Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К настоящему времени можно констатировать становление в стране и религиозной общественности. Это своеобразная, скрепленная единым мировоззрением, едиными интересами и симпатиями широкая общность, которая включает в себя духовенство, активистов разных конф




К настоящему времени можно констатировать становление в стране и религиозной общественности. Это своеобразная, скрепленная единым мировоззрением, едиными интересами и симпатиями широкая общность, которая включает в себя духовенство, активистов разных конфессий, религиозно ориентированных предпринимателей, политиков, публицистов и других деятелей культуры. Религиозная общественность представлена некоторыми движениями, просветительными и благотворительными объединениями, «братствами», «сестричествами» и постепенно превращается в относительно самостоятельный и довольно влиятельный фактор воздействия на общественное мнение и принятие важных решений в жизни страны.

Социологические исследования показывают, что рост религиозности в стране осуществляется противоречиво и сопровождается усилением напряженности в отношениях между различными конфессиями. Так, в «русско- язычных» регионах страны православие и поныне остается самой авторитетной религией. В Прикамье, например, 91% лиц, обозначивших свое вероисповедание, указали на православие. Но его влияние несколько снижается под воздействием деятельности протестантских миссионеров, располагающих значительными финансовыми возможностями, а также огромным проповедническим и миссионерским опытом, накопленным за столетия практически во всех странах мира. В годы гонений на духовенство Православная Церковь была лишена возможности надлежащей подготовки кадров (да и миссионерская деятельность в советском государстве была запрещена), что теперь ставит ее в неравное положение с протестантскими, особенно с зарубежными миссионерами. К тому же, многие православные общины в последние годы испытывают материальные трудности, связанные с падением жизненного уровня прихожан, уменьшением их приношений в храм на содержание клира и проведение треб. В особенно трудном положении находятся приходы, восстанавливающие возвращенные им полуразрушенные церковные здания. Некоторая часть церковнослужителей, настроенная особенно консервативно, противостоит духу времени и не осознает необходимости обновления форм своей деятельности (прежде всего, среди молодых прихожан).

В регионах преобладания или же интенсивного влияния ислама (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан) его роль среди других конфессий будет, по-видимому, усиливаться. Это связано как с более высокой рождаемостью в мусульманских семьях, так и с большей «пассионарностью» этой религии, простотой и доступностью ее обрядовых установлений, ее особой устойчивостью перед иноверием. А в какой-то мере — и с усиливающейся популярностью идеи «джихада». Но руководители духовных управлений ислама в многочисленных заявлениях заверяют общественность страны, что в России отсутствует опасность конфликта ислама с Православной Церковью, а так называемый исламский фундаментализм неавторитетен у российских мусульман.

Большинство верующих выражают тревогу в связи с тем, что многие ведущие партийные деятели и группировки предпринимают попытки втягивания религиозных организаций в политические игры, тонизируют политизацию религии. Представительный опрос социологического центра «Баширова и партнеры» в 2005 г. показал, что большинство нерелигиозных и религиозных респондентов настаивают на том, что наше государство должно иметь светский характер, и его политика не должна зависеть от религиозных лидеров. Две трети опрошенных высказались за разделение политики и религии. Но, к сожалению, нестабильность социальной ситуации в стране буквально стимулирует рост политических страстей. Можно ожидать дальнейшего усиления этой тревожащей основную массу верующих тенденции.

Верующие обеспокоены также проявлениями «коммерциализации» в жизни некоторых общин, точнее, использованием их руководителями предоставленного общинам права юридического лица в коммерческих целях, никак не связанных с осуществлением культа. И здесь приходится констатировать большую вероятность сохранения и даже усиления этой тенденции. В особенности ее провоцирует правовая неупорядоченность в рыночных отношениях и засилье «теневой экономики».

В последние годы социологические исследования зафиксировали еще одну новую тенденцию в жизни религиозных объединений — их активное включение в различные сферы социальной и культурной жизни общества, контакты с зарубежными конфессиями и религиозно-светскими центрами. Духовенство и религиозные активисты вышли за пределы храма, они организуют полурелигиозные, полусветские объединения и стремятся все более заметно влиять на жизнь учреждений образования и культуры, на деятельность средств массовой информации. В какой-то мере религиозные организации принимают на себя почти упущенную государством просветительную функцию.

Именно сегодня стал очевидным для российской общественности гуманистический потенциал религии и религиозных организаций. Это различные формы благотворительности и милосердия, восстановление памятников культуры, поддержка экологических инициатив и движений, противостояние аморальным проявлениям, дежурство у «телефонов доверия», содействие в перевоспитании заключенных и т. д.

