Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К студенту и преподавателю. Контрольные вопросы. Рекомендуемая литература. Лекция 12. НОВЫЕ РЕЛИГИИ




К студенту и преподавателю

Эта тема очерчивает противоречивые, а временами напряженные отношения религии и политики. При изучении (и преподавании) этой темы важно акцентировать внимание на следующем. Исторический опыт убеждает, что политизация церковной жизни сковывает и даже извращает природу духовно-нравственного предназначения религии. Однако объективная логика государственной жизни, как правило, вынуждает церкви втягиваться в политические противоборства, что обычно наносит ущерб их авторитету. Отделение Церкви от государства, невмешательство светских властей в ее деятельность ― необходимая гарантия защиты религии от политизации. Активное участие конфессий в миротворческой деятельности, экологических движениях, в деятельности благотворительности и милосердия, их содействие гражданской консолидации общества органически согласуются с духовно-нравственным предназначением религии.

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и различия политики и религии?

2. Согласны ли вы с тезисом, что политизация наносит ущерб религии? По каким направлениям политики используют религию?

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами основные ситуации взаимосвязи религии и политики.

4. Чем объясняется и в чем выражается усиление религиозного фактора в политической жизни человечества последних десятилетий?

5. Как вы думаете, достижимо ли для Церкви полное отделение от политики?

 

Рекомендуемая литература

1. Васильева О. Ю. История религий в России. Учеб. пособие / Под ред. О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. М., 2004.

2. Глаголев B. C. Христианские организации и духовная жизнь общества (международные аспекты). М., 1991.

3. Митрохин Л. Н. Понятие религии. М., 2003.

4. Митрохин Л. Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.

5. Николин А., священник. Церковь и государство (История правовых отношений). Издание Сретенского монастыря, 1997.

6. Политология: Энциклопед. словарь. М., 1993.

7. Религия и демократия / Под ред. А. Р. Бессмертного, С. Б. Филатова. М., 1993.

8. Религия и политика в посткоммунистической России / Под ред. С. Б. Филатова. М., 1994.

9. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990.

10. Религии народов современной России: Словарь. М., 2002.

 

Лекция 12. НОВЫЕ РЕЛИГИИ

Историками более других исследована эволюция мировых религий (буддизма, христианства, ислама), оказавших наибольшее влияние на культуру человечества. Этапы становления каждой из этих религий явились глубокими прорывами традиций в культуре Запада и Востока и одновременно особыми этапами «осевых времен» в мировой истории. На ранних ступенях этого становления мировые религии тоже были «новыми религиями» и воспринимались окружающими как нечто чуждое и даже враждебное тысячелетним традициям этносов, их верованиям и ценностям. Но все эти религии выдержали испытание историей и, в свою очередь, весьма заметно окрасили весь ее ход.

Пока нельзя предсказать, как повлияет на ход истории и эволюцию культуры религиозно-экзотичный феномен современности. Недостаточно изученный, он еще не имеет даже устоявшегося названия. Именуют его по-разному: «религиями нового века», «новыми религиозными движениями», «новыми культами», «новыми сектами». Из-за преобладания молодежи в новых религиях некоторые исследователи используют термин «молодежные культы». Довольно часто применяют термин «новые религиозные движения». Мы тоже будем его применять, наряду с понятием «новые религии»[16]. Точнее говоря, и этот термин, и это понятие также не строги. Отдельные из таких исповеданий, проникшие к нам из-за рубежа, уже давно укоренились там в качестве вполне традиционных конфессий. К новым религиям также относят недавно возродившиеся старые верования россиян.

Примем во внимание, что во многом похожие на современные нетрадиционные религии, своеобразные синкретические культы появились столетия тому назад у туземцев колонизируемых стран Африки, Океании, Меланезии, у северо-американских индейцев, у аборигенов Южной Америки. Многие исследователи относят к нетрадиционным исповеданиям мистические сообщества спиритов и теософов, возникшие в конце XIX в. в США, европейских странах и России.

Массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось с конца 40-х гг. прошлого века в оккупированной американцами Японии. А с конца 60-х― начала 70-х гг. ХХ в. волна «новых религий» захлестнула США и Западную Европу. «Железный занавес» на время оградил СССР и другие социалистические государства от появления «новых религий», но с падением «занавеса» они появились и в этих странах.

