Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемая литература. 1) Введенская Л.А., 2002. Рекомендуемая литература . 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека




Рекомендуемая литература

1) Введенская Л. А., 2002

Гл. 1 Из истории русского языка
Гл. 2. § 2. 1.   Язык – знаковая система  

2) Введенская Л. А., 1997

Гл.

Язык: функции, элементы, уровни
Язык – речь – речевая деятельность  
3) Ипполитова Н. А. Введение Стилистическая окраска текста.
  § 1 § 2 Язык Речь  

4) Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: свойства и функции языка; свойства и функции речи»

 

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

План лекции

2. 1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека

2. 2. Структура речевой деятельности

2. 3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности

2. 4. Речевое взаимодействие

2. 1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека

Известно и не вызывает сомнений следующее утверждение: «жизнь есть движение», которое применительно к человеку может быть конкретизировано следующим образом: «человеческая жизнь есть деятельность». Деятельность – это человеческий труд, работа, совокупность действий, направленных на получение результата. Именно в деятельности проявляется уникальный, присущий конкретному человеку и при этом универсальный, одинаковый для всех людей, внутренний механизм развития человека.

Какие же «детали» входят в этот так называемый внутренний механизм развития человека, который, судя по его названию, и является причиной изменения, развития личности?  

Первый компонент – система потребностей человека, подвижное, непостоянное единство внутренних установок «хочу/не хочу, надо/не надо, можно/нельзя», регулятор желаний: не хочу писать реферат, но надо; можно попить кофе, но не хочу и т. п..

Далее. Каждый человек обладает системой инвариантных, то есть одинаковых для всех людей, способностей, которая включает в себя исследовательские, проектировочные, организаторские, коммуникативные и рефлексивные. Это те способности, которые каждый из нас, плохо или хорошо, проявляет в любой конкретной ситуации. Вспомните, например, как Вы входите в аудиторию. Вначале исследуете , куда вам лучше (удобнее, спокойнее, интереснее и т. п. ) сесть; мгновенно проектируете, как Вы дойдете до выбранного места, с кем по пути поздороваетесь; затем осуществляете, или организуете, задуманное. И при этом Вы взаимодействуете ( коммуникатируете ) и с людьми, и с предметами, и с самим собой, а также рефлексируете: осознаете правильность задуманного, точность осуществления, качество полученного результата. Стоит заметить, что указанные способности хотя и являются инвариантными, но степень развития каждой из способностей применительно к конкретной личности будет разной.

И, наконец, третий (и основной) компонент внутреннего механизма развития человека – это сознание, которое управляет потребностями и способностями, регулирует их в соответствии с ценностными ориентациями личности, осуществляет воспроизведение и отражение действительности, позволяя осваивать окружающую реальность и вырабатывать отношение к ней.

Уровень развития человека, его внутреннего механизма, т. е. системы Потребностей – Способностей – Сознания (П – С – С), внешне (видимо) проявляется в действии, в деятельности, в конкретной ситуации, в событии. Так, потребности в конкретной ситуации становятся целями, а способности – системой средств и действий, необходимых для достижения цели, и результатом, который человек получает благодаря способности осуществлять действия при помощи освоенных средств. Наконец, сознание, которое в конкретной ситуации ориентировано на осмысление своей цели, средств, действий (способов) и полученного результата, проявляется в рефлексии.

Попутно вспомним: что же такое рефлексияи чем она отличается от схожего понятия рефлекс? Последний, в соответствии со словарным определением, означает «реакцию живого организма на раздражения рецепторов», мгновенную передачу при помощи центральной нервной системы информации о раздражении мышцам, железам и др. органам. Вспомните, как резко мы убираем руку, нечаянно дотронувшись до горячего утюга, чайника и т. п. – от серьёзной травмы нас защищает рефлекс. Точно так же система рефлексов охраняет, условно говоря, жизнь любого животного. Рефлексия, в отличие от рефлекса, – это способность человеческого мышления. Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) –  это размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов. Рефлексия, по мнению акад. К. Я. Вазиной[5], «возникает тогда, когда осознается неудовлетворенность собственной деятельностью ‹…› Рефлексия блокирует деятельность по старым образцам и открывает новые пути для творческой деятельности». Именно рефлексия позволяет осмыслить прошлое, предвосхитить будущую деятельность, без чего невозможно нормальное, духовно-интеллектуальное развитие человека.

Перечисленные выше компоненты деятельности представляют собой следующее единство:        Деятельность = Цель – Средства – Способы – Результат – Рефлексия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...