Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сейчас мы подходим к первому из наших выводов: отцы церкви, являясь людьми, не раз ошибались.




Это действительно так. Церкви зачастую сами не отрицают мно­гочисленные факты ошибок своих духовных авторитетов. В православии и католицизме не было и нет догмата о том, что все признаваемые церко­вью «святые» изрекали исключительно одну лишь богодухновенную истину. Так, ряд утверждений Иоанна Златоуста в том числе о том, что рай не на небе, а на земле (подробнее об этом мы поговорим позже), эти конфессии считают заблуждением, а данное мнение святого — частным. Но большую часть его трудов церкви принимают. Повторим, историчес­ки распространенные церкви никогда не утверждали и не утверждают, что их отцы церкви не ошибались. Сложно отрицать очевидные факты. Просто прихожанам, да и малому клиру, церковь не «докладывает» о расхождениях с признанными богословами во взглядах на некоторые аспекты теологического (богословского) учения. Также не выставляются напоказ имевшие место факты из жизни «святых», которые могли бы подорвать их авторитет. Ведь, как мы уже заметили, человеку нужны недосягаемые «обожествляемые» лидеры, с которых можно брать пример. Безусловно, такие кумиры сближают прихожан и церковь.

 

V. РЕШЕНИЯ СОБОРОВ

Если мы не можем быть на 100% уверенными в учении «святых» отцов, тогда логично встает вопрос: «Где же истина?». Исторические церкви считают истинными только те труды и теологические воззрения отцов церкви, которые впоследствии были признаны соборами.

Собор — это собрание преимущественно епископата христианской церкви. Существуют поместные (проводимые на местах) и Вселенские (проводимые с созывом представителей всех церквей) соборы. История знает много примеров принятия неверных решений поместными собора­ми, поэтому большинство церквей не претендуют на их абсолютную безгрешность. Вероучительными конфессии считают те свои поместные соборы, решения которых в дальнейшем «прижились» в церкви. А Все­ленские соборы православная, католическая и некоторые другие церкви на уровне догмата считают богодухновенными.

Истинность своей конфессии, многие представители исторически распространенных церквей — католичества и православия подтверждают тем, что каноны их церкви принимались на Вселенских соборах. А эти соборы, по их мнению, не могут ошибаться, раз на них присутствовали христиане со всего света. Также они считают, что их церкви являются истинными и непогрешимыми, так как берут свои истоки прямо от апостолов Иисуса Христа, передавая с тех времен благодать Святого Духа через рукоположение от епископа к епископу.

Давайте последовательно разберем эти и другие аргументы пред­ставителей популярных конфессий.

И православие, и католицизм признают Вселенскими и, соот­ветственно, считают богодухновенными постановления семи соборов:

I — 325 г. I Никейский;

II — 381 г. I Константинопольский;

III — 431 г. Эфесский;

IV — 451 г. Халкидонский;

V — 553 г. II Константинопольский;

VI — 680-681 гг. III Константинопольский; 691-692 гг. Трулльский (Трулльский собор не признается католической церковью Вселенским);

VII — 787 г. II Никейский.

Католики Вселенскими считают еще 14 соборов, состоявшихся с 869 по 1965 годы.

По логике, если постановления Вселенских соборов богодухновенны и важны, то ни одно решение ни одного Вселенского собора не может быть со временем упразднено либо изменено, так как затем под сомнение можно будет поставить и все остальные правила данного собора. А усомнившись в одном Вселенском соборе, нельзя будет доверять и всем остальным. Поэтому все постановления Вселенских соборов до сих пор должны четко, беспрекословно соблюдаться. Но так ли это на самом деле?

