Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест по теме «социализация»

Семинарское занятие

Курс: «общая социология»

Тема: «социализация»

Форма занятия: занятие проводится в форме развернутой беседы, на занятии предполагается несколько выступлений с докладами по ключевым вопросам семинарского занятия с последующим обсуждением и дискуссией.

Основные понятия и темы: социализация, личность, как продукт социализации, основные теории социализации, этапы, институты и механизмы социализации.

Задача семинара: закрепить знания студентов первого курса о понятии социализация, ее роли в обществе, о личности как продукте социализации, сформировать представления о существующих теоретических подходах к социализации, этапах, институтах и механизмах социализации.

Домашнее задание для подготовки к семинару:

«Здравствуйте, коллеги. Наш следующий семинар будет посвящен теме «социализация». Прошу подготовить доклады по следующим темам (можно в группе до 3 человек):

1. «Понятие личности в социологии» – в данном докладе прошу рассмотреть личность в первую очередь как продукт социализации. Вам пригодится следующая литература: Общая социология. Зборовский Г.Е. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с, а также учебник Волкова, который приведен ниже.

2. «Основные теории социализации: Ч. Кули, Дж. Мид, З. Фрейд». Вам пригодится следующая литература: Социология. Шестак О.И. Александрова Л.И. http://abc.vvsu.ru/Books/u_sotsiology/page0006.asp

3. «Этапы, институты и механизмы социализации». Вам пригодится следующая литература: Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. Питер, 2003г. - 863с.

Все, кто не берет доклады, ознакомьтесь с главой №3 «Социализация» в учебном пособии: «Социология: Учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд.

2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.»

В электронном виде: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/

Мы начнем семинар с ее обсуждения. До встречи на занятии!»

План занятия:

1. Приветствие, объявление темы, объявление плана и задач семинара. (5 минут)

2. Обсуждение базовых понятий и содержания процесса социализации, проверка знаний усвоенных из заданного на дом параграфа. (5 минут)

3. Доклад «Понятие личности в социологии». (15 минут)

4. Обсуждение доклада (из числа студентов, не готовивших доклад, выбирается рецензент, который дает оценку; докладчики дают пояснения и отвечают на уточняющие вопросы). Здесь для преподавателя важно стимулировать обсуждение, также задавая вопросы докладчикам. (5 минут)

5. Доклад «Основные теории социализации: Ч. Кули, Дж. Мид, З. Фрейд». (15 минут)

6. Обсуждение доклада (из числа студентов, не готовивших доклад, выбирается рецензент, который дает оценку). Эта тема является дискуссионной, поскольку представлены различные теории. Здесь нужно постараться выяснить какая теория больше импонирует студентам, обсудить достоинства и недостатки этих подходов. (10 минут)

7. Доклад «Этапы, институты и механизмы социализации». (15 минут)

8. Обсуждение доклада (из числа студентов, не готовивших доклад, выбирается рецензент, который дает оценку; докладчики дают пояснения и отвечают на уточняющие вопросы). Здесь для преподавателя важно стимулировать обсуждение, также задавая вопросы докладчикам. (5 минут)

9. Тестирование по пройденному за семинар материалу, чтобы проверить насколько хорошо тема усвоена. (10 минут)

10. Подведение итогов семинара, контроль посещаемости, проставление оценок за доклады и активность на семинаре, сообщение следующей темы. (5 минут)

Вопросы к аудитории, проверка знаний (2 пункт плана):

1. Что такое «социализация»?

2. В чем заключается значение социализации для общества?

3. Какую роль играет процесс социализации в становлении личности?

4. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

5. Что усваивается человеком в ходе социализации?

Глоссарий [1]

Социализация – это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость

социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на объект. Социализация требует также деятельного участия самого индивида.

Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ – неделимый, конечный).

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало.

Социальная адаптация – это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Ресоциализации – усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.

Социальная роль –это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.


Тест по теме «социализация»

Внимание! В вопросах теста может быть несколько правильных ответов.

1. Социализация это:

А) процесс изучения человеком существующих в обществе традиций, обычаев и правил этикета.

Б) процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения.

В) процесс адаптации мигранта к новым социальным реалиям, культурным нормам и законам страны.

Г) процесс изменения мировоззренческой позиции, установок и ценностей личности в соответствии с культурой данного общества.

2. Роль механизма социализации в обществе заключается в:
А) Сохранении культуры и передаче традиций общества

Б) Воспроизводстве общественных практик и институтов

В) В развитии науки и искусства

Г) В адаптации человека в обществе, усвоении им норм и социальных ролей

3. Определите разницу между понятиями «индивид» и «индивидуальность».

А) индивидуальность, в отличие от индивида имеет характер и темперамент.

Б) индивид, в отличие от индивидуальности не включен в общественные отношения и не социализирован.

В) индивидуальность в отличие от индивида, проявляет свои характерные черты и особенности, не считаясь с общественным мнением.

Г) индивидуальность, в отличие от индивида предполагает наличие совокупности уникальных черт – биохимических, нейрофизиологических, психологических и др.

4. Определите разницу между понятиями «индивид» и «личность»:

А) личность это системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении.

Б) личность это социальное свойство индивида, подразумевающее его включенность в культуру общества, исполнение социальных норм и традиций, сформированную этико-мировоззренческую позицию и совокупность моральных принципов, которых она строго придерживается в своей деятельности.

В) личность это этап становления индивида, на котором он рассматривается субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Г) личность, в отличие от индивида наделена уникальными волевыми качествами, принимает ответственные решения и влияет на жизнь всего общества.

5. Что понимается в социологии под термином «Личность»:

А) всякий человек с момента своего рождения.

Б) каждый человек, имеющий моральные принципы и мировоззрение.

В) выдающийся человек.

Г) это человек, усвоивший социальный опыт и способный выступать субъектом общественных отношений.

6. Автор теории «зеркального Я».

А) Чарлз Хортон Кули

Б) Джордж Герберт Мид

В) Зигмунд Фрейд

Г) Жан Пиаже

7. В теории Зигмунда Фрейда психическая структура личности включает:

А) «сознательное» и «бессознательное»

Б) Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»)

В) Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»)

Г) «сознательное» и «подсознательное»

 

 

8. Какой ученый выделяет следующие стадии социализации в своей теории: «имитация», «игровая стадия», «стадия коллективных игр»?

А) Чарлз Хортон Кули

Б) Джордж Герберт Мид

В) Зигмунд Фрейд

Г) Жан Пиаже

 

9. Кто из названных лиц является агентом социализации

А) школьный учитель

Б) агент по недвижимости

В) продавец в магазине

Г) спортивный тренер

10. Что такое ресоциализация?

А) усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.

Б) второй этап социализации, начинающийся после 18 лет на котором усваиваются новые социальные роли, связанные с вступлением в совершеннолетний возраст и, соответственно, приобретением новых прав и обязанностей.

В) вид социализации, который подразумевает участие специалистов в процессе коррекции поведения девиантных подростков.

Г) процесс повторной социализации, необходимый для недееспособных людей, потерявших память или имеющих какие-либо психические или нейрофизиологические расстройства.

 


[1] Все термины глоссария приведены здесь из материала учебного пособия: Социология: Учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...