Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную науку. Работы российских и американских ученых.




Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий.

Задачи Дифференциальной психологии: установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий психики человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

 

Основные положения Дифференциальной психологии.

1. Универсальность и вариативность поведения.

2. Соотношение общего и особенного.

3. Детерминация поведения.

4. Устойчивость проявления признаков.

5. Измеряемость феномена.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания:

- изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. - пересечение с общей психологией;

- изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. - пересечение с возрастной психологией);

- говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д. - образует связи с психофизиологией;

- изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе - образует связи с социальной психологией;

- говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера - образует связи с медицинской психологией;

- исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта - находится в пересечении с этнопсихологией.

Основные направления дифференциальной психологии

Объект исследования Качество исследования
1. Признак Один у нескольких индивидов вариационное «горизонтальное»
2. Признак Два и более у нескольких индивидов корреляционное  
3. Индивидуальность Один индивид в отношении многих признаков психогеографическое «вертикальное»
4. Индивидуальность Два и более индивида в отношении многих признаков сравнительное  

Характерология; психогностика физиогномики френологии (краниоскопии) графологии

Предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную науку. Работы российских и американских ученых.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог Вильям Штерн, которому удалось собрать имеющиеся к тому времени (1911 год) представления о различиях между людьми в целостную концепцию.

Предыстория создания концепции, в первую очередь, связана с развитием ряда эмпирических направлений, которые отличались использованием метода наблюдения, невысоким уровнем обобщения, а также попытками связать некоторые анатомо-физиологические и психологические особенности человека.

Например, в рамках физиогномики, основанной Ж. Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии, развиваемой Ф. А. Галлеем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. Приверженцы графологии, которой больше других занимался аббат И. Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке [6, с.9–10].

К концу XIX века, в связи внедрением в психологию экспериментального метода, изучение различий переходит на качественно новый уровень, предполагающий измерение и последующий анализ индивидуальных и групповых признаков. К ключевым событиям этого периода, которые послужили предпосылками для оформления дифференциальной психологии в отдельную науку, относят следующие:

1. Открытие Вильгельмом Вундтом психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов. Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и других странах Европы и Америки.

2. Открытие феномена времени реакции. Еще в 1796 году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление (обнаружены индивидуальные различия между наблюдателями-астрономами в определении местоположения звезды). Объяснение факту было дано в 1816 году Фредериком Бесселем – различия во времени реакции (пересечение звездой координатной сетки было дано на 0,5 секунды позже). Публикация в 1822 году Бесселем результатов своих многолетних наблюдений за временем двигательной реакции немецких астрономов может считаться первым научным отчетом об изучении дифференциально-психологических аспектов поведения человека.

Открытие Ф. Бесселя было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс, обладающий временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как одномоментный феномен. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов.

3. Использование методов статистического анализа. В 1869 году в Англии выходит в свет труд Фрэнсиса Гальтона (1869–1978) «Наследственный гений», в котором автор интерпретировал результаты проведенного им статистического анализа биографических фактов выдающихся людей, а также обосновал наследственную детерминацию человеческих способностей. Работа Гальтона была написана под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Ф. Гальтон в 1884 г. организует первую антропометрическую лабораторию в рамках Международной Выставки в Лондоне. Он проводит первое массовое обследование людей (9.337 испытуемых в течение года). Изучает различия в конституциональных (рост, вес, пропорции тела), сенсомотрных (время реакции на визуальные и слуховые стимулы, сила сжатия), сенсорных (острота зрения и слуха) параметрах. Результатом стало обоснование методов статистического анализа и развитие новых идей.

4. Использование данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод, который впервые использовал еще Гальтон. Этот метод позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать различия в зависимости от источника их происхождения: генетические (передаваемые из поколения в поколение), врожденные (имеющие значение только для родственников одного поколения), приобретенные (связанные с разницей в окружении)

Американской, связанной с именами Джеймса Маккинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;

Американская линия. В работах, проводившихся в более близкие к нам времена, тематика исследований расширяется. Американский исследователь А. Анастази относит к сфере изучения индивидуальных различий, наряду с проблемой выделения психологических характеристик и исследований их природы, еще и анализ групповых различий. Р. Кэттел, стремясь выделить наиболее существенные характеристики, исследует и их взаимные соотношения, их структуру.

Весьма своеобразной, российской, развивающей традиции И.П. Павлова (1951а), положения психофизиологической школы Б.М. Теплова--В.Д. Небылицына и включающей множество плодотворных, но пока еще недостаточно хорошо известных мировому читателю концепций

Российская линия. В советской психологии индвидуальных различий основное внимание уделяется структуре психологических характеристик и физиологическим основаниям индивидуальных различий (Б.Г. Ананьев, Б.Н. Теплов).