Анализ решений Вселенских соборов интересен и показателен. Сегодня мало кто знает, что на некоторых из них принимались решения не созвучные, а порой противоречащие библейскому учению о любви Бога к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16) и любви людей друг к другу: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12). Задумайтесь, могут ли быть богодухновенными решения, которые предписывают наказывать прихожанина вплоть до лишения причастия и отлучения из церкви за то, что он: отходил от веры (11 правило I собора на 12 лет отстраняет оступившегося христианина от причастия); встает на колени перед Богом в воскресенье (20 правило I собора); каким-либо образом воспротивился своему епископу (8 правило IV собора); дружит с евреем (иудеем), мылся с ним в бане и даже лечился у него (11 правило VI Трулльского собора содержит явные признаки антисемитизма); всту­пил в брак с инакомыслящим(ей) (72 правило VI Трулльского собора); ходил в баню вместе с женой (77 правило VI Трулльского собора); посе­щал цирк, зоопарк, смотрел выступления юмористов (51 правило VI Трулльского собора); пропустил три воскресных богослужения (80 пра­вило VI Трулльского собора); в Великий пост скушал сыр, яичко или мясо (56 правило VI Трулльского собора):

«Об отступивших от веры, не по принуждению,... собор определил... Которые истинно покаются: те три лета проведут между слушающими чтение писаний, яко верные; и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения; два же лета будут участво­вать с народом в молитвах, кроме причащения святых тайн».

«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу».

«Не подчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказа­ниям по правилам: аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения церковного».

«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие растор­гать. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен».

«Не должно священнослужителям, или причетникам, или инокам мыться в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Если же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

«Святый Вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увесе­лений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного».

«Если... кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

«Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается... от всякаго заклаемаго (мяса. — Прим. авт.), такожде от яиц и сыра, которыя суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены».

Относительно этих запретов с их несоразмерно строгими наказа­ниями, я думаю, мало кто скажет, что они богодухновенны. Посмотрите, что говорил Иисус: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Апостолы призывали согрешивших исправлять в духе кротости (см. Гал. 6:1), а отлучать от церковного общения лишь тех братьев, кто зако­стенел в грехах: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником» (1 Кор. 5:11). Но, как мы видим, соборы дополнили этот список, включив в него, в том числе, и несущественные запреты.

Если исполнять вышеприведенные указания соборов, то сегодня, например, из православной церкви придется исключить практически всех ее членов. Поэтому эти и некоторые другие решения Вселенских соборов уже давно не применяются на практике и не озвучиваются пастве.

Прочитав постановления Вселенских соборов, можно смело сде­лать второй вывод: некоторые решения Вселенских соборов были небогодухновенны.

Таким образом, если все решения Вселенских соборов нельзя счи­тать безошибочными, то тем более этот вывод касается поместных соборов. К тому же, как мы уже отметили выше, и сами церкви не объявляют на уровне догмата все постановления всех поместных соборов богодухновенными.

А ведь мало кто знает, что не на Вселенских, а именно на помест­ных соборах принималось большинство вероучительных постулатов христианских церквей. Именно на поместных соборах принимались мно­гие каноны, отличающие конфессии друг от друга: богослужебные уставы, обряды, литургии, крестное знамение, учение о рае и аде, о канонизации в «святые», о чудотворности святынь, о необходимости исповеди, о по­стах и праздниках, об устройстве храмов, об одеянии священников и мн. др.

Обо всех перечисленных и иных канонах христианских церквей мы будем рассуждать далее в этой книге, сравнивая их с учением Библии.

Заметим, что в Новом Завете в 15 главе книги «Деяния апостолов» описан истинный христианский собор. В его тексте прямо указан источ­ник принятого решения: «Угодно Святому Духу» (Деян. 15:28). На I Вселенском соборе (325 г.) уже нет ссылки на Духа, но написано: «Как угодно Собору», а на II Вселенском соборе (381 г.) уже сказано: «Святые отцы определили».