Их значительная часть в наше отечество привнесена миссионерской экспансией из-за рубежа (из США, Канады, Скандинавских стран, Южной Кореи и др. ). Но немалое число новых религий возникли или, как уже сказано, возродились на российской почве. Словарь «Религии народов современной России» (М., 2002) перечисляет 41 новую религию. Но в «Словарь» не вошли десятки почти неизвестных исследователям иных религиозных новообразований. Если же сюда добавить также недавно появившиеся многочисленные религиоподобные мистические новообразования, то совокупная номенклатура новых религиозно-мистических движений современной России перевалит за сотню. На наш взгляд, к настоящему времени общая численность приверженцев этих новых движений в стране приближается к полумиллиону.

Условно, новые религии России по их вероисповедным истокам можно объединить в три группы ― неохристианские, неоориенталистские (лат. orientalis ― восточный) и новоязыческие. Особняком от них находятся никак не вписывающиеся в эти группы «Церковь сайентологии» и «сатанисты» (дьяволомания).

* * *

 

Среди неохристианских конфессий зарубежного происхождения преобладают протестантские исповедания. Как известно, лютеранство и кальвинизм исповедовали в России поселившиеся здесь иностранцы еще с XVII в. Позднее приглашенные Екатериной II немцы и голландцы завезли меннонитство (оно принадлежит к раннему протестантизму и сложилось в 30-х гг. XVII в. ). А со второй половины XIX ― начала XX в. в Россию проникли с Запада баптисты(тоже ветвь раннего протестантизма, сложившаяся в Англии в первое-второе десятилетие XVII в. ) и представители позднего протестантизма: евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты, мормоны и«Армия спасения». С начала 90-х гг. минувшего века в Россию приходят: «Христианская наука»(сложилась в США во второй половине XIX в. ), Новоапостольская церковь(возникла в Германии в те же годы).  

Вероисповедные и культовые особенности различных течений протестантизма трудноотличимы. К тому же, новые для России конфессии часто присваивают себе вновь придуманные названия. Все это чрезвычайно осложняет их идентификацию. Поэтому так непросто установить точное число новоявленных протестантских конфессий в России. Имеет место и иной казус. Так, под общим названием «Церковь Христа» у нас действуют более 50 мало различающихся между собой по вероучению новопротестантских объединений, главным образом, харизматического направления. Зарубежные религиоведы пишут о своеобразном «харизматическом взрыве» последних десятилетий, который охватил в мире десятки (по некоторым данным, сотни) миллионов протестантов и даже католиков. Во главе этих конфессий стоят новоявленные харизматические лидеры, возомнившие себя миссиями, пророками, апостолами. Эти экзальтированные лица, как правило, вносят в свое вероучение и обрядовую практику новации, далекие от христианских истоков (собственный культ, эзотерику и пр. ).

В последние годы официальный статус у нас недавно получили зарубежные объединения христиан-экуменов, призывающих к союзу всех христианских исповеданий. Юридическую регистрацию обрело и своеобразное объединение «Евреи за Христа», сформировавшееся около трех десятилетий тому назад в США. Его приверженцы следуют христианству и почитают некоторые традиции иудаизма. В России это объединение отнесло себя к исповеданию евангельских христиан-баптистов.

Более подробный рассказ о неохристианских конфессиях в России стоит начать со «Свидетелей Иеговы» ― первой по времени появления в России новой религии. Конфессии, наиболее крупной среди этих новообразований и наиболее интенсивно растущей. На начало 2004 г. она насчитывала 386 своих объединений в стране, с приблизительным числом приверженцев около 100 000. У нас эта конфессия была официально признана в 1990 г., но ее современная история в России началась еще в конце XIX в., когда здесь появились ее первые приверженцы. Возникновение конфессии исследователи относят к 1872 г. в США, где Ч. Рассел организовал «Международное общество исследователей Библии». Название «Свидетели Иеговы» конфессия приняла в 1931 г. К настоящему времени ее филиалы имеются более чем в 230 странах мира и насчитывают около 5 млн приверженцев.