47. Природа наследственности: митоз, мейоз, гетерозиготность и гомозиготность, доминантный и рецессивный признак, главные гены и полигены, генный баланс

Митоз – это последовательное клеточное деление. Яйцеклетка делится на две «дочерние» клетки, которые затем делятся на 4, 8, 16, 32, 64 и т. д. При этом следует отметить, что частота деления клеток во всем организме не одинакова, вследствие чего нарушается число делений клеток.
Мейоз. После того как особь начала развиваться, часть клеток резервируется. Зарезервированная часть клеток не участвует больше ни в каких процессах. Она активируется только лишь тогда, когда особь достигает зрелости, и участвует в размножении особи. Из этой зарезервированной части клеток очень скоро, но до того, как особь начнет размножаться, начинают формироваться клетки – гаметы. Мужские гаметы называются спермии, а женские – яйцеклетки.

Большинство генов в каждом организме представлено двумя аллелями, один из которых унаследован от отца, а другой - от матери. Если оба аллеля идентичны, то организм считается гомозиготным, если разные - гетерозиготным.

Гетерозиготность (heterozygosity, греч. heteros — другой, разный и zygotos — соединенный вместе) - существование различий между аллелями идентичных генов у диплоидной или полиплоидной клетки (организма). Гетерозиготность возникает при слиянии разнокачественных по генному или структурному составу гамет в гетерозиготу. Структурная гетерозиготность возникает при хромосомной перестройке одной из гомологичных хромосом, ее можно обнаружить в мейозе или митозе. Выявляется гетерозиготность с помощью анализирующего скрещивания.

Термин «Гетерозиготность» введен У. Бейтсоном в 1902 г.

Гомозиготность (homozygosity) [греч. homos — равный, одинаковый; взаимный, общий и zygotos — соединенный вместе] — отсутствие различий между аллелями (см. Аллели, аллеломорфы) идентичных генов у диплоидной или полиплоидной клетки (организма). Переход гена в состояние Г. приводит к проявлению в структуре и функции организма (фенотипе) рецессивных аллелей, эффект которых при гетерозиготности подавляется доминантными аллелями. Тестом на Г. служит отсутствие расщепления при определенных видах скрещивания. Термин «Г.» введен У. Бейтсоном в 1902 г

Рецессивный признак - признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
Доминантный признак - преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
Есть два вида наследуемых признаков - доминантные (более сильные) и рецесивные (более слабо проявляющиеся у потомства). Например, черные (карие) глаза это доминантный признак, а голубые - рецесивный. У людей, например, светлый цвет волос (блондин) это рецесивный признак. Для понятливости если объяснять на пальцах, то например у родителей если у папы голубые глаза, а у мамы карие, то с вероятностью 80% если не больше у ребенка будут карие глаза, т. к. преимущественно наследуется доминантный признак.
Попробую объяснить на пальцах.
Все признаки (цвет глаз, прямые или кудрявые волосы, длина пальцев и т. д.) мы наследуем от мамы и папы, т. е. в 2-х экземплярах. Какие-то признаки (качество) - сильные (доминантные, например, черные глаза, а какие-то слабые (рецессивные). Доминантный всегда проявляется а рецессивный, только тогда, когда их два вместе.

ПОЛИГЕНЫ тип генов, ответственных за существование количественной (непрерывной) генотиппч. изменчивости и взаимодействующих, как правило, по типу кумулятивной полимерии. Кроме П, выделяли и олигогены (главные гены), к-рые в отличие от П. обеспечивают качеств, (прерывистую) изменчивость, поэтому их относительно легко идентифицировать при гибридологии, анализе. Олигогены и П. отличаются и по локализации в разл. районах хромосом: П. расположены в гетерохроматиновых участках, тогда как олигогены — в эухроматиновых. На совр. уровне развития генетики деление генов на П. и олигогены условно и относительно, поскольку на мол. уровне все гены контролируют дискретные (качественно самостоятельные) структуры и функции, т. е. ведут себя как олигогены, а локализация в эу- или гетерохроматине не может служить основой разделения генов на две категории. Термин «П.» следует отличать от термина «полимерные гены», обозначающего группу генов, взаимодействующих по типу полимерии, в частности некумулятивной.

генетический баланс сочетание генов, хромосом и геномов в зиготе, обеспечивающее еежизнеспособность и нормальное индивидуальное развитие.

 

48. Природа наследственности: понятие «наследственность», гены и хромосомы, признаки связанные с полом и признаки, зависимые от пола, ограниченно-половые признаки.

Насле́дственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей генетической информации. Уэукариот материальными единицами наследственности являются гены, локализованные в хромосомах ядра и ДНК органелл. Наследственность наряду сизменчивостью обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы[1]. Наследственность и изменчивость являются предмет

Ген (др.-греч. γένος — род) — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Ген представляет собой участок ДНК, задающий последовательность определённого полипептида либо функциональной РНК. Гены (точнее, аллели генов) определяют наследственные признаки организмов, передающиеся от родителейпотомству при размножении. Среди некоторых организмов, в основном одноклеточных, встречается горизонтальный перенос генов, не связанный с размножением.

Хромосо́мы (др.-греч. χρῶμα — цвет и σῶμα — тело) — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена бо́льшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи. Хромосомы чётко различимы в световом микроскопе только в период митотического или мейотического деления клетки. Набор всех хромосом клетки, называемый кариотипом, является видоспецифичным признаком, для которого характерен относительно низкий уровень индивидуальной изменчивости[1].