 

VI. КТО СОЗДАЛ БИБЛИЮ

Чтобы утвердиться в сделанном нами выводе относительно соборов, давайте еще немного остановим на них внимание. Некоторые христиане доказательство богодухновенности церковных соборов видят в том, что Библию принимали на таких же соборах. Действительно, с первого взгляда кажется, что это весомый аргумент. Если бы не ряд важных моментов:

1. Библия не писалась на соборах, там лишь принимались реше­ния о том, какие книги ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов (двенадцати и семидесяти) следует включить в канон, а какие нет. При этом каноническими были признаны все рукописи, авторство и богодухновенность которых не вызывали сомнений. Дело в том, что внутри церкви всегда существовали вероучительные споры. Поэтому при утвер­ждении канона Библии на соборах представители «противостоящих» друг другу течений в качестве истинных признавали только те письмена про­роков и апостолов, подлинность которых не вызывала сомнений ни у одной из спорящих сторон. Ведь каждый боялся подделок, которыми иногда пытались пользоваться «противники» для подкрепления своих богословских позиций.

В Ветхий Завет вошли книги, которые иудеи считали богодухновенными. В Новый — Евангелия и послания апостолов, не вступающие в противоречие с другими письменами, имеющие древние списки и ци­тируемые христианами II и III веков в своих трудах и переписках. Поэтому соборы никоим образом не были создателями и соавторами Священного Писания, они лишь признавали очевидные факты: что эти письмена, бесспорно, принадлежат перу пророков и апостолов, поэтому их можно и нужно признать богодухновенными и ввести в канон.

2. Канонизация Библии была осуществлена не на тех семи собо­рах, которые православная и католическая церкви вместе признают Вселенскими. Книги Нового Завета были канонизированы церковью в разное время в промежутке между II и V веками. Автор текста Мураториева канона (возможно, Ипполит Римский), датируемого концом II века, каноническими называет 4 евангелия, Деяния апостолов и 13 посланий Павла (кроме послания к Евреям), еще 3 послания апостолов, не названных по имени, а также Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова. Лаодикийский поместный собор (около 364 г.) утвердил но­возаветный канон в применяемом сегодня составе, только без Апокалипсиса. Карфагенский поместный собор (419 г.) принял в канон Апокалипсис Иоанна.

На поместных соборах к христианскому ветхозаветному канону, практически совпадающему с иудейским Священным Писанием (Танахом), периодически предпринимались попытки добавлять не входящие в Ямнинский иудейский канон книги, именуемые сегодня неканоническими, второканоническими, апокрифическими. В католической церкви некоторые из этих книг Тридентским собором 1545 года были признаны богодухновенными наравне с каноническими.

3. Как мы уже отметили, канонизация Библия проходила со II века по 419 год. Это означает, что утверждение канона Священного Писания осуществлялось не православием и не католиками, а единой в то время Всемирной христианской церковью. Ведь разделение в церкви началось позже — после III и IV Вселенских соборов 431 и 451 годов, о чем мы более подробно поговорим в следующей главе. При этом, на соборах, на которых «принималась» Библия, присутствовали представители разных течений христианства, многие из которых впоследствии были признаны еретическими (ариане, аномеи, евномиане, савеллиане, несториане и др.).

4. Книги Священного Писания, которые мы сегодня называем каноническими, верующие считали богодухновенными задолго до при­нятия их в канон поместными соборами и начала проведения Вселенских соборов. До нас дошли многочисленные труды и переписка христиан­ских богословов II и III веков, где «современная» Библия цитировалась десятки тысяч раз.

Конечно, не церковь, не люди и не соборы создали Священное Писание, а Бог! Безусловно, этот процесс Господь держал под особым Своим контролем. Именно Творец сохранил книги апостолов и проро­ков, которые несли Его весть. Именно Создатель способствовал их принятию в канон, чтобы все Писание можно было назвать «богодухновенным» (см. 2 Тим. 3:16, см. также 2 Пет. 1:21, 1 Фес. 2:13, 1 Кор. 2:13, 1 Кор. 14:37, Гал. 1:11,12). Бог, сотворивший Вселенную, Солнце и самый маленький хромосом, всесилен. Бесспорно, Бог не просто создал, но и смог сохранить Свое Послание человечеству. Именно Он не дал Священному Писанию быть уничтоженным, несмотря на многочислен­ные попытки сатаны это сделать.

