Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение стилей саморегуляции поведения и морально-волевых качеств личности ребёнка




 

Констатирующий эксперимент

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах.

Стилевыми особенностями саморегуляции мы называем такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности.

Осознанная саморегуляция произвольной активности человека - целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью.

Стиль саморегуляции деятельности представляет собой способ деятельности, который в зависимости от индивидуальных особенностей личности характеризуется автономностью или зависимостью при постановке целей, их реализации и оценке полученных результатов.

Стиль саморегуляции деятельности зависит от уровня сформированности звеньев саморегуляции и морально-волевых качеств ребёнка, а так же от частоты проявления психических состояний.

К оптимальному стилю саморегуляции следует отнести автономный стиль, который характеризуется высоким уровнем сформированности звеньев саморегуляции и морально-волевых качеств ребёнка, а также низкой частотой проявления таких психических состояний, как агрессивность, тревожность, фрустрация и ригидность.

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах. [26,27]

К стилевым особенностям саморегуляции мы относим, во-первых, индивидуально-типические особенности регуляторных процессов планирования задач, моделирования ситуаций, программирования действий, оценивания результатов, во-вторых, стилевые особенности, которые характеризуют функционирование системы саморегулирования и являются одновременно личностными свойствами, например самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность.

Разновидность стиля саморегуляции характеризуется высокой развитостью программирования и недостаточной - планирования и моделирования. [7]

Автономный стиль саморегуляции имеет две разновидности. "Сильной" стороной стиля первой разновидности является высокая развитость планирования, которое компенсирует функциональную недостаточность процессов моделирования и оценки результатов у ребёнка, названных "автономными в планировании задач". Трудности, связанные с ориентацией в учебной ситуации и учетом требований обстановки, компенсируются ими тем, что ситуации заранее планируются и продумываются. Второй разновидностью является "Автономные в контролировании". Была обнаружена между особенностями процессов планирования и оценки результатов. Это конечно свидетельствует о том, что цели испытуемых в ходе процесса под влиянием функций оценки результатов подвергаются постоянному контролю и коррекции, чем и обеспечивается адекватность целей и их достижение.

Устойчивый стиль саморегуляции обеспечивается высокой развитостью процессов планирования и оценки результатов. "Слабая" сторона регуляции у устойчивых испытуемых - звено моделирования - компенсируется за счет особенностей процессов оценки результатов. Программа действий в процессе осуществления постоянно контролируются и корректируются до тех пор, пока выполнение действий не приведет к ожидаемым результатам и достижению цели. [16,17]

Таким образом, следует особо подчеркнуть, что ни один из выделенных стилей не являлся более предпочтительным с точки зрения большого успеха. Но для достижения целей и задач более оптимальными будут смешанные стили саморегуляции, преобладание того или иного стиля позволит корректировать и следить за уровнем саморегуляции. Определяя уровень, можно будет увидеть, что ребёнку не хватает для полного достижения целей и задач.

Борьба за моральное превосходство выражается особенно ярко в бою на ринге. Неумение подавить страх волевым усилием, неумение заставить себя бороться за победу всегда вызывает у боксера чувство бессилия.

Способность боксера быстро принимать в бою необходимые решения и неуклонно осуществлять их в действиях имеет важнейшее значение в борьбе за победу. Боксер должен уметь остро воспринимать и критически оценивать складывающиеся в бою положения, обдуманно, смело и быстро принимать решения, логически вытекающие из хода боя и направленности его тактики, а в нужных случаях смело идти на риск.

Таким образом, психологическая подготовка есть сложнейший процесс актуального состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование развитие соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера. Эти отношения создаются как под влиянием внешних воздействий (со стороны тренера, родителей др.), так и в процессе самовоспитания.

Методика "Стиль саморегуляции поведения"

создана в 1988 году в психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции заведующей В.И. Моросановой.

Описание методики: Цель методики - это диагностика развития саморегуляции, включающего в себя показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

Данная методика состоит из 46 утверждений, "Общий уровень саморегуляции" (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения методики входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике "Стиль саморегуляции поведения".

 

 

Кол-во уч-ся Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
10 чел-к 6 чел-ка 4 чел-к -------

 

Вывод: По результатам проведения констатирующего эксперимента - по методике "Стиль саморегуляции поведения", можно наблюдать, что саморегуляция поведения группы в большей степени находится

на низком уровне, но также есть ребята со среднем уровнем саморегуляции. Тем самым мы видим, что необходимо повышать уровень саморегуляции занимающейся группы, от этого будут зависеть дальнейшие результаты ребят в спорте, так как состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую оно является решающим в схватке.

 

Анализ индивидуальных результатов экспериментальной группы по методике "Стиль саморегуляции поведения"

И.Ф. Пл. М. Пр. Ор. Г. ОУ.
1. Рафик Г. 2 2 2 1 3 22
2. Илья С. 3 1 3 1 3 20
3. Илья П. 2 2 2 2 3 24
4. Врежик С. 2 1 2 2 2 20
5. Ильдар А. 2 2 2 2 2 21
6. Александр В. 2 1 2 2 2 21
7. Руслан П. 2 3 2 3 2 24
8. Андрей К. 3 2 3 3 3 24
9. Эмиль Р. 2 1 3 3 3 23
10. Антон Г. 2 2 2 2 1 21

 

Вывод: По индивидуальным результатам данной группы можно сказать, что в основном у испытуемых низкий уровень и показатель по шкале потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично.