Как уже отмечалось выше, несмотря на некоторое снижение у населения рейтинга религиозных организаций, он продолжает оставаться весьма высоким. Так, исследования в Прикамье показали, что в 2004 г. доверие к Церкви у населения лишь уступало доверию Президенту РФ. Оно превышало доверие к председателю Правительства страны, к Администрации области, к губернатору, к прессе, к правоохранительным органам и другим государственным и общественным структурам. Факты подтверждают, что большинство религиозных и нерелигиозных граждан едины в своем отношении к решающим проблемам жизни России, к демократическим реформам в стране. Как те, так и другие осознают необходимость естественного сотрудничества сограждан во всех сферах общественной жизни, независимо от их мировоззрений и отношения к религии.

Но мировоззренческой консолидации российского общества могут нанести ущерб нарастающие социально-политические противостояния, «резонирующие» в религиозной сфере. В особенности тревожны проявления фундаментализма, используемого националистическими силами и деструктивными элементами. Фундаменталистские проявления вносят напряжение в духовную жизнь России, распаляют фанатизм.

Фундаменталисты-фанатики навязывают обществу клерикалистский вариант этого обновления ― «всеобщее воцерковление». Опрос в Прикамье показал, что респонденты отвергают формулу: «Духовно-нравственное возрождение России ― это обращение всех к религиозной вере». Только 8% верующих и менее 1% неверуюших поддержали такое высказывание. Остальные связывают эту благородную задачу с преодолением кризиса в стране и энергичными действиями со стороны государства, учреждений образования и культуры, религиозной и светской общественности, а также с улучшением воспитания в семье.

Религиозные граждане высказывают удовлетворение достигнутой свободой в выборе вероисповеданий и установлением реальных конституционных гарантий осуществления культа. Респонденты считают нормой свободное ведение в обществе как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды, не содержащей оскорбления убеждениям и чувствам граждан. По всей видимости, это довольно стабильное умонастроение общественности.

Как наши граждане относятся к религиозному или атеистическому воспитанию детей? Полученная в Прикамье информация типична для всей страны. Преобладает мнение, что это ― дело свободного выбора родителей. Вопреки нашим ожиданиям, лишь четверть религиозных респондентов твердо настаивала на предпочтительности религиозного воспитания. Подавляющее большинство опрошенных (как верующих, так и неверующих) с пониманием отнеслись к недавно закрепленному праву религиозных объединений на создание воскресных (субботних, пятничных) школ для детей и взрослых, видя в этом праве одну из гарантий свободы вероисповеданий.

Как правило, такие школы действуют при религиозном приходе благодаря энтузиазму церковнослужителей и прихожан. Они испытывают большие трудности с помещениями, учебными и методическими пособиями. Не хватает квалифицированных специалистов, способных вести религиозные дисциплины. Знакомя учащихся с «Законом Божиим», преподаватели приходских школ обращают особое внимание на вопросы нравственного воспитания. Респонденты положительно относятся к решению государства о передаче религиозным организациям всех ранее принадлежавших им зданий. Проявляют и гражданское понимание отдельных ситуаций, связанных с задержкой передачи помещений, занимаемых галереями или музеями, для которых еще не построены специальные здания. Показательно, что более половины (66%) респондентов-верующих и 81% неверующих считают недопустимым поспешное выселение этих очагов культуры.

Важнейший для нашего прогноза итог социологических исследова- ний ― достоверные данные о положительном воздействии демократических реформ в области свободы совести на повседневные взаимоотношения религиозной и нерелигиозной части населения. Отчуждение между ними уменьшилось. Три четверти опрошенных констатируют, что различия в отношении к религии не порождают споров и никак не мешают деловым и товарищеским контактам. Почти все остальные отмечают, что иногда возникающие споры относительно религии не нарушают атмосферы сотрудничества и доброжелательности. Случаи конфликтов на этой почве чрезвычайно редки. Об этом же говорят и учителя. Как правило, различное отношение к религии школьников (как и студентов) не осложняет морального климата в классе. Тем не менее, изредка возникает (особенно в младших классах) третирование со стороны одноклассников ребят, имеющих нательный крестик. Появляются и более сложные проблемы формирования в образовательных учреждениях культуры отношения к религии. И все же в целом нам представляется оптимистичным прогноз относительно утверждения в этих учреждениях принципа светской школы.

