Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление об обществе в античности (Платон Аристортель)




Первых социологов античности называют социальными философами, прежде всего, это Платон и Аристотель. Кроме философских, гносеологических систем, заложивших два фундаментальных направления в философии (идеализм и материализм), они изучали и социальные проблемы: традиции, обычаи, нравы, взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по переустройству общества и государства, которые ими отождествлялись.

Например, Платон в своем трактате «Государство» описывает свое понимание социальной стратификации - это деление общества на слои. Он считал, что общество делится на 3 класса. Высший класс - мудрецы, управляющие государством, средний класс - воины как гаранты стабильности и порядка, низший класс - ремесленники и крестьяне.

Взгляды Аристотеля, его социальная структура общества. Богатая плутократия - первый слой. Основной слой - средний класс, который является опорой порядка. Третий класс - люди без собственности - пролетариат. Оптимальным, он считает такое общество, где интересы богатых ограничены, бедняки не отстранены от управления. В экономической социологии он выделил 2 вида ведения хозяйства: Нетоварное - это семейное хозяйство, рыночное - все отношения вне семьи.

 

Взгляды на общество в период Нового времени (Гопс Макиавелли)

Период Нового времени еще называют эпохой Просвещения. Эпоха Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания.

Новое время в Европе – это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность организации политических институтов в соответствии с теоретическими моделями.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) в книге "Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях против подданных. Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит еще в эпоху Возрождения и связан, прежде всего, с работами и взглядами итальянского теоретика политики Николо Макиавелли (1469–1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действии и событий.

 

Классическая западная социология 19 20 веков.

На протяжении всего XIX в. социология быстро развивается. Уже на рубеже XIX-XX вв. она превращается в общепризнанную науку. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зиммель и другие мыслители оказали в этот период решающее воздействие на формирование социологии как науки.

Социология обретает свой специфический предмет исследования и методы познания. Появляется большое количество теорий, методик, направлений и школ внутри социологии.

С конца XIX в. социология становится университетской дисциплиной. Первая кафедра социологии была открыта в Чикагском университете А. Смоллом в 1892 г. В 1984 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии. Начинают выходить социологические журналы, появляются первые центры социологических исследований − Лондонское социологическое общество (1903), Американское социологическое общество (1905), Немецкое социологическое общество (1909) и т.д.В классический период своего становления социология обогатилась многими теориями и учениями.

Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия.

Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии, как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.

 

Социология Огюст Конт

Французский философ-позитивист и социолог Огюст Конт (1798—1857) — основоположник социологии как науки об обществе. Главным трудом его жизни стал «Курс позитивной философии» в шести томах, Ему принадлежат также «Рассуждение о позитивизме в целом», «Позитивистский катехизис», «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий °.

Конт жил в эпоху крупных открытий в области естественных наук, повлиявших на его философские взгляды т.е главное в его мировоззрении стала категория позитивного. Это понятие имеет у Конта особое значение: так он называл хорошее и положительное, а определенный характер взглядов и представлений людей. Позитивное— это реальное, достоверное, точное, Основной теоретической целью Конта была выработка нового, позитивного понимания общественной жизни, т.е он мечтал о создании качественно новой науки об обществе, которую называл по-разному: социальной философией, социальной наукой, социальной физиологией, социальной физикой и, наконец, социологией.

По его мнению, социология должна быть позитивной. «Позитивное исследование» предполагает, что при изучении общества необходимо опираться не на абстрактные догадки и предположения, а на наблюдение, социальный эксперимент, сравнительно-исторический метод. Конт хотел что бы, социология превратится точную и объективную науку, как естествознание, математика, физика и др.

Конт был искренне уверен в том, что социология как позитивная наука сможет создать истинную картину социальной жизни. Но для этого нужны не только новые принципы и методы исследования, но и новое понимание самого общества. Индивид, по мнению Конта, не представляет для социологии особого интереса, поскольку он не самостоятелен, он не существует вне общества, он всего лишь малая частица социального целого. Не жизнь общества зависит от индивидов, а, жизнь индивидов зависит от жизни социума. Одной из важнейших идей Конта стало положение о том, что объект должен исследоваться с двух точек зрения — статической и динамической. Поэтому в социологии Конт выделял два основных раздела — социальную статику (структура общества, его элементы и их взаимосвязь.) и социальную динамику (эволюции общества). Конт полагал, что прогресс характерен только для человеческого общества, что отделяет социологию от биологии. Прогресс возможен благодаря тому, что в отличие от животных люди передают своим потомкам материальные и духовные блага.