По шкале моделировании можно увидеть, что у ребят слабая сформированность процессов моделирования. И это приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели.

Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно.

При низких показателях по шкале оценивание результатов испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни.

У испытуемых с низкими показателями по шкале общей уровень саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей.

Таким образом, соответственно, для повышения уровня саморегуляции мы разработали программу "Я ВСЁ СМОГУ", которая направлена на коррекцию и повышение уровня саморегуляции поведения.

Методика "Исследования морально-волевой организации личности" была разработана в 1988 году в психологическом институте РАО в лаборатории заведующей В.И. Моросановой.

Описание методики: Цель методики - это диагностика исследования и распознания личности и ее индивидуальные морально-волевые качества, включающие в себя настойчивость, самостоятельность, решительность.

Методика "Исследования морально-волевой организации личности" (иМВол) создана для научных исследований в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной личности. Утверждения построены на типичных жизненных ситуациях.

Методика состоит из 56 утверждений, и работает как единая шкала Ц - Ценностно-смысловая организация личности; О - Организация деятельности; Р - Решительность; Н - Настойчивость; С - Самообладание; См - Самостоятельность; Л - Показатель лжи; В - Общий показатель, характеризующий морально-волевую организацию личности.

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике "Исследования морально-волевой организации личности".

 

 

Кол-во уч-ся Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
10 чел-к 6 чел-ка 3 чел-к 1 чел-к

 

Вывод: По данной методике "Исследования морально-волевой организации личности" в констатирующем эксперименте мы видим, что в данной группе есть мальчик с высоким уровнем морально-волевых качеств личности, но в основном преобладает низкий уровень развитости, также наблюдаются ребята со среднем уровнем развитости. Таким образом, мы видим, что в данной группе необходимо развивать морально-волевые качества личности, так как морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач. Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена. Они включают в себя формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности.

 

Анализ индивидуальных результатов экспериментальной группы по методике "Исследования морально-волевой организации личности"

И.Ф. Ц О Р Н С См Л В
1. Рафик Г. 6 7 7 7 7 6 6 46
2. Илья С. 14 15 14 13 13 16 13 98
3. Илья П. 6 7 7 7 8 8 8 51
4. Врежик С. 6 7 6 6 6 7 7 46
5. Ильдар А. 6 6 5 7 7 6 7 44
6. Александр В. 7 8 7 6 7 7 8 50
7. Руслан П. 5 6 7 5 7 7 6 45
8. Андрей К. 7 6 5 7 6 5 7 45
9. Эмиль Р. 8 7 6 6 6 7 6 46
10. Антон Г. 5 7 8 6 8 9 7 50

 

Вывод: По данной методике индивидуальных результатов, мы можем сказать, что Илья С. достигает высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения.

Несколько ребят показали, что волевые качества личности развиты в достаточной мере, а так же есть ребята, у которых волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии.

Следовательно, таким образом, мы считаем необходимым: развивать, корректировать, подкреплять и повышать уровень морально-волевых качеств личности всей испытуемой группе без исключения. Так как всегда есть опасность ослабления волевых качеств. Для развития, подкрепления и повышения уровня морально-волевых качеств личности мы также предлагаем разработанную нами программу "Я ВСЁ СМОГУ", которая направлена на повышение уровня и развитие морально-волевых личностных качеств ребёнка занимающегося боксом, для достижения своих целей, как в спорте, так и в жизни вообще.

Таким образом, проведя данные методики: "Стиль саморегуляции поведения" и "Исследования морально-волевой организации личности", для повышения уровней саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка мы предлагаем разработанную нами программу:

"Я ВСЁ СМОГУ", которая направлена на повышение уровня саморегуляции эмоционального состояния и развитие морально-волевых личностных качеств ребёнка.

 

2.2 Апробирование программы "Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка" Формирующий эксперимент

 

На основании данных констатирующего эксперимента нами была разработана программа "Я ВСЁ СМОГУ", состоящая из 12 занятий, направленная на повышение уровня саморегуляции и морально-волевых качеств боксера.

С помощью этой программы изменяется, корректируется и повышается уровень саморегуляции, развиваются и подкрепляются морально-волевые качества личности для достижения поставленных целей ребёнком.

Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач. Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание и развитие моральных сторон личности спортсмена. Саморегуляция предполагает определенное развитие способности ребёнка к морально-волевым усилиям. Проявления конкретной индивидуальности и личности ребёнка.

Цель программы:Повышение уровня саморегуляции и развитие морально-волевых личностных качеств ребёнка занимающегося боксом.

В эксперименте приняли участие ребята, занимающиеся боксом в группе НП-1 года обучения, количество их составило 10 человек в возрасте от 8-9 до 10-13 лет.

Задачи программы:

сформировать и развить морально-волевые качества ребёнка, занимающегося боксом;

повысить уровень саморегуляции ребёнка, занимающегося боксом.

 

Тематический план

Наименование разделов и тем Кол-во часов
1 Расслабление грудной клетки 1
2 Развитие инициативности 2
3 Расслабление плечевого сустава 1
4 Развитие уверенности 2
5 Расслабление бедер и живота 1
6 Развитие специальной выносливости 2
7 Расслабление лицевой области 1
8 Развитие стойкости и смелости 2
9 Расслабление кисти рук 1
10 Развитие морального превосходства над соперником 2
11 Расслабление нижней части ног 1
12 Развитие трудолюбия 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...