Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности родительского отношения к детям различного возраста.




Исследователи отмечают, что, несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение постоянно меняется, приобретает те или иные черты либо под воздействием различных событий, либо в связи с изменением возраста ребенка.

Тип демонстрируемого родительского отношения несомненно зависит от возраста ребенка. Ребенка двух лет бесполезно дисциплинировать, используя вербальные средства и разъясняя ему причины его поведения. В данном возрасте огромное влияние на ребенка имеют чувства, демонстрируемые родителем. Ребенок пока еще имеет слабую защиту от тревожности, поэтому он будет чувствовать себя беспомощным, если родитель будет выражать гнев. Использование физических наказаний, то есть причинение ребенку боли, может остановить нежелательное поведение, но одновременно ведет к разрушению отношений между взрослым и ребенком. Наилучший способ дисциплинирования ребенка этого возраста - минимум ограничений и такая организация окружения ребенка, чтобы он имел возможность исследовать разные предметы.

Ребенок 5-6 лет более способен контролировать свое поведение. В этом возрасте родительское отношение может включать объяснение причин и последствий различных форм поведения.

В подростковом возрасте от родителей как никогда требуется понимать поведение ребенка, видеть те причины, которые побуждают подростка вести себя подобным образом. Подросток борется за независимость и не терпит, когда его ограничивают. Подросток полон внутренних противоречий, которые родители должны понимать и принимать.

Практически никто из родителей не придерживается какой-то одной линии поведения, они меняются от ситуации к ситуации. Однако у каждого родителя можно выявить доминирующий тип воздействия на ребенка.

В исследовании Е.О.Смировой и М.В.Соколовой [34] была изучена связь демонстрируемого родительского отношения с возрастом ребенка.

Сравнительный анализ в разных группах родителей показал, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное начало. В целом в отношении к ребенку у современных родителей преобладает оценочная позиция с ориентацией на конкретные качества ребенка, которые они хотели бы видеть в нем.

Степень выраженности предметного и личностного начал значительно варьируется как внутри каждой возрастной группы, так и между ними, изменяясь от одного возраста к другому. Личностное начало в отношении к ребенку имеет не однонаправленную линейную динамику, а сложный, «волнообразный» путь развития. Наиболее выраженным оно является в родительском отношении к детям дошкольного и подросткового возраста. Самое низкое его значение (и соответственно самые высокие показатели предметного начала) - в группе родителей детей младшего школьного возраста.

В процессе изучения ценности различных качеств ребенка в связи с его возрастом было установлено, что ценность интеллектуального развития ребенка имеет самое высокое значение для родителей дошкольников. Волевые качества личности наиболее значимы для родителей дошкольников и подростков. Ценность произвольного поведения выходит на первый план для родителей двухлеток (они отмечают ее почти в два раза чаще, чем родители других возрастных групп), также она значима для родителей младших школьников. Формирование моральных качеств личности имеет максимальное значение для родителей младших школьников (здесь оно почти в два раза превосходит выраженность других ценностей). Общительность ребенка, его положение среди сверстников приобретает значимость только у родителей подростков, в остальных группах она представлена весьма незначительно. И наконец, ценность здоровья ребенка выражена в меньшей степени, однако достаточно высока в группе родителей двухлетних детей.

Исследования о связи типов родительского отношения в классификации Е.О.Смирновой и М.В.Соколовой с возрастом ребенка показали, что во всех возрастных группах наиболее выражены объяснительный, содействующий и строгий стили поведения[34].

Чаще всего родители детей всех возрастов используют объяснительный стиль, наибольшее распространение он имеет у родителей младших школьников, которые используют объяснение в качестве главного метода воздействия на ребенка. Интересно, что даже родители двухлетних детей достаточно часто прибегают к объяснительной стратегии.

К подростковому возрасту выраженность данного стиля существенно снижается. Родители подростков и дошкольников часто применяют содействующий стиль воспитания. Наряду с этим достаточно распространен строгий стиль воспитания, он имеет высокие значения во всех возрастах, за исключением дошкольного. Интересно, что родители дошкольников чаще, чем в других группах, прибегают к ситуативной стратегии поведения. Автономный стиль не имеет выраженных показателей даже в старших возрастных группах. Компромиссный и потакающий стили встречаются значительно реже, их показатели несколько выше в младших возрастных группах.

Таким образом, одним из факторов, которые обуславливает особенности родительского отношения является возраст ребенка. Для каждого возрастного периода существует наиболее оптимальный тип родительского отношения. Ребенка двух лет бесполезно дисциплинировать, используя вербальные средства и разъясняя ему причины его поведения. В данном возрасте огромное влияние на ребенка имеют чувства, демонстрируемые родителем. Ребенок 5-6 лет более способен контролировать свое поведение. В этом возрасте родительское отношение может включать объяснение причин и последствий различных форм поведения. В подростковом возрасте от родителей как никогда требуется понимать поведение ребенка, видеть те причины, которые побуждают подростка вести себя подобным образом.

В существующих исследованиях о связи родительского отношения с возрастом ребенка доказано, что во всех возрастных группах наиболее выражены объяснительный, содействующий и строгий стили поведения. Чаще всего родители детей всех возрастов используют объяснительный стиль, наибольшее распространение он имеет у родителей младших школьников, которые используют объяснение в качестве главного метода воздействия на ребенка. Родители подростков и дошкольников часто применяют содействующий стиль воспитания. Наряду с этим достаточно распространен строгий стиль воспитания. Родители дошкольников чаще, чем в других группах, прибегают к ситуативной стратегии поведения.

 

 

РАЗДЕЛ 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...