По своим вероисповедным истокам конфессия, несомненно, относится к христианству (поздний протестантизм). Но сами «свидетели» резко открещиваются от всех течений христианства, как и от всех остальных религий. В свою очередь, христианские течения именуют «Свидетелей Иеговы» ересью и сектой. Это жестко централизованная религиозная организация во главе с «Руководящим Советом», находящимся в Бруклине (Нью-Йорк). «Совет» осуществляет контроль не только над каждым филиалом, но и над каждым рядовым «свидетелем». «Совету» принадлежит абсолютное право толкования веры. Он мелочно регулирует распорядок деятельности региональных и первичных объединений и требует от них и от каждого члена конфессии периодического отчета о своем «свидетельствовании» (миссионерской деятельности). Каждый рядовой «свидетель» должен уделять не менее 20 часов в месяц распространению иеговистских журналов и брошюр, проведению проповедей и бесед о вероучении среди знакомых и незнакомых людей. Частый повод вовлечь незнакомого человека в миссионерский диалог ― предложение совместно почитать Библию. Иеговисты даже привлекают своих детей к «благовествованию» среди своих сверстников-школьников.

Единственным источником вероучения здесь признают Библию, стремясь добраться до ее аутентичного смысла. В этих целях «Руководящий Совет» в 1950 г. осуществил собственный перевод Библии на английский язык, с которого затем она переводится и на другие языки мира. Недавно выполнен перевод на русский язык. Истинным именем всемогущего Бога, творца неба и земли «свидетели» считают Иегова. Догмат Святой Троицы отвергают. Иисус Христос не Бог, но первое творение Иеговы, единородный сын Его. Христос умер не на кресте, а на столбе. Отвергают иеговисты и вознесение Христа на небо. Святой Дух ― это невидимая действующая сила Иеговы. «Свидетели» отрицают и бессмертие души. Рай понимается как счастливое грядущее время на земле, которое последует за Армагеддоном ― предстоящей битвой Иеговы, где он сокрушит нынешнюю «злую систему мира», и в которой погибнут все противящиеся Иегове люди. Ад, по толкованию «Руководящего Совета», ― это общая могила всех умерших и погибших людей, но не место мук. Полное спасение получат лишь 144 000 «верных» ― наиболее достойных «свидетелей», которые будут вознесены на небо. Остальные «преданные» из числа «иеговистов» будут жить в раю на земле.

Кровь человека считается самой жизнью, и потому «свидетели» категорически отказываются от переливания крови при несчастных случаях и тяжелой болезни. «Свидетели» отказываются и от обычной воинской службы, соглашаясь лишь на службу альтернативную. Налоги они платят добросовестно и строго выполняют иные гражданские обязанности. Хотя они считают государство позволением Иеговы, но осуждают государственные устройства, считая их частью «мировой системы зла». Потому, как правило, не принимают участие в избирательных компаниях, в официальных мероприятиях и празднествах.

Вероучение «свидетелей» пронизано апокалиптическими настроениями, ожиданием грядущего Армагеддона, «конца света». Поначалу наступление Армагеддона было назначено на 1914 г., потом перенесено на 1925 г., затем на 1975 г. … «Конец света» так и не наступал, и «Руководящий Совет» уверяет «свидетелей», что «светопреставление» вот-вот наступит: «Как и обещал Иегова, Армагеддон приближается. Он не отложится из-за чувств, свойственных людям. Может показаться, что Армагеддон запаздывает, но Иегова следует своему расписанию. Армагеддон начнется в час, который назначил Иегова». Так назидает журнал «Сторожевая башня», который распространяется почти на 70 языках ежемесячным тиражом в 26 млн экземпляров. Приблизительно таков же тираж другого иеговистского журнала «Пробудись! ».

Обрядность «свидетелей» предельно упрощена. Они признают водное крещение при вступлении в организацию, причащение, совершаемое раз в году, в день смерти Иисуса Христа. Собрания «свидетелей» проводится трижды в неделю, где организованно изучают Библию, читают и разъясняют содержание очередных номеров иеговистских журналов. Собрания напоминают скучное студенческое занятие. Одно еженедельное собрание специально посвящено обучению и обмену опытом миссионерства в так называемой «теократической школе». Периодически проводятся районные, областные и международные конгрессы «Свидетелей Иеговы». По существу, миссионерское служение, посещения собраний, штудирование Библии и указаний «Руководящего Совета» отнимают у приверженцев все свободное время и полностью исключают внимание и интерес к событиям за пределами этого тоталитарного сообщества. Наши наблюдения показывают, что «свидетели», как правило, строго следуют нормам морали, однако уклоняются от близких человеческих контактов с «внешними». Их общественная активность приглушена. В итоге эта конфессия формирует социально обделенную личность, со страхом ожидающую приближение «конца света».

