Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период первый: НАЧАЛО (до 1999 года)




Вероятно, «первой ласточкой» можно считать статью «Руни­ческий оракул Ральфа Блюма», опубликованную в 1990 году в журнале «Наука и религия» Виктором Пелевиным. Это был очень краткий пересказ известной книги Блюма, содержащий в основном сокращенные блюмовские толкования значений рун. Нет смысла обсуждать достоинства и недостатки этой публика­ции (обусловленные качеством работ самого Блюма), но роль она сыграла, на мой взгляд, огромную: именно с нее начался интерес к рунам у очень многих людей моего и более старших поколений. Но собственно книгой это, разумеется, еще не было.

Первой книгой по эзотерике рун стала тоненькая брошюра Елены и Анатолия Адити «Руны: толкование Старшего Футарка, основанное на руническом оракуле и практиче­ской магии», изданная в 1993 году неким «Обществом духовной и психической культуры» в Санкт-Петербурге. В книге было несколько страничек по истории рун, несколько — по рунической магии и по гадательным раскладам. Остальная часть — описания рун, довольно своеобразные, местами заимствованные из Блюма, местами непонятные, местами достаточно интересные... Не знаю, каков был тираж брошюры, но вне собственной библиотеки я видел ее лишь раз или два

В 1994 году вышла в свет моя «Руническая магия». Ну... что можно говорить о собственной книге, впервые увидевшей свет вот уже полтора десятилетия тому назад? Сейчас я нахожу в ней мно­жество недостатков, неточностей, вижу много такого, чем можно было бы ее дополнить. Но в том-то и дело, что это — сейчас... А тогда, я надеюсь, книга помогла кому-нибудь познакомиться с рунами и Северной Традицией. Книга пережила два законных переиздания (в 1995 и 1996) и как минимум два контрафактных (примерно тогда же), а суммарный ее тираж — около 30 000 экз. — удивляет меня самого.

В 1996 году в киевском издательстве «София», широко извест­ном тогда благодаря первым изданиям Карлоса Кастанеды, увидела свет книга Найджела Пенника «Магические алфавиты».

Несомненно, это было подарком для всех, интересующихся Традицией. Книга хороша и для знакомства с европейскими систе­мами письма и их сакральной «подоплекой», и в качестве своего рода «справочника» по этой теме. Помимо рун, книга затрагивает огам, греческую и древнееврейскую письменность, алхимические алфавиты и т. д. Говоря вообще, Найджел Пенник — автор около двадцати замечательных книг по европейской сакральной Традиции, в том числе — и отдельной книги о рунах (Rune Magic, 1992). Жаль, что «София» не сумела в то время издать и эту его книгу.

В 1997 году в той же «Софии» вышла книга Эдреда Торссона «Северная магия: мистерии германских народов». Книга была встречена российскими читателями весьма неоднозначно. Кто-то нашел в ней едва ли не откровение (действительно, многие вопросы, затронутые Торссоном в «Северной магии», вообще поднимались в русскоязычной литературе впервые). Кто-то довольно жестко ругал автора за сугубо американский прагматизм в описании магических обрядов, за излишне свободное обращение с фактами и за многое другое. Все это в определенной мере действительно имеет место. Ещё один важный недостаток книги — её бросающийся в глаза компилятивный характер (она составлена автором из фрагментов других своих книг). Ну и, разумеется, нужно упомянуть о концеп­ции, с которой я лично никогда не смогу согласиться, — о том, что Младшие руны являются более сакральным и магическим строем, чем Футарк. (Правда, в некоторых других своих книгах Торссон не настаивает на этой «идее» настолько прямолинейно. ) В целом, отлично видя все недостатки книги, я все-таки совершенно не согласен с теми, кто считает ее абсолютно бесполезной, а самого Торссона — «плохим» автором (здесь нужно также учитывать, что «Северная магия», мягко говоря, далеко не лучшая его книга).