Признаки, расщепление по которым прискрещивании связанос полом, называютсцепленными с полом. Эти признаки обусловливаются генами, локализованными в половых хромосомах. Установлено, что наследование их зависит в основном от Х-хромосомы. Y-хромосома имеет небольшие размеры, состоит преимущественно из гетерохроматина и является генетически инертной, за исключением, возможно, некоторых генов, контролирующих воспроизводительную функцию и признаки пола. У самцов млекопитающих гены, локализованные в Х-хромосоме, не имеют доминантных или рецессивных партнеров (аллелей) на Y-хромо-соме. Рецессивные гены у них проявляют свое действие уже в одинарной дозе (гемизиготном состоянии) по типу доминантного.

ризнаки человека, наследование которых каким-то образом связано с полом, делятся на несколько категорий:

признаки, ограниченные полом. Их развитие обусловлено генами, расположенными в аутосомах обоих полов, но проявляются только у одного пола. Например, гены, определяющие ширину таза женщины, локализованы в аутосомах, унаследуются и от отца и от матери, но проявляются только у женщин. То же самое касается возраста полового дозревания девушек. Среди мужских признаков, ограниченных полом - количество и распределение волосяного покрова на теле

признаки, контролируемые полом или зависимые от пола. Развитие соматических признаков обусловено генами, расположенными в аутосомах, проявляются они у мужчин и женщин, но по-разному: Например, у мужчин раннее облысение — признак доминантен, проявляется как у доминантных гомозигот (АА), так и у гетерозигот (Аа). У женщин этот признак рецессивен, он проявляется только у рецессивных гомозигот (aа). Поэтому лысых мужчин значительно больше, чем женщин. Другим примером может быть подагра, у мужчин ее пенетрантность выше: 80% против 12% у женщин. То есть, чаще подагрой болеют мужчины. Экспрессивность признаков, контролируемых полом, обусловлена половыми гормонами. Например, тип певческого голоса (бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано и альт) контролируется половой конституцией. Начиная с периода полового созревания, признак находится под влиянием половых гормонов

 

49. Проявление свойств НС в поведении и деятельности: в состоянии утомления, монотонии, психоэмоциональном напряжении, фрустрации, субоптимальной активации, профессиональной деятельности

Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе происходит снижение резистентности организма (устойчивости организма, невосприимчивости к каким-либо факторам внешнего воздействия), появляются соматовегетативные сдвиги (повышение артериального давления) и переживания соматического дискомфорта (боли в сердце и пр.). Происходит дезорганизация психической деятельности. Продолжительные или часто повторяющиеся стрессы ведут к психосоматическим заболеваниям. В то же время человек может противостоять даже длительным и сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. При высокой толерантности (устойчивости) по отношению к фрустраторам поведение человека остается в пределах адаптивной нормы, человек демонстрирует конструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При низкой толерантности могут проявляться различные формы неконструктивного поведения. Наиболее частой реакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия, направленная на внешние объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление, физические нападки на человека, который вызвал фрустрацию. Агрессия, направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины. Может происходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы, тогда человек "выливает свой гнев" на ни в чем не повинных членов семьи или бьет посуду.

 

50. Развитие тестирования в психологии: А. Бине и тест на интеллектуальное развитие; понятие «коэффициент интеллекта», виды первых тестов.

Бине-Симона тест (англ. Binet—Simon Scale) - тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905г. фр. психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка.

При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). Бине-Симона тест переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная модификация была создана амер. психологом Л. Терменом (тест Стэнфорд-Бине). Однако во всех редакциях Бине-Симона тест направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения задания.

Коэффициент интеллекта IQ – это количественное выражение уровня умственных способностей человека. Результат выдается на основании статистических данных, собранных в разных возрастных группах. Чтобы проверить коэффициент интеллекта человек должен пройти специальный тест. Задания рассчитаны на определения способности человека к мыслительному процессу, а не уровень его эрудированности. То есть, по результатам теста выявляется коэффициент математического, вербального, пространственного и других типов интеллекта. Так как для каждой возрастной группы существует свой тип теста, то вполне может оказаться, что школьник окажется на одном уровне (а может и умнее) с выпускником ВУЗа

Существуют различные виды IQ тестов. Наиболее распространенными (кроме теста Айзенка, конечно) являются прогрессивные матрицы Равена, тест структуры интеллекта Амтхауэра, а также методика многофакторного исследования личности Кеттела

81. Характер в структуре индивидуальности: отношение психологов к понятию «характер», соотношение характера и темперамента, содержание понятия «характер».

В буквальном переводе характер означает (от греч. character) – “чеканка”, “отпечаток”. Характер часто определяют как “каркас” личности. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер можно представить как некоторую совокупность устойчивых черт, которые отражают отношение человека к разным сторонам действительности, к жизни. Т.е. при анализе характера на первый план выступают отношения человека. Существующая у человека система отношений к действительности проявляется в способе действий, а проявление человеком типичного способа действий в социально значимой ситуации, называется чертой характера, т.е. - привычки, стереотипы, отражающие стиль семьи, которые неосознанно перенимает ребенок с рождения. Характер призван обеспечить адаптацию личности в конкретной среде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...