Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корпаративное граждансво бизнеса




Понятие корпоративное гражданство появилось в 80-ые годы в американской литературе, посвященной корпоративному управлению. В 90-ые годы оно получило широкое распространение и стало активно использоваться в мире наряду с понятием корпоративной социальной ответственности (КСО). Достаточно быстро концепция корпоративного гражданства стала внедряться не только в рамках теории, но и практики корпоративного управления.Важный вклад в концептуализацию понятия внес ряд авторитетных исследовательских структур, специализирующихся сегодня на изучении тематики корпоративного гражданства, таких, как аналитические центры при Бостонском колледже (США) и при Нотингенском университете (Великобритания) или, например, Центр Корпоративного Гражданства в Копенгагене. Корпоративное гражданство стало предметом изучения также в рамках издания различных профильных научных и экспертных журналов, таких как американские Journal of Corporate Citizenship и Voice of Corporate Citizenship или, например, австралийский The Corporate Citizen. Все большее распространение стали также получать экспертные консалтинговые структуры, оказывающие услуги представителям бизнеса в рамках внедрения практик корпоративного гражданства.В 2002 году в рамках проведения Давосского экономического форума по инициативе организаторов форума руководителями 34 крупнейших ТНК был подписан документ «Глобальное корпоративное гражданство – стратегический вызов менеджмента и советов директоров компаний», что стало одним из важных и показательных прецедентов продвижения тематики корпоративного гражданства в глобальном публичном пространстве.Сегодня термин корпоративное гражданство активно используется как представителями бизнеса, так и представителями экспертного сообщества. Важно отметить, однако, что при этом не существует единой общепринятой концептуализации понятия. Так, различным является содержание, вкладываемое в него теми или иными лицами, что делает проблематичным использование термина корпоративного гражданства без разъяснения вкладываемого в него смысла.Зачастую термин корпоративное гражданство используется представителями бизнеса, а также и рядом исследователей как синоним КСО. Такое «небрежное» обращение с терминами, является, однако, неэффективным, так как не способствует смысловому приросту и нивелирует мобилизационный потенциал введения понятия альтернативного КСО.Достаточно распространенной, однако, является сегодня в экспертных кругах, концептуализация термина корпоративное гражданство альтернативная концептуализации понятия КСО. Корпоративное гражданство в этом случае обозначает типы практик, не сводящихся к практикам корпоративной социальной ответственности бизнеса, и переводит акцент из плоскости социальной в плоскость общественно-политическую. Корпоративное гражданство подразумевает в этом случае новое позиционирование бизнеса в общественно-политическом пространстве. Корпорация, выступающая с позиции корпоративного гражданина, не занимается приведением своей деятельности в соответствие с чуждыми ей, насаждаемыми со стороны ценностями в рамках давления на нее внешних институтов (государства и общества). Она занимает активную позицию, наряду с представителями государства и гражданского общества, совместно с ними формулируя ценности, способные обеспечить устойчивое развитие и защиту интересов всех стейкхолдеров[1], а также закладывая эти ценности в основу корпоративного управления.В рамках применения практик КСО корпорация зачастую выступает как структура, функционирующая в собственном обособленном пространстве, живущая в рамках реализации собственных задач и преследования своих внутренних интересов, обеспечивая при этом мирное сосуществование с внешней ему общественной средой, идя на ряд «уступок». Рассматриваемая же концепция корпоративного гражданства призывает к тому, чтобы наряду с максимизацией прибыли, компания ставила перед собой этические и социально-экономические цели, в рамках формулирования и достижения которых бизнес выступает в качестве активного участника развития общества. Важно отметить, правда, что достижение таких целей в рамках информационного постиндустриального общества, где все больший вес приобретают имидживые риски, становится одной из основ стабильного получения прибыли, то есть ее максимизации в долгосрочной перспективе. Участие в позитивном развитии общества в этом случае является частью стратегии развития корпорации. «В основе этого подхода лежит вопрос о социальной и политической субъектности корпорации, которая наряду с экономическими целями делает стратегический выбор в пользу общественного блага – развития человеческого капитала и поддержания среды обитания – и отстаивает этот выбор в рамках стратегии развития бизнеса»[2]. Такая концептуализация корпоративного гражданства подразумевает, таким образом, что бизнес позиционирует себя как один из участников единого пространства общественных отношений и не рассматривает общество как внешнюю для себя среду. Корпоративное гражданство в этом случае подразумевает системное взаимодействие корпораций со структурами государства и гражданского общества в рамках партнерства всех трех общественных секторов – коммерческого, государственного и некоммерческого - в контексте совместной выработки стратегии развития общества и решения глобальных проблем. » [3].Корпоративное гражданство должно, таким образом, выступить в качестве одного из элементов общественного договора, способного обеспечить устойчивое развитие общества. Если КСО может реализовываться «сама по себе» через различные социально значимые инициативы в рамках текущего корпоративного управления, то корпоративное гражданство существует в «связке» с КСО, представляя собой как бы его «продолжение», своего рода «надстройку». Вместе с тем, это и вполне самостоятельное проявление социальной и политической активности корпораций, которое имеет собственную концептуально-теоретическую, общественно-политическую и организационную основы (…) КСО представляет собой своего рода материальный фундамент, «несущую конструкцию» КГ [корпоративного гражданства], совокупность механизмов реализации этой стратегии»[4]. Важной мотивационной основой приверженности бизнеса корпоративному гражданству является растущая в рамках укрепления информационного общества необходимость компаний выстраивать отношения доверия со стейкхолдерами и потребителями. В этом контексте некоторые корпорации, в рамках своей приверженности.Корпоративное гражданство (в его политически ориентированной концептуализации, отличающей его от понятия КСО) остается далеким от повсеместной системной практической реализации. В США, стране где зародилось понятие, на сегодняшний день корпоративное гражданство находится пока на стадии незначительного практического воплощения. Значительно большие успехи в этой области можно наблюдать в Европе, где взаимоотношения бизнеса со стейкхолдерами достигли высокого уровня институционализации в рамках развития институтов социального партнерства. В России же отсутствие равноправных отношений между бизнесом и государством, а также между государством и гражданским обществом (в отсутствии перспектив значительных перемен в общественно-политическом пространстве в ближайшем будущем) делает на сегодняшний день реализацию концепции корпоративного гражданства, предполагающую равноправное партнерство представителей трех секторов (государственного, коммерческого и некоммерческого), мало вероятной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...