Как и «Свидетелей Иеговы», христианские церкви отвергают и относят к сектам и ересям «Церковь Муна». Онастала с 1992 г. официально действовать в нашей стране. Полное название этой неохристианской конфессии «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» ― «Церковь объединения». Общее число ее организаций, зарегистрированных под разными наименованиями в России, сравнительно невелико ― 9 объединений. Но это очень примечательная организация, которая ныне действует более чем в 130 странах мира.

Кореец Сан Мён Мун основал эту Церковь в 1954 г. и за сравнительно короткое время превратил ее в мощную международную корпорацию.        Церковь объединения располагает множеством миссионерских центров и миллиардными финансовыми средствами. Она активно участвует в политической жизни под лозунгом борьбы против коммунизма. Приверженцы Муна ведут и обширную благотворительную деятельность, принимают участие в осуществлении многих научных и образовательных программ. Мунитами были распространены во множестве российских школ программы и учебные пособия «Мой мир и я», «Путь к единению», «Путь любви», попутная цель которых ― привлечение учащихся к Церкви объединения. Нередко на улицах городов можно увидеть юношей и девушек, собирающих пожертвования «на нуждающихся студентов» либо же предлагающих купить у них («сколько дадите, столько и достаточно») какую-нибудь мелочь. Это ― приверженцы Муна, выполняющие «фандрейзинг» ― сбор средств для Церкви. Многие ее адепты трудятся едва ли не бесплатно на предприятиях Муна.

Вероучение Церкви Муна изложено в книге «Принцип объединения» где своеобразно сочетаются мировоззрения Библии и даосизма. Сам Мун, по этому вероучению, является третьим Адамом (второй Адам — Иисус Христос), а возможно, даже и мессией. Семья Муна — образец для формирования всемирной семьи. Церковь объединения уделяет особое внимание миссионерской деятельности среди молодежи, в том числе среди студенчества. Многих привлекает обещание подобрать каждому молодому человеку невесту (или жениха) и обеспечить счастливую семью. В адрес Церкви Муна со стороны общественности выдвигается множество обвинений в «зомбировании» ее приверженцев. По этой причине, проводя миссионерские акции среди школьников и молодежи, активисты Церкви теперь часто вуалируют свою конфессиональную принадлежность и используют броские лозунги борцов против СПИДа, защитников чистой любви и т. п.

 

* * *

 

Новым для России является и легальная деятельность православных общин, не признающих юрисдикции Московской патриархии. Таковы Русская Православная Свободная Церковь, Истинно Православная (катакомбная) Церковь. Термин «неохристианские», конечно, не применим к этим конфессиям, довлеющим к ортодоксии. Некоторое число приверженцев в стране имеет и Русская Православная Церковь за границей, основанная представителями русской эмиграции. Длительное время эта церковь категоричес-

 

ки уклонялась от каких бы то ни было контактов с Московской патриархией. В последние годы между ними заметно некоторое сближение.

Среди неохристианских общин православного происхождения рассскажем о так называемом «Богородичном центре» ― конфессии, возникшей в 1990 г. и обладающей рядом вероисповедных и культовых новаций. Эта конфессия имеет еще около десятка иных названий: «Церковь Пресвятой Богородицы преображающейся», «Церковь Третьего Завета», «Святодуховское православие», «Церковь Духа Параклита», «Параклитская Церковь», «Вселенская Российская Марианская Церковь», «Православная Церковь Божией Матери Державная» и др. Приверженцы новой конфессии чаще всего именуют себя параклитами (гр. «параклит» — утешаемый Святым Духом). К началу 2004 г. зарегистрировано 27 ее объединений.

Основатель конфессии — бывший православный священник Иоанн Береславский (теперь он называет себя архиепископом). Он сочинил более двух десятков пророческих книг, объединенных в сборник «Слова Матери Божией и свидетельства Духа Святого». Параклиты полагают, что эти книги — провозвестия грядущего «Третьего Завета» и приближающегося «конца све- та» — являются источником благодати и залогом спасения приверженцев «Богородичного центра». Служителей центра отличает крайний фанатизм, резкие конфликты с общественностью, в особенности с родителями втянутых в эти общины подростков и юношей. Центр имеет несколько монашеских обителей и даже свое учебное заведение. Насчитывает около 10 000 приверженцев.