Теперь выскажем ряд прогностических соображений социологов и религиоведов относительно будущего религии в мире. Конечно же, оно в определяющей мере зависит от предстоящего хода социального развития человечества, разрешения его глобальных проблем, общей эволюции культуры, в том числе от реалий взаимодействия западной и восточной цивилизаций. Бесспорно, что перемены в светской сфере будут транслироваться неодинаково в разных конфессиях и регионах: замедленно, избирательно и преображенно. В то же время и светская сфера жизни в чем-то (например, в ритуальной области) будет насыщаться религиоподобными элементами. Практически никто из серьезных исследователей не сомневается в том, что будущее культуры человечества неотделимо от ее религиозных начал.

Вместе с тем ряд социологов прогнозируют неизбежное усиление секуляризационных тенденций в индустриально развитых и урбанизируемых обществах, снижение контроля религиозных институтов над системой образования и воспитания, дальнейшее отстранение их от кормила государственной власти. Религия все более будет превращаться в частное дело граждан. Ученые констатируют устойчивую в течение многих десятилетий тенденцию снижения культовой активности граждан этих стран и полагают, что здесь будет и далее ослабевать влияние традиционной Церкви. Обобщая прогнозы социологов Запада, В. И. Гараджа делает вывод, что христианство в силу своей организованности «в масштабе общества как целого» оказалось «недостаточно пластичным» и неспособным в полной мере приспособиться к динамичным социальным переменам. Возможно определенное усиление влияния «более пластичных» новых религий.

Можно ожидать укрепления и развития традиции свободомыслия в интеллектуальной жизни этих стран. В то же время некоторые исследователи полагают, что в передовых демократических странах, по примеру США, будут нарастать проявления «гражданской религии» ― своеобразного полусветского и полурелигиозного надконфессионального освящения институтов власти и официальной идеологии. Заслуживают внимания соображения о предстоящем усилении аналогичного освящения в этих странах и сферы моральных отношений.

Обратим внимание на высказывания социологов и религиоведов относительно вероятного включения поначалу в богословие, а позднее ― в проповеди и в богослужебную практику некоторых особенно расхожих идей современной мистики. По всей видимости, в пастырской (особенно проповеднической) практике будет усиливаться внимание к «чисто светским» проблемам и ситуациям, а священнослужитель в еще большей мере станет играть роль советчика, педагога и психотерапевта.

Развитие культурных коммуникаций, туризма, дальнейшее усиление миграции еще более усилит контакты верующих и духовенства с иноземными конфессиями. Но трудная, крайне противоречивая история экуменизма красноречиво свидетельствует, что не только культовое, но и (казалось бы, столь необходимое для скоординированного противостоянии секуляризации) организационное сближение церквей вряд ли возможно в обозримом будущем. Правда, в какой-то степени эти объективно расширяющиеся контакты будут способствовать нарастанию религиозной толерантности, несколько большей открытости религий, а возможно, и определенному снижению фанатизма.

Социологи прогнозируют возможные последствия для религии многостороннего социального взаимодействия и культурного диалога Запада и Востока. По мнению М. Малерба, обречены «на дальнейшее распыление» традиционно-африканские и иные «анимистические религии» под давлением христианских, и в особенности мусульманских миссионеров. В то же время традиционный индуизм располагает значительным «запасом прочности». М. Малерб полагает, что в ближайшем будущем ради сохранения своей стабильности крайне консервативный ислам столкнется с необходимостью определенной «реформации». На наш взгляд, в силу отмеченной «пассионарности» эта мировая религия все же не исчерпала своих ближних и дальних перспектив. В XXI в. именно ислам будет прирастать наивысшими темпами. Соответственно, удельный вес мусульман в религиозном мире будет увеличиваться и далее. Вместе с тем возможно дальнейшее усиление в нем и тревожных проявлений фундаментализма.

 

К студенту и преподавателю

Эта тема позволяет лучше понять реальную природу религии, ее место и роль в структуре других социальных институтов, содержание и направленность религиозных процессов в реформируемом российском обществе. Знакомство с категориями «религиозность» и «секуляризация» дают возможность более конкретно выявить меру их проявления среди различных групп населения, в том числе среди школьников и студентов.

При освещении данной темы преподавателем, как правило, ощущается закономерный интерес аудитории к перспективам религии. Материал данной лекции позволяет удовлетворить этот интерес. И в результате сделать более определенным преподавание религиоведческих дисциплин, успешнее способствовать формированию мировоззренческой толерантности у учащихся. Если учитель, преподаватель сочтут полезным проведение социологического исследования по этой теме среди школьников, студентов или своих коллег, им необходимо обязательно учесть изложенные здесь методологические соображения и, по возможности, получить консультацию опытного социолога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...