Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура ценностных ориентаций лиц с разной направленностью преступного поведения.




Предпочитаемые ценности осужденных с корыстной направленностью преступного поведения: 1) деньги 2) своя жизнь 3) независимость 4) сигареты 5) секс 6) работа. Ранг ценности присваивался в соответствии с процентом выбравших данную ценность как очень важную или скорее важную.

Предпочитаемые ценности осужденных с корыстно-насильственной направленностью преступного поведения: 1. деньги 2. секс 3. любовь 4. своя жизнь 5. физическая сила 6. сигареты 7. работа.

Отвергаемые ценности для опрошенных с корыстной направленностью поведения: просмотр телевизора, чтение, компьютерные игры, искусство, власть над другими людьми.

Отвергаемые ценности для опрошенных с корыстно-насильственной ориентацией: просмотр телевизора, компьютерные игры, творчество.

После сравнительного анализа был проведен кластерный анализ и сравнение ценностей на более высоком уровне обобщения. Кластерный анализ дает возможность учесть связь ценностей между собой в их совокупности. Блоки ценностей отражают основные аспекты жизни, то есть то, к чему может стремиться конкретный человек. Подсчет велся по количеству респондентов, выбравших хотя бы одну ценность из блока как очень важную.

Предпочитаемые ценности осужденных с корыстной направленностью: 1) материальная обеспеченность 2) Я как физическое тело 3) Я как личность, самоценность 4) психофизиологические потребности 5) психофизиологические зависимости.

Предпочитаемые ценности осужденных с корыстно-насильственной направленностью: 1) материальная обеспеченность 2) социальные отношения 3) социальные достижения 4) физиологические потребности 5) Я как физическое тело.

Осужденные за совершение корыстно-насильственные преступления и в ценностных ориентациях отличаются большей социальной активностью, они готовы добиваться не только денежного, но и социального успеха.

Таким образом, главное отличие осужденных с корыстным и корыстно-насильственным поведением – в готовности активно добиваться поставленных целей, в такой особенности их менталитета, как ориентация на большую или меньшую социальную активность. А их общая особенность – предпочтение материальных и отвергание духовных ценностей.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ*

Ясюкова Л.А., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург

 

Будущее России, успех социально-экономических преобразований и возможность построения демократического общества зависит не только от прогрессивных изменений в законодательстве или типе власти, но и во многом от уровня развития политического и правового сознания самых широких слоев населения.

Наличие законов, как известно, само по себе автоматически не ведет к осуществлению ими регулирующих, стабилизирующих или защитных функций, даже если разработаны санкции по отношению к их нарушителям. Законы действуют только в том случае, когда подавляющее большинство членов общества добровольно им подчиняется, даже если какие-либо положения их не устраивают. Только тогда могут успешно проводиться социально-экономические преобразования, обеспечиваться права и личная безопасность каждого человека, сохраняться гражданский мир в целом. Рациональное осознание гражданами необходимости единой правовой системы регулирования, или развитость правового сознания населения, таким образом, является стабилизирующим фактором, способствующим эволюционному совершенствованию общества.

Исключительно важным с точки зрения будущего нашего государства является изучение правовой социализации подрастающего поколения. С этой целью нами было проведено в январе-марте 2005 года обследование учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов (всего 280 человек). Изучение правосознания старшеклассников проводилось в двух школах Санкт-Петербурга в процессе комплексного психологического обследования (батарея тестов). Правовое сознание изучалось с помощью методики автора. Сформированность правового сознания оценивалась по 4-м сферам: готовность придерживаться правовых норм в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, зрелость гражданской позиции и уровень правовых знаний.

Проведенное исследование выявило в целом низкий уровень правового сознания старшеклассников, что подтверждает данные предыдущих обследований. Отчетливо проступила возрастная динамика в формировании правовых установок: самый низкий уровень характерен для учащихся 7-х классов (14,9 баллов), достоверно выше, достигающий нижней границе средней нормы – у девятиклассников (16,5 баллов) и относительно наиболее высокий – у учащихся 11-х классов (17,7 баллов). Однако противоречивость установок и база правового нигилизма стабильно сохраняется, т.к. 50% учащихся в каждой обследованной возрастной группе уверены, что не следует подчиняться закону, если он кажется несправедливым. Если еще многие семиклассники придерживаются монокультурного токования понятия «справедливость», то 82-85% учащихся 9-х и 11-х классов понимают социальную относительность его содержания, соглашаясь с тем, что сколько людей, столько и представлений о том, что справедливо, а что не справедливо. Поэтому осознают регулирующую функцию законов в обществе 81% одиннадцатиклассников, среди учащихся 9-х классов таких 75%, среди семиклассников – 55%. И, тем не менее, 63% учащихся именно 11-х классов считают, что в обществе будет порядок, если все граждане будут руководствоваться не правовыми нормами, а поступать по справедливости. Среди учащихся 7-9 классов такого мнения придерживается 55%, но не вследствие понимания роли правового регулирования: многие затруднились ответить, т.к. не понимают, зачем вообще нужны законы.