Еще одна неохристианская конфессия отечественного происхожде- ния ― экзотическое сообщество «Белое братство». Строго говоря, от христианства в нем мало что осталось. Скорее, это подобие винегрета из христианства, неоориентализма и неомистицизма. Само название сообщест-       ва ― странная аббревиатура ЮСМАЛОС (ЮС — Юоанн Свами, МА — Мария Дэви Христос, ЛОС — Логос, одна из ипостасей Бога). «Иоанн Креститель» (по псевдовосточному ― Юоанн Свами) — так стал называть себя основатель этой веры некий Ю. Кривоногов, длительное время увлекавшийся восточной мистикой, учением о переселении душ, медитацией, йогой, экстрасенсорикой, а затем и пропагандой кришнаизма. Он и придумал новое вероучение, провозгласив для него богиню — «Марию Дэви Христос». Это бывшая супруга Кривоногова Марина Цвигун, в прошлом комсомольская активистка. Юсмалиане называют ее «Господь и Матерь Мира Мария Дэви», она же именует их «лунные дети». Учение ЮСМАЛОС называется также «Третий Завет», с эпитетом ― «последний».

«Лунные дети» говорят о себе так: «Наша вера идет от древних славян и на славян рассчитана. Но мы продолжаем и христианскую веру, признаем Ветхий и Новый Завет. И свой имеем. Православную Церковь не принимаем: у нас свое священство и крещение. Из икон православных чтим только ту, где Богородица с младенцем под сердцем. Осеняем себя крестным знамением и молимся на “Марию Дэви”, нашу главную икону». Внятно растолковать ос-

 

новные положения «Последнего Третьего Завета» рядовые приверженцы ЮСМАЛОСа затрудняются.

По сути, вероучение «Белого братства» — хаотическое нагромождение обрывков христианства, индуизма, теософии, антропософии, иудейской каббалы и других мистических, оккультных «теорий». Учение о «Фохате» (божественном свете) причудливо сочетается с выдержками из библейских пророков и Апокалипсиса. Предсказания грядущего конца славянских народов перемежаются с символами «световых формул». Уверения о божественности новой Троицы (ЮСМАЛОС) подкрепляются чудовищными генеалогическими натяжками. Так, в родословную «Живой Богини» Марии Цвигун, кроме Евы и Девы Марии, включены киевская княгиня Ольга, Наталья Гончарова (жена А. С. Пушкина), известная проповедница мистики Елена Блаватская, основательница «Живой Этики» Елена Рерих...

Мешанина персонажей из «священных книг», магические манипуляции с числами, игра с наукообразными терминами («энергетическое поле ― эгрегор», «монада», «субстанция», «каббалистический аспект», «трансформации» и т. п. ), чертежи траекторий, рисунки с мудреными схемами, причудливые выкладки, нотные вставки («звучание миров»), молитвы и даже сборник посланий Марии Дэви с вычурным названием «Световые Христовочки» ― чего только нет в «Последнем Третьем Завете»!

Под именем «Великое Белое братство» конфессия получила официальный статус от властей Украины в 1990 г., а потом распространила свою деятельность в России, Белоруссии и других странах, где функционирует нелегально. Подвижники «братства» за короткое время побывали едва ли не во всех регионах СНГ, где расклеивали листовки, раздавали свои газеты и брошюры, оповещая людей о предстоящем 24 октября 1993 г. «светопреставлении» и Страшном суде. А главное ― вербуя «белых братьев» из числа запуганных их пророчеством и без того растерянных из-за распада и кризиса державы граждан.

Во главе общин находились крайне фанатичные лица. Особую агрессивность «братья» в белых одеждах проявляли по отношению к детям и подросткам. Их побуждали к уходу из дома, оставлению учебы, использовали для попрошайничества и т. п. Юсмалиане призывали граждан не повиноваться «сатанинским» законам государства, не принимать медицинской помощи, бросить учебу, работу и заняться пропагандой идей «Белого братства» во имя спасения. Вовлеченных в общины людей изолировали от «мира», понуждали к бесконечным молениям, изнурительным постам. Тех, кто сомневался в вере, жестоко наказывали, а сумевших вырваться из «братства» преследовали. В результате, некоторые из «белых братьев» были доведены до физических и психических заболеваний. Руководители «братства» толкали своих приверженцев на экстремистские акции и нарушения общественного порядка.