VII. СИМВОЛ ВЕРЫ

Символ веры в лаконичной форме рассказывает о сути вероиспо­ведания. Популярный сегодня в христианстве Никео-Константино-польский Символ веры был принят на I Вселенском соборе в Никее в 325 году, расширен и дополнен II Вселенским собором в Константино­поле в 381 году. Русский текст в интерпретации православия (без филиокве — filioque, то есть Святой Дух исходит только от Бога Отца) выгля­дит так:

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего види­мого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истин­ного, рожденного, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого все сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пила­те, страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прослав­ляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставле­ние грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Практически все принципы христианской веры, изложенные в этом Символе, не оспаривает большинство христианских конфессий. Поэтому со стороны некоторых верующих популярных церквей можно услышать: «Раз Символ веры, принятый на соборах, истинный, то значит, и все остальные решения соборов также нужно считать истинными». Однако изложенные в Символе выводы может сделать любой человек, внимательно прочитавший Новый Завет. Ведь обо всем этом прямо гово­рится на его страницах.

Также следует помнить, что Символ принимался на двух Вселен­ских соборах — в 325 и 381 годах. Сложно согласиться с тем, что одно лишь признание очевидных фактов библейского учения на двух первых Вселенских соборах «автоматически» освятило все остальные соборы, принявшие массу других постановлений. Как мы уже видели, на после­дующих Вселенских соборах иногда принимались решения, далекие по духу от учения Библии. И, как мы отметили, решения не всех своих поместных соборов признаются самими церквями. И тем более христиане одной конфессии не признают соборов, состоявшихся в других церквях.

Есть существенные недостатки и в самом Символе веры. Один из пунктов Символа гласит: «Верую во едину Святую, Соборную и Апос­тольскую церковь». За этим на первый взгляд правильным утверждением кроется опасное заблуждение. Посмотрите, к чему здесь призывается человек: верить не в богодухновенность учения пророков и апостолов, то есть Библии, а в свою церковь. Дело в том, что верующий, принявший в такой церкви крещение, становится «связан» Символом, а значит, не имеет права даже сомневаться в вероучительных постулатах своей конфессии, иначе последует отлучение — анафема. Для него теперь лю­бое решение священников (пока оно не обжаловано в вышестоящих церковных инстанциях) — истина, ведь те являются представителями «единой Святой, Соборной и Апостольской церкви».

Также многие христиане почему-то не задумываются о том, что тезис о единстве уже давным-давно потерял тот смысл, который был в него изначально заложен. Символ был принят в IV веке. Именно тогда он провозгласил: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь». А в V веке церковь начала разделяться: от единой церкви после III Вселенского Эфесского собора 431 г. отошла Ассирийская церковь Востока, после IV Вселенского Халкидонского собора 451 г.

откололись так называемые древневосточные церкви. А в XI веке остов единой христианской церкви, который еще долгое время продолжал официально сохраняться, сам разделился надвое. В 1054 году произошел раскол церкви на две самостоятельные конфессии католицизм и православие с разными вероучениями, богослужебными уставами, кано­нами и календарями. Причем между ними не стало даже христианского мира, не говоря уже о любви. Более того, они прокляли друг друга, направив соперникам взаимные анафемы. А затем убивали друг друга.

Все россияне хорошо помнят об Александре Невском, который в XIII веке дважды разбил крестоносцев. Но многие не знают, что эти войны являлись крестовыми походами папства. Если сначала крестовые походы носили «миссионерский» захватнический характер по обраще­нию язычников в христианство, то после от войск папы пришлось обороняться и братьям христианам. В Невской битве 1240 года и во время Ледового побоища 1242 года православие защищалось от попы­ток католицизма установить свою власть над землями Руси. Знает история и другие примеры военного противостояния этих двух мировых хрис­тианских конфессий.

