Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарского занятия № 5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Историко-филологический факультет

Кафедра истории

 

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

по дисциплине «ОБЩАЯ ЭТНОГРАФИЯ»

 

подготовки для студентов за спеціальності 6.020302 Педагогіка і методика середньої освіти. Історія

 

направления Напряму підготовки 0203 «Гуманітарні науки. Історія».

 

специальности Кваліфікація: вчитель історії в основної школи

 

 

Симферополь, 2013

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Этнология как наука

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Этнология в системе социогуманитарных наук.

2. Изменение представлений об объекте и предмете исследований.

3. Виды источников в этнологии.

4. Методы сбора материалов и исследований в этнологии.

5. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.

Темы докладов и рефератов:

1. Способы проверки степени достоверности материалов полевых опросов.

2. Методика составления вопросников и анкет для полевых исследований.

3. Генеалогические данные как источник для изучения этнической истории.

4. Роль вещественных источников в этнологических исследованиях.

Темы эссе:

Определить тип и вид различных источников, к примеру:

- выписки из метрических книг XIX в.,

- выписки из брачных обысков XIX в.,

- выписки из книг похозяйственного учета населения XX в.,

- данные материалов переписи 2002 г.,

- экспедиционные фотографии с изображениями элементов материальной культуры,

- аудиозаписи беседы с информантом.

Дать характеристику информационным возможностям представленных источников, определить, в исследовании каких проблем эти источники могут быть применены.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

 

1. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.

 

Литература:

Основная:

1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.

2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.

Дополнительная:

3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

4. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

5. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Теория этноса. Этногенез. Этнические и этносоциальные процессы

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Формы идентичности, этапы их становления.

2. Факторы трансформации идентичности.

3. Значение этничности в идентификации человека.

4. Факторы этнической истории.

 

Темы докладов и рефератов:

1. В рамках системно-статистического подхода дать характеристику основных компонентов этноса:

2. этнос как популяция,

Темы эссе:

3. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,

4. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. проявление и формы использования этнического языка,

2. формы и нормы стереотипов поведения (быта),

3. проявление и закрепление этнической идентичности,

4. психологические особенности, модели жизнедеятельности.

 

Литература:

 

Основная:

1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.

2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.

3. Дополнительная:

4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

5. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

6. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.

 

 

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Этническая культура

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1.. Системно-компонентный анализ этнической культуры

2. Функции этнической культуры

3. Традиции и инновации в культуре

4. Преемственность культурных традиций. Виды культурного наследия и типы культурного наследования.

Темы докладов и рефератов:

1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,

2. хозяйственно-производственная сфера,

3. социальная стратификация, социальные институты,

Темы эссе:

1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,

2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Культура как этнический маркер.

2. Значение семейной и праздничной обрядности в культуре.

3. Обряды перехода: структура, функции, семантика.

4. Обряд, обычай, ритуал в культуре.

Литература:

 

1. Основная:

2. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. 1993. № 4.

3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.

4. Знаковые функции культуры. М., 1991.

5. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. 229 с.

6. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2.

 

Дополнительная:

1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с.

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

4. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

5. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

 

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Классификация народов мира

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Критерии классификации народов мира.

2. Географическая классификация народов мира.

3. Этнолингвистическая классификация народов мира.

4. Антропологическая классификация народов мира.

5. Хозяйственно-культурная классификация народов мира.

Темы докладов и рефератов:

1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,

2. хозяйственно-производственная сфера,

3. социальная стратификация, социальные институты.

Темы эссе:

1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,

2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Формирование и развитие языка.

2. Языковые универсалии как показатель общности человеческого мышления.

3. Этапы процесса расообразования.

4. Ландшафт и культура: взаимодействие и преобразование.

5. Особенности природопользования в традиционной и индустриальной культуре.

 

Литература:

 

Основная:

1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974.

2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.

 

Дополнительная:

1. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.

3. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

 

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: История становления этнологии как науки. Эволюционная школа сер. XIX – нач. XX в.

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки формирования эволюционной школы. Основные этапы развития эволюционизма.

2. Изучение первобытных верований.

3. Изучение семейно-брачных отношений, эволюции форм семьи и брака.

4. Периодизация первобытной истории человечества. Этапы развития хозяйства народов мира.

5. Основные методы исследования в эволюционизме.

6. Вклад эволюционизма в развитие этнологии.

Темы докладов и рефератов:

1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.

2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.

3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».

4. Практическое задание

5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).

6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).

 

Литература:

 

Основная:

 

1. Морган Л.Г. Древнее общество. М.; Л., 1936.

2. Спенсер Г. Основания социологии // Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

 

Дополнительная:

 

1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

2. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

3. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

 

ПЛАН

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...