь, как решить пример, быстро запиши, и будь готов воспринимать следующее задание учителя. Вот тут-то нерасторопность и будет мешать мямликам стать отличниками. На помощь в этих случаях должен прийти детский труд. Не эпизодический, а постоянный. То есть всем, но особенно медлительным дошкольникам нужны постоянные трудовые обязанности:

1. Вешать одежду на место;

2. Гигиенические принадлежности содержать в порядке;

3. Обувь и одежду чистить по мере необходимости и помещать в определенное место;

4. Следить за своим внешним видом и прической;

5. Стирать свои мелкие вещи (носки) и вешать их сушить на низенькую веревочку;

6. Содержать игрушки и свой рабочий стол в полном порядке;

7. Помогать взрослым: сервировать стол, убирать посуду, резать с помощью мамы нетвердые овощи, подметать полы, выносить мусор и т.д.

Важно только, чтобы этот труд не носил эпизодический характер, а был систематическим. Тогда развиваются руки, формируется координация движений рук и ног в различном темпе, ловкость. Постепенно при внимательном подходе к имеющейся проблеме мямлики перестают таковыми быть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...