Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период раннего средневековья




Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 / 483 – 565), когда Империя достигла размеров, почти равных старому римскому государству. В этот период византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Оно отражало государственные, религиозные идеи и богатство Византийской империи. Императору Юстиниану в столице даже была установлена конная статуя, изображение которой сохранилось на русских иконах.

Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу империи Константинополь украсили новые постройки – Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм святой Софии(храм Премудрости), построенный Анфимием из Тралл и Исидором из Милетав 532–537 гг.

Это главный памятник не только эпохи, но и всей византийской истории. В храме святой Софии была воплощена идея грандиозного центрического храма.Огромное внутреннее пространство храма св. Софии перекрыто полусферическим куполом, к которому с востока и запада примыкают два полукупола. Поэтому создается впечатление, что купол парит в воздухе. Купол, символизирующий небо, станет в дальнейшем неотъемлемой частью византийских церковных построек. Интерьер храма Софии богато украшен разноцветным мрамором и цветной майоликой. Пышность интерьера xpaма в сочетании с торжественным богослужением, роскошными облачениями священников и драгоценной утварью создавали иллюзию беспредельного пространства, превращали храм в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной.

Одновременно с возведением ранневизантийских храмов складывался стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Для Византии светское искусство было редкостью, поэтому темы произведений носили религиозный характер.

Помимо Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства сохранились на территории Греции и Италии, в Равенне. Наряду с религией искусство этого периода прославляло власть императора. Стены церкви Сан-Витале(526–547) в Равенне украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры.

Период Македонской династии и династии Комнинов

Зрелое византийское искусство сложилось в 730–843 гг. В 867–1057 гг., при императорах македонской династии, придворное столичное искусство Константинополя становится менее пышным. Церкви крестово-купольного типа постепенно вытесняют соборы типа базилики вместе с этим значительно уменьшаются масштабы храма. Росписи церквей имели строго продуманную систему, иллюстрирующую основные положения христианского учения и повествуют о жизни богоматери, Христа и святых. В живописи и архитектуренаблюдается расцвет, который условно называют македонским Возрождением.

В церковной архитектуре большое значение приобретает экстерьер храма: фасады украшаются легкими колоннами, появляется асимметрия, улучшается внешний декор. Применяется облицовка фасадов разноцветным камнем, и чередование слоев красного кирпича и белого раствора. С этого периода все византийские храмы стали украшаться по единой выработанной схеме.

Лучше других сохранились архитектурные ансамбли XI–XII вв. – монастыри Хосиос Лукасв Фокиде (Греция), Неа Монина острове Хиосе и Дафниблиз Афин в Греции. В них мы находим замечательный по цельности синтез архитектуры и монументальной живописи – мозаики.

Выдающимися образцами византийской фресковой живописи XI–
XII вв. являются росписи храма Святой Софиив Охриде, церкви Святого Пантелеймонав Нерези (Сербия) и монастыряИоанна Богослована Патмосе.

В период Македонской династии и династии Комнинов ярко проявляются характерные черты «средневекового» искусства: строгая подчиненность традициям и церковному авторитету, безликость творчества художника, но именно в это время наблюдается подъем в искусстве иконописи.О мастерстве византийских иконописцев можно судить по сохранившейся иконе Владимирской Богоматери и иконе Григорий чудотворец.

Бурное развитие получает декоративно-прикладное искусство: резные изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло, перегородчатые эмали, изделия из золота и др. Развивается книжная миниатюра.

В XIII в. в провинциальных областях распавшейся Византийской империи, в которую вторглись крестоносцы, все еще много строили, правда, ничего существенно нового для искусства это столетие с собой не принесло. После вторжения крестоносцев в столицу Византии Константинополь как главная художественная школа, откуда выходили все новые идеи, перестал на время существовать. Зато активизировалась художественная жизнь в провинции, где спасались от бесчинств крестоносцев многие столичные художники.

После изгнания крестоносцев из Константинополя в 1261 г. начали складываться условия для медленного возрождения местной школы. К концу XIII в. вновь стали изготовляться рукописи с миниатюрами, подражавшими образцам 10 в., созданным в античном духе.

Эпоха Палеологов

Династия Палеологов – последняя в истории Византийской империи. Этот новый и последний период истории искусства Византии условно называют Палеологовским Возрождением (1261–1453).

В XIII в. Константинополь был захвачен крестоносцами, и фактически к 1261 г. прекратилось существование Византии. Бывшая Империя стала мозаикой небольших государств. Этот период характерен спадомв развитии ее культуры.

К началу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободное движение фигур, более мягкое выражение лица.

Архитектура того времени не была способна к созданию нового и монументального стиля – строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. Но орнаментация стала богаче, композиции ансамблей живописнее, пропорции более хрупкими. В это время появились: храм монастыря Хора, церковь Апостоловв Салониках, дворец Текфур-сарайв Константинополе.

В живописи плотные и яркие цвета сменяются приглушенными оттенками нежно-розового, голубого, сиреневого. Мастера предпочитают мозаике фреску, миниатюру и икону.

Византия XIV в. испытывала экономические проблемы. После взятия турками Константинополя в 1453 г. византийское искусство совсем пришло в упадок. Оно продолжало еще существовать на Афоне, на острове Крите, в православных храмах Болгарии и Сербии, но постепенно изживало себя. На историческую сцену выступали новые общественные силы, средоточием которых стали передовые торговые города Италии и Нидерландов. И именно там, раньше чем в других странах, сложилось реалистическое искусство Возрождения.

Именно в этот период, не найдя применения своему дарованию, отправляется на Русь Феофан Грек (ок. 1340–1405), который считается последним и едва ли не величайшим из византийских мастеров эпохи Палеологов. Перенесенное в Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло.

Широко использовав наследие античных мастеров, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их другим народам. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь).

Роль Византии в мировом социокультурном процессе очень велика. Она фактически являлась связующим звеноммежду западной и восточной цивилизациями. Византия сохранила для Европы античное искусство, стала основой для древнерусского искусства, построила собор Святого Марка, ставший школой итальянских зодчих и живописцев и т. д.

Византийское искусство является эталоном для искусства православного мира, а византийская церковь – мировым центром православной веры.Исключительно важна просветительская рольВизантии, которую она сыграла в средние века.

 

Контрольные вопросы

1. Какие черты были присущи искусству дороманского периода?

2. Назовите основные черты романской архитектуры.

3. Каковы отличительные особенности изобразительного искусства романского периода?

4. Какие шедевры готического искусства вам известны?

5. Назовите основные этапы развития искусства средневековья.

6. Как понятие теоцентризма связано с идеологической основой средневекового искусства?

7. Какие установки средневековой этики воплощал готический собор?

8. Кто такие донаторы?

9. Как назывался главный византийский храм?

10. Какие черты были присущи пелеологическому стилю?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...