Эдред Торссон — хорошо известный на Западе (в основном в США) исследователь и деятель языческого возрождения; он является основателем и главой американской «Рунической Гильдии». Перу Торссона принадлежит целый ряд книг по Северной Традиции; некоторые из них позднее также были пере­ведены на русский язык.

В том же 1997 году в издательстве «Фаир» вышла первая после «Рунической магии» книга, посвященная исключительно рунам, — «Магия рун» Кеннета Медоуза, Большинство знакомых мне специалистов по рунам единодушно утверждает, что главное досто­инство этой книги — ее «простой, понятный язык» и доступность. Возможно. Главное же ее отличие от других книг по данной теме —

это «шаманистский» взгляд (весьма популярный в движении New Age) не только на руническое искусство, но и на Северную Традицию в целом. На самом деле соотношение шаманских и не-шаманских элементов в европейской сакральной Традиции — сложнейший вопрос, которому посвящены десятки, если не сотни исследований, и вот так запросто объявлять ВСЮ Традицию шаманизмом, легко­мысленно, на мой взгляд. Книга имеет и ряд более конкретных недостатков, которые я просто перечислю:

• Искажение священного порядка рун Футарка. По каким-то собственным соображениям Медоуз меняет порядок рун в строе, заявляя, что тот должен начинаться с руны Уруз (он не первый в этом, но дела это не меняет). Одного этого факта, ломающего традицию длиной в два тысячелетия, достаточно, чтобы перечер­кнуть любые достоинства книги (включая ее «доступность»),

• Использование «пустой руны», придуманной Ральфом Блюмом.

• Искажение имен рун — причем я даже представить себе не могу, где автор обнаружил такие имена рун, как Петра, Йо и т. д.

• Есть и другие недостатки, возможно, менее существенные. Так, например, подгоняя начертание рун к собственной графиче­ской «системе», Медоуз нередко деформирует их, отклоняясь от традиционных начертаний. Устанавливая связи между рунами и деревьями, автор нарушает очевидные зависимости, сопоставляя, например, руну Беркана («Береза») — которая у него называется «Бьярка» — с грабом, и т. д.

• Ну и, конечно, особенно следует отметить перевод (никогда не понимал, почему издателям переводных книг не приходит в голову с кем-нибудь проконсультироваться). Именно с каче­ством перевода связано, например, появление «связующих рун» вместо «вязаных».

Тем не менее, книга действительно написана понятно и просто. Вероятно, именно с этим связано то, что, в отличие от Пенника или Торссона, она как минимум дважды переиздавалась, и суммарный тираж ее достигает нескольких десятков тысяч экземпляров.

Надо сказать, что 1997 год вообще оказался «плодовитым» на книги о рунах. В том же году была переведена и опубликована книга Лизы Пешель «Практическое руководство по рунам» (издательство ЦАИ). Любопытно, что аннотация книги почти дословно повторяет описание достоинств книги Медоуза в рецен­зиях — «изложена простым и ясным языком». И еще одно совпадение — оба автора уж очень подробно рассматривают процесс изготовления мешочка для рун, описывая даже то, как именно надо делать стежки и как именно вставлять завязки (отдельно — в случае замшевого мешочка, и отдельно — в случае полотняного). Из каких, интересно, исторических источников они почерпнули эту информацию?

Главный недостаток книги Лизы Пешель — очень странные трактовки рун. Конечно, никакого стандарта в этом вопросе нет и быть не может, но всё же предлагать использовать руну Хагалл (разрушение) для защиты и привлечения удачи, руну Перт (пота­ённое) — для хорошего душевного здоровья, а Науд (нужда) — для счастья в любви... Еще книга просто пестрит афоризмами. Вот, например: «Магия это хорошо продуманное научное упражне­ние, результаты, которого известны заранее». Ну-ну...

«Практическое руководство... », несомненно, принадлежит к категории «магия для домохозяек». И, тем не менее, я не могу не отметить, что это какая-то очень добродушная книга, сделанная, несомненно, с любовью и к рунам, и к читателям. Книга пережила как минимум одно переиздание; еще одно, насколько я понимаю, было сделано под несколько измененным названием.

