Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16.Закономерности и принципы процесса обучения.




16. Закономерности и принципы процесса обучения.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными).

Закономерности общие и частные

К общим закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:

 

Закономерность цели,

Закономерность содержания: нельзя преподавать алгебру детям младшего школьного возраста, поскольку содержание алгебры как математической области базируется на знаниях арифметики, которая на данном этапе детьми еще не полностью изучена.

Закономерность качества обучения: качество обучения – это удовлетворение потребностей обучающихся как будущих профессионалов и общества,

Закономерность методов обучения (или дидактическая закономерность) предполагает зависимость от владения педагогом методов и приемов обучения, постановки его целей и задач, критериев отбора учебного материала, а также изучаемого предмета, возраста учащихся и уже имеющегося у них уровня подготовки.

Закономерность стимулирования обучения Такими стимулами могут, к примеру, быть желание овладеть той или иной профессией, углубить свой уровень владения иностранным языком, поступить по окончании школы в то высшее учебное заведение, которое ученик желает,

К частным закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:

Дидактические Гносеологические закономерности Организационные закономерности: Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.

Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деят-сти уч-ля и уч-ся.

Принципы — основные положения, определяющие содержание, формы и

методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Основополагающие принципы обучения.

1. Принцип научности опора на науку как источник системы фактов, понятий и зако-ей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

2. Принцип проблемности обусловлен учебно-познавательной деятельностью.

3. Принцип наглядность обучения основан на особенностях развития мышления.

виды наглядности: естественная наглядность; иллюстративные пособия; графические пособия; различные аудиовизуальные средства.

4. Принцип активности и сознательности обусловлен двусторонним характером процесса обучения, когда активен и деятелен ученик.

5. Принцип доступности обучения. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения.

6. Принцип систематичности и последовательности обучения усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы.

7. Принцип прочности обучения предполагает такую проработку учебного материала, когда он становится достоянием учащихся: частью их сознания, основой поведения.

8. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Необходимость тщательного продумывания конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач; подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать изучаемый материал, развивать мышление и творческие способности, способствовать формированию мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; выбор методов обучения, которые активизировали бы мышление, самостоятельность, обеспечивали бы глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями; реализация тесной связи теории с практикой, обучения с общественно-полезной деятельностью и производительным трудом.

 

Принципы обучения выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.

Правило – это описание деятельности учителя и ученика в определенных условиях, это алгоритм действий в конкретной ситуации для достижения намеченной цели.

17. Понятие о методах, приемах обучения. Подходы к классификации методов обучения.

Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.

Метод -способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение комплексных задач учебного процесса.

 

Метод обучения состоит из методических приемов. Методический прием – это структурный элемент метода, его деталь. Так, например, лекция – это метод обучения, а вот приемы, активизирующие внимание учащихся и облегчающие восприятие учебного материала: сообщение плана лекции; запись учащихся базовых понятий темы; показ учителя; риторический вопрос и т. п.

Существуют различные подходы к классификации методов обучения.

Наиболее известные классификации методов обучения – это классификации:

1) по источнику знаний; - наглядные; словесные; практические.

2) по дидактическим задачам; - приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний на практике; закрепления знаний; проверки знаний, умений.

3) по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским.

В ней выделяются три большие группы методов обучения:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...