По мнению Конта, важнейшую роль в жизни общества играют взгляды и знания людей Ученый сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества, согласно которому во всемирной истории было три основных стадии.
На теологической стадии (до 1300 г.) господствовали мифологические и религиозные взгляды, объяснявшие все происходящее действием сверхъестественных сил. Для метафизической (спекулятивной) стадии (до 1800 г.) характерно то, что познание мира принимает метафизическую форму, форму умозрительных догадок и абстрактных построений (без опоры на эмпирическое наблюдение).
Как полагал Конт, только на позитивной (научной) стадии (с 1800 г.) знания могут приобрести истинный и действенный характер, то есть стать собственно научными.

Для этой стадии будут характерны также победа альтруизма над эгоизмом, переход от военного общества к промышленному Большинство идей Конта стали основополагающими для процесса изучения общественной жизни.

1. Именно Конт придумал и название для этой новой науки — социология, составив его из двух слов: латинского societas (общество) и греческого logos (слово, учение), и ввел его в оборот.

2. В наше время холизм (позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям.) проявляется не только в социологии. Он вообще присущ системному подходу к изучаемым явлениям.

3 Холистическую позицию в социологии называют также социологическим реализмом. Последователями Конта в этом отношении были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и другие мыслители. Иными словами, эта позиция характерна для сторонников так называемого объективного метода в социологии.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует то, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Осуществление эволюции социальных организмов по Спенсеру: за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» 1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.): 2. рост массы приводит к усложнению структуры. 3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций, выполняемых отдельными частями. 4. в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей. 5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части. 6.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество. по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.

Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью.. Фундаментальный десятитомный труд этот труд включал: «Основные начала), «Основания биологии, «Основа­ния психологии», трехтомный труд «Основания социологии, «Социология как предмет изучения», «Основания этики» (1879-1893).

Взгляды Спенсера формировались под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Спенсер защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социаль­ное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бед­ным в помощи или заботе о воспитании детей.

 

Социология Дюркгейм Эмиль

(1858-1917) - французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии Преподавал в университетах Бордо и Парижа, Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Социология и философия» (1924) и др. Д. отстаивал специфичность объекта социологии - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему «принудительной силой».

По Д., основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление – «принудительная сила». Д. исследовал, главным образом, роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Без общества, по Д., не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений. Вторым принципом учения Д. является «социальная сплоченность». Она играет определяющую роль в его учении о разделении труда, об изменении форм религии, политической власти, экономической организации обществ, т.е. происходит социальный прогресс.

Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс. Различаются два его варианта:

1) механический и 2) органический.

Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе. В нем люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей.

Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, обеспечение единства социального организма, формирования чувства солидарности. Последнюю Д. рассматривает как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. В современных условиях для развития солидарности, по Д., необходимо создавать профессиональные корпорации. Они должны выполнять широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе. Д. придавал большое значение религии - естественный продукт развития общества. Доказывал необходимость религии в обществе, но не «божественной», а «социальной». Наибольшую популярность во всем мире принесла Д. его книга «Самоубийство». Отвергая существовавшие концепции об исключительно психологической основе самоубийства, Д. доказал, что причиной его является социальная жизнь

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

 

Социология Макса Вебера.

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист, историк, крупнейший социолог. Наиболее известны его работы «Методология социальных наук» (1949) и «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Проявлял интерес к социальным и политическим делам Германии. Его взгляды были критическими, либеральными, антиавторитарными, антипозитивистскими, поэтому его социология называется «понимающей».

Предметом социологии Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. «Социальным, — писал Вебер, — мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий:

1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели),

2) ценностнорациональное (побуждается ка- кой-либо ценностью),

3) традиционное (ориентировано на обычай),

4) аффективное (под влиянием чувств).

В отличие от марксизма, который ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни.

Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на основе бюрократически-целерациональных методов управления:

§ в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);

§ в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);

§ в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...