Вышедшая в следующем 1998 году в издательстве «Астролокид» книга «Руны» представляет собой своего рода сборник, организо­ванный по принципу «с мира по нитке» (составитель — Анна Кайа). В книгу вошли и фрагменты того, что выходило на русском языке раньше (попали туда и куски моих статей и «Рунической магии»), материалы других изданий; вероятно, и собственные наработки составителей (над книгой работало несколько человек). Определенный интерес сборник представлял наличием фактиче­ского материала (в том числе изображений), ранее в России не публиковавшегося, однако структура книги получилась несколько излишне хаотической.

Наконец, в 1999 году в издательстве «София» выходит в свет наш с Алексом ван Дарт «Практический курс рунического искусства». В предисловии к первому изданию мы писали: «Приступая к этой работе, авторы поставили перед собой весь­ма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для после­довательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной сторо­ны, не перегружать книгу отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты, рунического Искусства, а с другой стороны постарались не опуститься до уровня распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам судить критикам и читателям... »

Насколько это нам удалось, я действительно не возьмусь судить сам, но воспользуюсь любезным разрешением Сигвальда Годи, руководителя Общества возрождения северной языческой Традиции «Рагнар», использовать здесь материалы его обзора литературы по рунам[13]. Итак, из рецензии Сигвальда Годи:

«В этой книге Антон Платов в соавторстве с Алексом вон Аартом, в целом повторяя материалы своею более раннего труда " Руническая магия", частично вошедшего в " Магические искусства Древней Европы", представляет читателю практическое руковод­ство по самостоятельному освоению основ искусства рунической магии. В книге вместе с теоретическими сведениями, изложенными в простой и доступной форме и порядке, оптимальном для поэтап­ного изучения рун, приводятся практические советы по освоению, закреплению и применению знаний, полученных в результате изу­чения теоретического материала. После экскурса в историю воз­никновения и применения рун, даются сведения о руническом письме, различных рунических рядах, включая славянские руны, и о практи­ке рунической мантики (гадания). Вторая часть книги посвящена собственно основам практической магии рун: рассказывается о раз­личных видах и способах применения рун, о предметах и материа­лах, используемых для нанесения рун (здесь приводится мнение автора о магических свойствах деревьев и металлов редкость среди литературы о рунах), о рунических текстах и, достаточно кратко, о " рунической йоге". Заслуживает внимания руководство по составлению рунических формул различного типа, встречаю­щихся на древних памятниках.

Эта книга не просто рассказывает о существующем Пути под названием " руническая магия", как большинство других книг " о магии". Она позволяет читателю сделать несколько шагов в этом направлении, почувствовав его вкус, ощутить малую толику радостей и трудностей, ждущих его на этом Пути, и решить для себя, идти ли дальше. Разумеется, прочитавший эту книгу тут же не станет мастером рун и всемогущим магом сведений, изложенных в ней и времени, затраченного на описан­ную практику, явно будет недостаточно для этого. Но прошед­ший этот курс уже будет знать и на собственном опыте пони­мать, что руническая магия есть не где-то у кого-то, а в его собственной жизни, и её дальнейшая роль в его жизни зависит от него самого. И от воли богов, разумеется».

Он же, в другом месте своего обзора, критикует нашу концеп­цию «групп рунической магии»:

«Спорным является вопрос соотнесения Старшего Футарка с " группами рунической магии" в тексте эддической песни " Речь Сигрдривы". Разумеется, в Старшем Футарке всё имеет значе­ние, в том числе возможность разделить его на восемь групп по три руны в каждой, но соотнесение этих групп с теми, что опи­саны в " Речах Сигрдривы", многим исследователям рун кажется ошибочным зачастую далеко не очевидны соответствия значений рун в группах и смысловых значений названий групп, как и их описания в эддическом тексте».

Книга пережила два переиздания (оба в 2000 году); общий тираж ее составил около 15 000 экземпляров.

Период второй:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...