Таким образом, единой христианской церкви уже давно нет. Поэтому со вре'f6елостность нарушили лишь вышедшие из церкви протестанты. Но сегодня католицизм, как и прежде, един. Из православия же, во-первых, паства также уходила и уходит в протестантство. Во-вторых, в православии России имел место крупный раскол — из церкви вышли старообрядцы, не принявшие в 1650-1660 годах реформу патриарха Никона. В-третьих, и, наверное, это главное, в отличие от единого католицизма православие сегодня представляет из себя 15 (!) автокефальных церквей: Константинопольская, Александрий­ская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская, Чешских земель и Словакии. Каждая из этих церквей является обособленной и самостоятельной. В автокефальных православных церквях нет единого центра, не существует соподчиненности, не проводятся Вселенские общеправославные соборы с участием полномочных пред­ставителей всех 15 автокефалий, но есть расхождения в вероучении, проведении богослужений и даже применяются разные календари (юли­анский, новоюлианский, а в Финляндской православной автономной церкви — григорианский).

До сих пор православие и католицизм продолжают утверждать, что именно их церковь является той единой, о которой говорится в Сим­воле веры. А другая — это «ручка, отпавшая о чашки». И никто не хочет задуматься, что понятие «единая» нельзя применить только к одной кон­фессии. Если правы догматы католичества, то как же быть с православными христианами? И наоборот. Ведь не может быть две прав­ды — истина только одна. Значит, вторые, которые не правы, уже не христиане, раз не принадлежат к провозглашенной в Символе веры еди­ной церкви? То есть для всех прихожан «неправой» церкви (либо католиков, либо православных) нет спасения? А как же быть с древневосточными православными, восточнокатолическими и другими церквями, которые доктринально стоят «между» православием и католицизмом? А что делать ­с протестантскими конфессиями? Подумайте, ведь во всех перечис­ленных церквях есть много прихожан, любящих Бога и старающихся исполнять Его волю, которую, как они думают, они слышат из уст своих пастырей. Как же быть с ними — живыми, ищущими Бога людьми?

На самом деле, если внимательно читать Библию, все становится на свои места. В Новом Завете церковью называются люди, верующие во Христа, которые вместе собираются во имя Его: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Слово церковь в оригинале Нового Завета представлено греческим словом ecclesia*, обозначающем народный сход, собрание. Это несложно прове­рить. Я не владею ни греческим, ни еврейским языками, но пользуюсь словарем Стронга и подстрочным переводом Библии Алексея Винокуро­ва, которые иногда очень помогают разобраться в значении текстов Священного Писания. Эти два пословных перевода Библии с оригинала сегодня доступны каждому в Интернете на сайтах www.bible.in.ua,   www.jesuschrist.ru  и других порталах.

Об истинном значении слова «церковь» хорошо знали христиане первых столетий. Вот так о церкви писал раннехристианский богослов, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347—407 гг.) в своем труде «Беседа пред отправлением в ссылку»:

«Но разве Церковь в стенах? Церковь — во множестве верующих».

Единая церковь в Новом завете описывается, как Тело Христово, состоящее из главы — Иисуса Христа и всех христиан — членов тела, имеющих разные дары и призвания от Бога:

«Он (Иисус. — Прим. авт.) есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18).

«Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5).

«Вы — тело Христово, а порознь — члены. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исце­лений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27,28, см. также 1 Кор. 12:12-26, Еф. 3:6, Кол. 1:24, Ин. 10:16).

Расколы раз и навсегда доказали, что какая-либо одна христиан­ская конфессия не может претендовать на право называться единой церковью. Но едина Всемирная Христианская церковь, состоящая из отдельных христиан, любящих Бога и старающихся исполнять Его волю, вне зависимости от принадлежности их к какой-либо христианской кон­фессии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...