Несколько сотен фанатиков попытались захватить Софийский собор в Киеве. Против организаторов беспорядков было возбуждено уголовное дело. Ю. Кривоногов и М. Цвигун были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во время следствия супруги перессорились, и Мария Дэви объявила мужа Иудой, предателем веры. Скандально провалилось и пророчество «конца света». Деятельность «братства» сузилась, но не прекратилась. Находясь в заключении, «Мария Дэви Христос» направляла в прозе и стихах обращения к «лунным детям», напоминая им, что не перестала быть «Живым Богом». В 1997 г. она вышла из заключения. Центр ЮСМАЛОСа переместился из Киева в Подмосковье. Ближайшим помощником Марии Дэви стал ее приближенный Виталий Ковальчук ― «архиепископ Иоанн-Петр Второй». Укреплена организация «братства», усилена дисциплина, сложилась жесткая иерархия руководителей: «сефироты» (особо приближенные к Иоанну-Петру), «апостолы», «старшие» и «рыцари» — рядовые юсмалиане.

«Братство» возобновило активное миссионерство и даже хлопочет о легализации. Приверженцы Марии Дэви время от времени наезжают в некоторые города Украины и России, восстанавливая прежние связи, вербуя в «братство», и в первую очередь школьников и студентов.

Феномен этой религии поучителен. Она притянула к себе прежде всего житейски неопытных, мировоззренчески незрелых подростков и юношей, как правило, невежественных в вопросах религии. Внешне экзотичная, а на деле поверхностная и эклектичная, эта подделка под «современную религию» была воспринята ими со слепым доверием. Элементарная критичность должна насторожить каждого, кого будут склонять к этой новой религии.

 

* * *

 

Выше было рассказано о «харизматическом взрыве» на Западе. Россия не осталась в стороне от этого поветрия. Почти одновременно с явлением Марии Дэви Христос, 14 января 1991 г., в сибирском городе Минусинске почувствовал, что принял крещение от самого Отца Небесного, 30-летний мужчина без определенных занятий по имени Сергей Тороп. Приняв имя Виссарион, он стал проповедовать новую веру и в 1993 г. изложил ее в сочинении «Слово Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного». Эта неохристианская харизматическая вера юридически зарегистрирована под названием «Церковь последнего завета», чаще ее называют «Церковью Виссариона». По утверждению руководства этой конфессии, в ней насчитывается 50 000 последователей более чем из 80 населенных мест России и зарубежья. Легально же зарегистрировано 11 ее объединений.

Виссарион утверждает: «Я и Отец едины... Я в Отце, а Отец во мне». Настаивает на том, что даже внешне похож на Иисуса Христа. И с охотой дополняет, уточняет и даже поправляет сказания евангелистов по ряду эпизодов жизни Христа: «Это минуты моей жизни». Богородицу он именует «моя матушка Мариам». Итак, он не кто иной, как Христос во втором пришествии. Потому обличает во лжи Марию Дэви из «Белого братства», тоже именующую себя Христом. Обличает и «Богородичный центр».

Небесный Отец послал Виссариона-Христа, «дабы завершить формирование христианства в единую религию на земле-матушке». И успеть ему надо до скорого наступления Страшного суда. Виссарион утверждает, что Русская Православная Церковь уклонилась от истины. Ряд канонов христианства он толкует на свой лад, используя обрывки из восточных верований. Это, прежде всего, идеи переселения душ («человек воплощается на Земле в пределах десяти раз»), аватары (воплощение божеств), Шамбалы (мифическая страна) и т. п. Его проповеди насыщены и модными мистическими категориями («Внеземной Разум», «йога», «биоэнергетические возможности», «контакты с Внеземным Миром»). Сами же положения «Единой Религии» у Виссариона смутны и не проработаны, представляя собой лишь поверхностные моральные умопостроения. Тем не менее у Виссариона нашлись горячие приверженцы, хотя их и меньше, чем у «Белого братства». Преобладают не устроенные в жизни люди, особенно женщины средних лет. В далекой Сибири под руководством «Живого Бога» они возводят очаг «Последнего Завета» в ожидании близкого Страшного суда. Время от времени Виссарион приезжает и в другие регионы.

