Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика личности




Личность -это конкретный человек, взятый в системе устойчивых социально-психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, которые определяют его поступки и поведение и имеют значение для него самого и окружающих.

Компоненты зрелой личности:

1)когнитивный - знания о самом себе, об окружающем мире, знания о других людях.

2) эмоциональный (может контролировать)

3) поведенческий - это действия, направленные на себя, других и окружающий мир.

Общая характеристика эмоциональной сферы личности

Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживания, и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних переживаний (ситуаций), возникающих при жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоций:

1. Эмоции есть у животных и у человека, а чувства только у человека.

2. Чувства отражают оценочное отношение человека к окружающему миру.

3. Эмоции всегда субъективны.

4. Эмоции влияют на деятельность и поведение человека.

5. Очень часто эмоции неосознаваемы, поэтому их сложно соотнести с каким-то объектом.

6. Эмоции имеют валентность (тон), т.е. бывают положительными и отрицательными. Ученые говорят о том, что отрицательных эмоций больше, чем положительных.

Выражение эмоций

Внешнее выражение эмоций связано с экспрессивными знаками и выражаются:

1. Жестами

2. Мимикой (лицо)

3. Пантомимика (движение всего тела)

4. Вокализация (тембр, голос)

5. Вегетативные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение и т.п.)

Мимика – врожденное выражение эмоций.

Правильное выражение эмоций всегда зависит от уровня обучения человека.

Эмоциональный интеллект – правильное, корректное, отображение эмоций.

Конгруэнтность – это одинаковое (адекватное) внешнее и внутреннее проявление эмоций.

Эмоциональность – это качество личности, которые характеризует качество и динамику эмоций.

Динамические характеристики:

1) Возникновение

2) Протекание

3) Прекращение

Ригидность – это застревание на одном эмоциональном состоянии.

Виды эмоциональности:

1. Впечатлительность – это способность воспринимать какие-то ситуации, как эмоциональные (эмпатия).

2. Эмоциональная устойчивость – это скорость перехода из одного эмоционального состояния в другое. Это индивидная характеристика.

3. Эмотивность – это сила эмоциональных реакций.

Функции эмоций:

1. Сигнальная или информационная (информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей).

2. Оценочные (эмоции помогают оценивать ситуацию).

3. Приспособительная (благодаря вовремя возникшей эмоции, человек может вовремя отреагировать и приспособиться к возникшей ситуации).

4. Регуляторная (эмоции направляют деятельность поведения человека в определенную сторону).

5. Коммуникативная (выражая свои эмоции, человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека).

6. Стабилизирующая или защитная (эмоции стабилизируют наше поведение и защищают нас от внутреннего разрушения и внешнего).

7. Мотивирующая (эмоции побуждают нас к действиям).

Виды эмоций:

1. По знаку:

- Положительные (удовлетворение потребностей)

- Отрицательные (неудовлетворение потребностей)

- Амбивалентные (неопределенные) Например: сочетание любовь и ненависть, злорадство.

*»амби» - двойственность.

2. Влияние на активность:

- Стенические (побуждают деятельность, мобилизуют человека)

- Астенические (расслабляют и парализуют человека).

3. Адекватность и неадекватность (соответствие/несоответствие внешнему и внутреннему состоянию):

- Конгруэтные

-Неконгруэнтные

4. По модальности (качеству):


- Радость

- Удивление

- Страдания

- Гнев

- Отвращение

- Презрение

- Страх

- Стыд

- Грусть


5.По силе и устойчивости:

- Ситуативная

Эмоциональный тон ощущений – это самая простейшая форма эмоций (сохранять или устранять эмоцию, связана с органами чувств.

Аффект – сильное душевное волнение. Это кратковременное, но сложное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важным для жизни личности обстоятельств.

Ажитация (в переводе с лат. – возбуждать) – это нарушение, при котором аффективное поведение вызванное стрессом, неконтролируемо переходит в действие.

Аффективный застой – это аффективное напряжение, которое не может быть отреагированно из-за сдерживания (чаще всего невозможность отреагирования отрицательных эмоций). Чаще всего заканчивается аффективным взрывом.

