Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

34. вопрос. Покажите сходство и различия российской и одной из зарубежных систем образования (по выбору студента).




34. вопрос. Покажите сходство и различия российской и одной из зарубежных систем образования (по выбору студента).

Как известно, среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное. В финских школах не сдают экзаменов, даже выпускных. А также дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется. Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т. е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет

процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний. Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для по поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе.

Во-первых, в России мы можем наблюдать множество школ с углубленным изучением отдельных предметов. Что же лучше? На мой взгляд, в данном вопросе российская система общего образования выигрывает. Иметь талант в одном и недостаток способностей в другом – в природе человека, так почему бы не развить имеющиеся данные? Но, разумеется, человеку важно иметь хотя бы базовые знания по основным дисциплинам.

Во-вторых, одним из самых важных элементов любой системы образования я считаю индивидуальный подход. В финской системе данная проблема эффективно решена, в отличие от России. В классах среднестатистической российской школы ориентируются на среднего ученика. Несомненно, индивидуальный подход сложен в реализации на практике, но разве это того не стоит? Разве не важно дать каждому ученику как можно лучшее образование? Однако то, что вина за непонимание учеником темы полностью возлагается на учителя, я нахожу не всегда верным. Как известно, если человек сам того не желает, даже самый лучший преподаватель не сможет его чему-то научить. Именно здесь и может помочь индивидуальный подход, дабы выяснить, как лучше мотивировать ученика.

В-третьих, важное значение имеет то, что государство в Финляндии заботится о своих юных гражданах, оплачивая их питание, учебники и проезд до дома. В нашей стране это подчас кажется невероятным. Обучение в России считается бесплатным, но как ученик будет заниматься без учебников, которые ему следует купить? А также условия в российских школах и университетах не всегда отвечают нормам. К примеру, хорошо оборудованные и чистые туалеты закрываются на ключ и используются подчастую лишь учителями. Разумеется, ученики и сами должны быть чистоплотными, но это не отменяет того факта, что забота о них в нашей стране все-таки страдает.

В-четвертых, я нахожу чрезвычайно эффективным отсутствие экзаменов в финских школах. Экзамены – источник давления, чувства принуждения, и это мешает по-настоящему наслаждаться процессом получения знаний. Может появиться чувство отторжения, даже некой враждебности по отношению к учителям, которые могут быть сколько угодно доброжелательны во время семестра, но на экзамене поставить неудовлетворительную оценку. Кроме того, экзамены не всегда отражают объективную реальность, так как, например, волнение может значительно повредить ответу.

Итак, финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках " Программы, по международной оценке, образовательных достижений учащихся" (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом " конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной, вошедшей в число лидеров. В 2012 году Финляндия продолжает сохранять лидерство в мировом рейтинге систем образования, а финские школьники по данным международной организацией IEA занимают по школьным навыкам передовые места среди учащихся других стран. Россия же в рейтинге образовательных систем, составленном в 2014 году британской исследовательской компанией Economist Intelligence, заняла 8-е место среди стран Европы и 13-е в мире.

35. вопрос. Как меняется система образования РФ в соответствии с положениями Болонской декларации?

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Основные постулаты Болонского процесса:

§ Введение двухуровневой (многоуровневой) системы высшего образования (предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate))

§ Введение системы академических кредитов (Кредит (зачёт) или зачётная единица Карнеги — зачёт, выставляемый учащемуся за один прослушанный курс в школе или высшем учебном заведении, объём которого составляет обычно один академический час в неделю в течение семестра (или два зачёта — за курс в два семестра, или за курс в два часа в неделю, читаемый за один семестр). Для получения удостоверения о прохождении курса в учебном заведении по какой-либо специальности требуется получить определенное минимальное число «кредитов»

· баллов. Как правило оно составляет несколько десятков или даже более сотни. За посещение специальных курсов может начисляться несколько условных баллов; студент обязан в течение года посетить столько курсов, чтобы общее число баллов было не ниже определённого уровня. С целью обеспечения мобильности студентов (см. Болонский процесс, ECTS) каждая учебная дисциплина оценивается определённым количеством зачётных единиц — баллов, что позволяет оценивать уровень освоения учебных программ студентами, обучающимися в разных университетах, и выдавать дипломы, соответствующие уровню образования и квалификации. )

§ Академическая мобильность (перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания)

§ Обеспечение качества (разработка сопоставимых критериев и методологий)

§ Признание степеней

Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. В ходе выполнения распоряжений Правительства и Министерства образования и науки РФ к настоящему времени сделано следующее:

В результате принятия в конце 2007 г. соответствующих поправок к федеральным законам Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплен переход российских вузов на уровневую подготовку кадров. (Созданная к настоящему времени в Российской Федерации многоуровневая структура высшего профессионального образования по многим параметрам достаточно органично соответствует положениям Болонской декларации. И поэтому можно исходить из того, что существующие у нас ступени высшего образования (1-ая ступень - бакалавр, 2-ая ступень - специалист и магистр) могут быть приняты за основу рекомендуемой Болонской декларацией структуры квалификаций. При этом первая из них нуждается в усилении практической направленности и практической востребованности. )

Начат процесс разработки и утверждения квалификационных (профессиональных) стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей.

Разработаны и находятся в стадии утверждения проекты федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки бакалавров и магистров — основных документов, определяющих требования к структуре

основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения (в виде набора требуемых компетенций).

На протяжении почти всего XX столетия образовательный процесс в СССР велся по так называемым «типовым» учебным планам и программам дисциплин, единым на всем пространстве бывшего Союза. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» содержали (за отдельными исключениями), жесткий перечень дисциплин, практик и форм отчетности, отступать о которых вуз не имел права. Мало того, стандарты контролировали объем (выраженный в академических часах) и содержание каждой из дисциплин, закрепленное в перечне указываемых после ее названия «дидактических единиц» - основных разделов учебного курса. И все же доля самостоятельности вуза при создании учебного плана (за счет так называемых «региональных» и «вузовских» компонентов образовательной программы и курсов по выбору студента) в 1990-2000-х гг. постепенно росла и составляла в ГОС ВПО первого поколения 15-20%, второго поколения - около 30%

В новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы вузов. ФГОС определяет в качестве базовой (обязательной) по набору дисциплин (модулей) лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра (для программы магистра так называемая «вариативная часть» составляет более 70%). Мало того, даже в «обязательной» части программы (за исключением нескольких позиций в цикле гуманитарных и социально- экономических дисциплин) на первое место поставлены не жестко закрепленные учебные курсы, а требования к формируемым у студента в результате изучения соответствующего цикла дисциплин компетенций. Содержательное наполнение второй (вариативной, или профильной) половины образовательной программы становится прерогативой вуза, в помощь которому учебно-методическими объединениями или иными компетентными группами экспертов должны быть созданы ориентировочные (рекомендованные) «примерные основные образовательные программы» по конкретным направлениям подготовки.

Подобный принцип построения стандарта позволит вузам разрабатывать новые образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических наработок, инноваций и т. п. А это, в свою очередь, приведет к разнообразию образовательных программ на территории Российской Федерации. Здесь же заложена и возможность создания программ, совместимых с европейскими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...