Чем младше подростки, тем более явны проявления гражданской незрелости, социального иждивенчества и инфантилизма. 81% учащихся 7-х классов считают, что не сам человек отвечает за себя, а правительство должно обеспечивать его всем необходимым для жизни. Среди девятиклассников так считают 75%, а среди учащихся 11 классов – 55%. Хотя положительная тенденция очевидна, но тем не менее, база социального инфантилизма стабильно сохраняется, т. к. в каждой возрастной группе более 50% учащихся считают, что главное – это уметь отстаивать свои права, а не выполнять свои обязанности, выказывают пренебрежительное отношение к официальным документам и договорам.

Более детальному анализу были подвергнуты результаты обследования учащихся 11-х классов (64 чел.), поскольку эти подростки уже фактически вступают в самостоятельную жизнь. Анализ выявил различия в уровне и структуре правовых установок юношей и девушек. У девушек правовое сознание оказалось развито лучше, чем у юношей (18,5 и 16,6 баллов соответственно). Девушки превосходят юношей не только по правовым знаниям, но и по уровню правовых установок в бытовой и деловой сферах. Различий в уровне гражданского сознания не обнаружено. Особенности правовой социализации оказались тесно связанными с системой трудовых ценностей подростков. Наиболее высокий уровень правового сознания продемонстрировали старшеклассники, для которых в предстоящей работе важнее всего самостоятельность, ответственность, возможность творчества (19,2 балла). У них же оказался и наиболее высокий уровень интеллекта (113 – суммарный балл по тесту Амтхауэра). Самый низкий уровень правового сознания характерен для тех подростков, кому наиболее важны материальные выгоды (деньги, привилегии, власть) – 17 баллов. У молодых людей, ориентированных на творчество в работе, достаточно полно сформировались правовые установки, влияющие на межличностное общение (7,4 балла) и гражданскую ответственность (6,4 балла), но оказались самыми низкими в деловой сфере (3,5 балла). Достаточно развитые правовые установки, регулирующие межличностные контакты (6,4 балла), и низкое правосознание в деловой сфере (3,7 балла) выявлены у учащихся, для которых важнее всего в работе удовлетворение коммуникативных потребностей, хороший климат в коллективе, возможность знакомиться и общаться с интересными людьми. Относительно наиболее высокий уровень правовых установок в деловой сфере (5,5 баллов) проявили учащиеся, которых устраивает исполнительская позиция и такая работа, о которой не надо думать в свободное время. (Они обладают и наиболее низким уровнем интеллекта – 97,7 суммарный балл по тесту Амтхауэра.) У них и у подростков, ориентированных на материальные выгоды, выявлен и наиболее высокий уровень правовых знаний (5,5 баллов, т.е. на балл выше, чем у всех остальных учащихся).

Выявлены достоверные различия по личностным факторам теста Кеттелла между выделенными группами старшеклассников. Подростки, ориентированные на самостоятельность и творчество в работе, наиболее целеустремленные, организованные (Q3=6,8), уравновешенные (C=6,1), наименее честолюбивые (L=3,8). Учащиеся, более всего заинтересованные в материальных выгодах от работы, наиболее независимы (Е=8,2), социально активны (Н=8,4), но наименее ответственны и исполнительны (G=5,5). Старшеклассники, которым важно в первую очередь удовлетворять коммуникативные потребности, наиболее общительны (А=8,9), беспечны, оптимистичны, активно развлекаются (F=10), но и проявляют больше прагматизма (М=4,6). Подростки, которые стремятся занять исполнительскую позицию, наиболее ответственны (G=7,0), эмоциональны (С=2,7), тревожны (О=6,8), наименее компанейские (Q2=5,3), фиксированы на своих внутренних проблемах (L=7,5), характеризуются повышенным уровнем нервно-психического напряжения (Q4=8,3).

Исследование выявило как положительные тенденции, так и проблемные моменты в правовой социализации подростков, неравномерность в формировании различных подструктур правового сознания. Выявлены определенные связи особенностей правового и гражданского сознания старшеклассников с формирующимися у них трудовыми установками и ценностями, с уровнем интеллектуального развития.

 

 


* Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ № 05-03-03380а

* При финансовой поддержке РГНФ. Грант № 05-03-03380а.

* Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ № 05-03-03380а.

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 00-03-00359.

* При поддержке Гранта РГНФ № 05-03-03380а

* Работа проведена при поддержке РГНФ, грант № 04-06-00410а.

* При поддержке гранта РГНФ, проект № 05-03-03059а

[1] Опрос лаборатории проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ, проведенный в мае-июне 2005 г., охватил 1127 молодых людей всех категорий (учащиеся средних школ и системы профтехобразования, студентов вузов, курсантов военно-учебных заведений, работающую молодежь), живущую в крупных, средних и малых городах центральной России, Поволжья, Урала, Юга и Кавказа.

* Работа проведена при поддержке РГНФ, грант № 04-06-00410а.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...