- Устойчивая

Настроение – это сравнительно постоянное или продолжительное состояние, умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на фоне присутствующих эмоций, и которое придает эмоциональную окраску всем другим переживаниям.

Чувства – это высшая форма эмоциональных состояний, которая показывает отношение человека к объекту его устойчивых потребностей. Чувства выражаются в эмоциях (но они выше эмоций).

Страсть - это сильное устойчивое всеохватывающее чувство, которое доминирует над всеми другими переживаниями и занимает все мысли и поступки человека. Очень похожа на аффект, но она устойчива, и её можно контролировать.

Фрустрация – это отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности реализовать текущий мотив, либо из-за возникновения препятствия, либо из-за борьбы 2х мотивов. Тесно связана с внутриличностным конфликтом.

9. Общая характеристика состояний психологической напряженности: страх, тревога, стресс, фрустрация

Ситуативные эмоции могут переходить в устойчивые эмоциональные состояния. Одним из самых распространенных психических состояний является психическая напряженность.

Определение. Психическая напряженность -- это психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий.

Психическая напряженность может возникнуть в условиях новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в обстановке конфликтов: в сфере значимых для личности отношений, в различных экстремальных условиях. Выделяют несколько состояний психической напряженности.

1. Страх - это отрицательное состояние, возникающее в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.

Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности и найдет средство ее устранения. Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги.

2. Тревога -- это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной или неосознанной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от эмоции страха как реакции на конкретную угрозу, тревога является устойчивым психическим состоянием и представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета.

В психологии различают ситуативную тревогу как психическое состояние индивида в какой-то период его жизнедеятельности и тревогу как черту личности, то есть тревожность.

Тревожность -- это качество личности, выражающееся в повышенной склонности индивида испытывать тревогу по поводу реальной или воображаемой опасности. Тревожность обычно повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживших последствия тяжелой психической травмы.

3. Стресс (от англ. stress -- напряжение) -- эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий. Понятие ``стресс'' было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936) и означало неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает организму приспособиться к возникшим трудностям, справиться с ними. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Таким образом, любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, то есть стать стрессором.

Появление состояния стресса зависит не только от события или ситуации, которые его вызвали, но и от личности человека, от его опыта, ожиданий, самооценки, уверенности или неуверенности себе и т. д. Особенно большое значение имеют, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Стресс в начальной фазе может быть даже полезен для человека. В состоянии стресса происходит мобилизация психологических сил. Но развитие стресса приводит к дистрессу.

Дистресс (от англ. distress -- горе, страдание, истощение) -- это стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм, приводящий к истощению нервных и физических сил, разрушению функциональных систем, психической патологии, дезорганизации деятельности и поведения.

4. Фрустрация (от лат. frustratio -- обман, тщетное ожидание) -- это состояние переживания напряжения, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.

Причины, вызвавшие фрустрацию (фрустраторы), могут быть самыми различными. Это может быть лишение (отсутствие у человека необходимых средств для удовлетворения потребностей), конфликт и т.д. Фрустрация может привести к тем же отрицательным последствиям, что и стресс, в том числе, к дезорганизации деятельности и поведения. Очень часто состояние фрустрации сопровождается агрессивным поведением. Если же человек ``зацикливается'' на фрустраторе, то возможен патологический исход -- психическое заболевание. Возможно и астеническое проявление фрустраций - депрессивное состояние: человек переживает печаль, отчаяние, им овладевает чувство бессилия, теряется смысл жизни.

Состояния психического напряжения угрожают психике и организму человека. Для преодоления их отрицательного воздействия на психику и организм необходимо

1) правильно оценивать значимость событий;

2) стремиться к достаточной разноплановой информированности по данному вопросу;

3) принимать конкретные меры по снятию возбуждения (переживания), включающие в себя а) переоценку событий (аутотренинг); б) эмоциональную разрядку (дать выговориться, выплакаться и т. д.); в) мышечное расслабление (релаксация).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...