Харизматические основатели подобных «самодельных» религий появились в 90-х гг. не только в Сибири, но и на Урале (Пермская область), в Поволжье, в других районах России. Как правило, их общины немногочисленны (несколько десятков верующих). А некоторые из этих верований уже ушли в небытие.

 

* * *

 

Нарастающее внимание Запада к культуре Востока — примечательная особенность конца XX ― начала XXI в. Очевидно, оно отражает все более осознаваемую человечеством потребность во взаимообогащении как светским, так и религиозным культурным достоянием. Диалог культур особенно заметен в религиозной сфере. На смену многовековому христианскому миссионерству в странах Востока пришло время обратного движения: восточные религии стали модными на Западе, в первую очередь у определенной части творческой интеллигенции и молодежи. Элементы восточных верований, как уже отметили мы, заимствованы пророками отечественных неохристианских религий.

Прежде чем перейти к характеристике неоориенталистских религий России, скажем, что в традиционной для ряда ее регионов мусульманской вере культовых новаций нет. Значительный рост исламских общин в стране не породил каких-либо новых религий на этой почве, несмотря на одновременное дробление их духовных центров в стране. В это смутное время духовных исканий ислам продемонстрировал свою устойчивость, чему отчасти способствовали более последовательный монотеизм этой религии и сравнительно несложный культ.

Но 10― 15 лет назад радикальная и воинствующая религия, к сожалению, проникла в российскую умму (мусульманское сообщество) в результате деятельности зарубежных миссионеров из Саудовской Аравии и возвращающейся с учебы в мусульманских странах религиозной молодежи. Речь идет о ваххабизме, религиозно-политическом течении в исламе, которое сложилось в середине XVIII в. в Аравии и ныне составляет основу государственной идеологии Саудовской Аравии. Приверженцы ваххабизма есть в странах Азии и Африки, а теперь ― и на азиатской территории бывших республик СССР, в некоторых регионах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Эмиссары ваххабизма появляются и в других местах компактного поселения российских мусульман. Течение названо по имени своего основателя Мухаммада ибн аль-Ваххаба, проповедовавшего строжайшее единобожие и возвращение к «чистому», «неповрежденному» исламу. Ваххабиты с нетерпимостью относятся ко всем историческим и местным включениям в вероучение и культ ислама, прямо не предусмотренным в Коране (почитание «святых» и местных святилищ, религиозные радения, учение и практика суфиз- ма ― мистико-аскетического течения в исламе). Ваххабиты считают своими врагами всех, кто отошел от ортодоксальных традиций, от норм шариата, а в особенности тех, кто воспринял что-либо из светского образа жизни.

Ваххабиты являются сторонниками воинствующего джихада и не останавливаются перед любыми средствами насилия. Они разжигают религиозный фанатизм и поддерживают международный терроризм. Ваххабиты входят в состав и даже руководство чеченских боевиков, принимают непосредственное участие в самых кровавых акциях против мирных жителей.

Лишь внешнее сходство с исламом имеет появившаяся в 1990 г. в России религия «Бахаи», или бахаизм (по имени ее основателя Баха-Уллы, выходца из Ирана). В 1863 г. Баха-Улла провозгласил себя посланником Бога, ожидаемым всеми народами, и продолжателем Авраама, Моисея, Будды, Зороастра, Христа, Мухаммеда. В начале нашего века сын Баха-Уллы, принявший имя Абдул-Баха («слуга Бахи»), предпринял длительное путешествие по странам Европы и Америки, распространяя бахаизм в качестве новой и самостоятельной мировой религии.

Церковь Бахаи официально зарегистрирована Министерством юстиции России. 20 ее общин действуют в крупных городах нашего Отечества. Ее приверженцы считают эту религию мировой: она насчитывает около 4 млн последователей в 166 государствах мира.

В этом учении немало нравственно-привлекательных начал. Оно утверждает, что человечество едино, что наступило время осознать это и организовать всемирное сообщество. Провозглашается целый ряд принципов достижения единства всех стран и народов. Таковы признание общего источника и бесспорного единства всех основных религий мира; право каждого верующего на самостоятельный поиск истины; полный отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, классовых, религиозных и др. ). Признается, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием. Провозглашается важность и необходимость всеобщего образования; равноправие мужчин и женщин; устранение крайних форм бедности и богатства; установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на всеобщей безопасности и международной справедливости; необходимость для каждого индивида следовать высоким личным моральным принципам; единый для всех народов вспомогательный язык общения.

