Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 2. Традиционная модель стиля




Рис. 2. Традиционная модель стиля

Близка к традиционной и экспрессивная модель стиля, в рамках которой рассматриваются средства языка с повышением экспрессивно-стилистической тональности или её понижением на фоне нейтральной «основы».

Экспрессивная модель позволяет точнее описать, конкретизировать окраску слова. Например, положительная экспрессивно-стилистическая тональность может включать в себя следующую характеристику языковых средств: торжественная (стяг, дар), возвышенная (побоище, веровать), официальная (самоустранение, нижеподписавшиеся). Отрицательная экспрессивно-стилистическая тональность тоже может быть конкретизирована, например: фамильярная (головастый, человечишко), грубая (солдатня, скулёж), дружеская (братуха, дружище) и т. п.          На лучах рис. 3, иллюстрирующего экспрессивную модель, можно было бы указать перечисленные выше позиции

              Уплетать                     Есть                               Вкушать

 

 

Отрицательная окраска                      0                                    Положительная окраска

                              Рис. 3. Экспрессивная модель стиля

Экспрессивная и традиционная модели стали, с одной стороны, основой для формирования базы стилистических помет, используемых в некоторых статьях толковых словарей.

С другой стороны, они определили два основных аспекта стилистической характеристики языкового явления: экспрессивно-стилистическая окраска и функционально-стилистическая принадлежность. При этом рассмотренные модели позволяют нам понять, как именно выделяют стилистически окрашенные языковые средства. Это возможно только на фоне нейтральных языковых средств, которые не являются характерными для определенного функционального стиля (научного, обиходно-разговорного и др. ) и не несут вне контекста эмоционально-экспрессивной окрашенности. Стилистически нейтральные языковые ресурсы являются нулевой осью (см. рис. 3), а отсутствие ярко выраженной модальности (оценочности, экспрессивности, субъективности) делает их общеупотребительными во всех ситуациях речевого общения.

В связи с этим следует заметить, что, хотя на рис. 2 и 3 приведены примеры нейтральных и стилистически окрашенных лексических единиц, сказанное выше относится и к языковым единицам других уровней (подробнее об этом см. в п. 7. 3. ).  

3. С середины XX века в связи с активным развитием функциональной стилистики центральным становится понимание стиля как функционального.

Функциональный стиль это общественно осознанная, исторически сложившаяся, объединенная определенным функциональным назначением и закрепленная традицией за той или иной сферой социальной жизни система языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления. Таким образом, функциональным стиль является характеристикой и показателем определенной социальной ситуации. Так, например, неформальное общение (с друзьями, родственниками, соседями, попутчиками и т. д. ) обслуживается обиходно-разговорным стилем, а в ситуациях формального речевого взаимодействия используются книжные стили.

Объективно прослеживается связь между функциональными стилями языка и формами общественного сознания. Научный стиль соотносится, естественно, с наукой, публицистический – в первую очередь с политикой и моралью, официально-деловой – с правом (подробнее о каждом из функциональных стилей см. соответствующую лекцию). Помимо традиционно признанных трех книжных стилей особую позицию занимают, претендуя на функционально-стилистическую самостоятельность следующие разновидности:

 а) художественный стиль, в рамках которого используются языковые средства разных стилей и даже лексика, находящаяся за пределами литературного языка;

б) церковно-религиозный (клерикальный) стиль, который прежде официальная наука игнорировала по политическим причинам;

в) производственно-технический стиль[26], соединяющий в себе черты научного, официально-делового стилей, использующий профессиональную лексику;

г) публичная речь, которая в зависимости от ситуации может в себе соединять особенности разных стилей. Так, например, лекция по теме «Стилистика», прочитанная в студенческой аудитории, будет включать в себя элементы научного, обиходно-разговорного, публицистического и даже художественного стилей.

    Один из существующих вариантов системы функциональных стилей представлен на рис. 4.

                                     Система функциональных стилей

     
 


Обиходно-разговорный стиль

 

Книжные стили

 

           
     

 

  Официально-деловой стиль Научный стиль

Публицистический стиль

                                   

  Производственно-технический стиль Публичная речь Церковно-религиозный стиль Художественный стиль

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...