Бахаисты придерживаются образа жизни, способствующего претворению этих принципов (ежедневные молитвы, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака, проведение регулярных встреч с людьми разных национальностей и социального положения и т. п. ). Центр этой религии ― Всемирный Дом Справедливости ― находится в Хайфе (Израиль). Церковь не имеет священников. Храмы Бахай именуются Домами преклонения. Богослужения бахаистов включают в себя моления, медитации, чтение отрывков из священных писаний своей веры и других мировых религий. Церковь Бахай активно поддерживает деятельность Организации Объединенных Наций, видя в ней важнейший инструмент объединения народов мира.

Как и в исламе, в буддизме — религии, традиционной (в форме ламаизма) для Бурятии, Тувы и Калмыкии, также отсутствуют новые для нашего времени вероучения. Правда, в лоне этой мировой религии издавна сложилось множество течений. Одно из них — дзэн-буддизм, существующий полтора тысячелетия и ставший во второй половине нашего века очень модным увлечением у молодежи на Западе. В последнее десятилетие некоторые школы дзэн-буддизма обосновались в отдельных крупных городах России. Действует и небольшое число общин других, по нашим сведениям, не «самодельных» течений буддизма.

Особняком стоит околобуддийская религиозная корпорация японского происхождения, скандально известная «АУМ Сенрикё», осуществившая на родине ряд террористических актов. В том числе атаки со смертельными газами в токийском метро, где погибли 13 человек и тяжело пострадали более 5 тыс. Подобное произошло и в префектуре Нагано, где погибли 7 человек и более 200 отравились зарином. Члены корпорации совершили несколько заказных убийств и другие преступления. Основатель корпорации 40-летний Тидзуо Мацумото, принявший новое имя Сёко Асахара, — человек криминальной биографии, отбывший тюремное заключение за мошенничество. По-видимому, он обладает значительными гипнотическими способностями.

Много странного и труднообъяснимого в той легкости, с которой некоторым фанатикам (и даже изуверам) удается внушить слепую веру своим последователям. Выйдя из тюрьмы, Асахара основал религиозную «Ассоциацию небесного восхваления» затем «Ассоциацию пророков божественного АУМа», а в 1987 г. ― «АУМ Сенрикё». Слог АУМ (или ОМ) ― магическое звукосочетание в индуизме и буддизме-ламаизме, широко используемое при чтении мантр и во время медитаций. В 1991 г. Асахара объявил себя воплощением Христа. Практика изнурительных медитаций составляет культовую основу вероучения Асахары, как и режим жесточайшей дисциплины, беспрекословного повиновения фанатичному гуру, который возвестил о наступлении «конца света» в 1997 г.

За короткое время Асахара сумел получить огромную денежную поддержку и обрести несколько десятков тысяч последователей в 34 странах мира, в том числе в бывшем СССР, где у него был создан самый крупный филиал. Здесь он не успел осуществить террористические акции, но, как было установлено судебным следствием, наставники Асахары подвергли изуверским мучениям множество юношей и девушек, искалечив их психику и подорвав здоровье. Суд в Москве лишил общину Асахары права дальнейшей деятельности в России. Суд в Токио нал самим Асахарой и его ближайшими помощниками стал одним из самых громких процессов XX в., еще одним предупреждением легковерным поклонникам новоявленных мессий. Поистине, «входя в церковь, снимают шляпу, но не голову». Добавим: особенно входя в новую церковь.

В 1995 г. в России получило официальное признание Высшее духовное управление «Церкви Возрожденной Драгоценности». Под этим витиеватым названием действует в нескольких крупных городах страны одна из ветвей даосизма. Последователи этой конфессии верят, что «человек посредством своих собственных усилий и посредством духовного и морального очищения способен еще при жизни приблизиться к пониманию своей Божественной сущности и стать бессмертным».

Продолжая разговор о неоориенталистских религиях, укажем и на вспышку особого интереса к индуистским верованиям. Связанные с ними идеи (карма, переселение душ, атман и другие) в какой-то мере используются в уже рассмотренных нами «самодельных» верованиях

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...