Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие романного жанра в реалистической западноевропейской литературе рубежа XIX-XX веков




КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине "История литературы англоязычных стран и Германии":

Традиция семейного романа в западноевропейской литературе в начале ХХ века (по роману Томаса Манна "Будденброки").

Выполнила: студент группы 07-11б, 2 курс

Колотыгина Евгения Сергеевна

Научный руководитель:

доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации,

кандидат филологических наук

Гришенкова Татьяна Федоровна

 

Сургут, 2013


Оглавление

 

Введение

I. Творчество Томаса Манна в контексте западноевропейской литературы рубежа XIX-XX веков

1.1 Развитие романного жанра в реалистической западноевропейской литературе рубежа XIX-XX веков

1.2 Художественный мир Томаса Манна

1.3 Роль Томаса Манна в истории развития жанра "семейный роман"

Глава II. Поэтика семейного романа

2.1 Роман Томаса Манна "Будденброки. История гибели одного семейства"

2.2 Конфликт семейного романа и его разрешение

2.3 Проблематика романа - анализ падения и гибели династии Будденброков

Заключение

Библиография

 


Введение

 

Данная курсовая работа представляет собой исследование специфики жанра "семейный роман" на примере романа Томаса Манна "Будденброки", история гибели одного семейства.

Роман иногда называют эпосом частной жизни. По логике такого определения роман должен был сформироваться и в том его варианте, когда частная жизнь представала в особом, сублимированном качестве. А что может быть концентрированнее, сублимированнее той формы частной жизни, которая называется семьей? Отсюда и особый тип романа - семейный. Здесь нужно вести речь не об определенных сторонах семейных отношений, а именно о специфическом жанровом явлении, называемом семейным романом.

Исключительная сосредоточенность писателя на структуре семейного быта и межличностных связей в этой сфере существует давно, до появления "чистого жанра". Но как только роман обрел спокойные, "нейтральные" формы", он и стал по-настоящему семейным романом.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Целью работы стало исследование специфики жанра "семейный роман" на примере романа Томаса Манна "Будденброки", история гибели одного семейства.

семейный роман гибель семейство

Для достижения поставленной в курсовой работе цели были поставлены следующие задачи:

Ø Прочитать необходимую литературу (роман "Будденброки", биографию Томаса Манна), изучить творческий путь автора;

Ø Провести анализ романа и исследований по данной теме;

Ø Отобрать необходимую информацию для теоретической части работы;

Ø Раскрыть понятие "семейный роман"

Объектом исследования в работе является творчество Томаса Манна как представителя немецкого реализма.

Предметом работы стала специфика жанра "семейный роман", поскольку он является популярным жанром на рубеже XIX - XX вв.

В ходе написания курсовой работы мной использовались следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, конкретно-исторический, изучение монографических публикаций и статей, обобщения.

Курсовое исследование написано при использовании источников по литературе и истории зарубежных стран, а также специализированных работ, раскрывающих данную тему.


I. Творчество Томаса Манна в контексте западноевропейской литературы рубежа XIX-XX веков

 

Развитие романного жанра в реалистической западноевропейской литературе рубежа XIX-XX веков

 

После смерти Гёте в 1832 классически-романтический период в немецкой литературе подошел к концу. Политическая реальность эпохи не соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода. В философии, которая повернула к материализму, ведущее место принадлежало Л. Фейербаху и К. Марксу; в литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880 реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами.

Реализм - это правдивое, объективное отражение действительности. Он возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. [5; 45]

Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации, предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме "личность и общество".

Реализм XIX века, в отличие от эпохи Ренессанса и Просвещения, по определению А.М. Горького, является прежде всего реализмом критическим. Главная его тема - разоблачение буржуазного строя и его морали, пороков современного писателю общества. Ч. Диккенс, В. Теккерей, Ф. Стендаль, О. Бальзак раскрыли социальное значение зла, видя причину в материальной зависимости человека от человека.

Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить "карьера" Жульена Сореля из романа Стендаля "Красное и черное", который переживал трагический конфликт честолюбия; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.

Вершиной критического реализма стало творчество выдающегося французского романиста Оноре де Бальзака, автора цикла романов под общим названием "Человеческая комедия". Создав 98 из задуманных им 150 романов о жизни современной ему Франции, Бальзак совершил творческий подвиг, отразив характеры и обычаи своего времени. [1; 38]

Примерно с 20-х гг. 20 в. в реализм начинает проявляться - как одна из главных тенденций - стремление к углубленному психологическому анализу, передаче потока сознания, тенденция, которую Т. Манн обозначил как Verinnerlichung (глубокое преклонение перед тайной человека). Преемственно этот тип повествования связан с традицией Стендаля, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Если в 19 в. реалисты, как правило, избегали условности и фантастики, часто резко осуждали то и другое и стремились к изображению жизни в формах самой жизни, то реалисты 20 в. охотно прибегают к условным ситуациям, экспериментальным обстоятельствам, создают романы-притчи и драмы-притчи (А. Франс, Т. Манн, К. Чапек). Критический пафос в реализме 20 века доминирует над категорией идеального: победа героя над жизнью видится преимущественно в поражении. В поражении раскрывается подлинное величие человека. В ряде случаев художественные традиции реализма эпохи Просвещения проступают более отчетливо, чем традиции реализма 19 в., или обе традиции предстают в сложном сплаве.

Сильнейшим инструментом в арсенале художественных средств реализма 20 века продолжает оставаться и совершенствоваться психологизм. Также реализм этого века обретает ряд новых качеств.

К их числу принадлежит действенный гуманизм. Реальность 20 века заставляет писателя открыто занимать позицию, участвовать в преобразовании мира либо его спасении - во всяком случае, альтернативой становится только утрата художественности.

Реализм 20 века распространяет чувство ответственности и причастности ко всему, что было, есть и будет, в отличие от модернизма (или постмодернизма), основанного на разрыве всяческих связей, на самозамыкании внутри камерного пространства, на самоустранении художника из сферы социального и морального измерения. [1; 39]

Но одновременно в реализме 20 в. торжествует документ, факт в его публицистической обнаженности ("Американская трагедия" Т. Драйзера, антифашистская публицистика Г. Манна, автобиографические книги Э. Хемингуэя), были попытки сочетания документальности и вымысла (Дос Пассос). Характер реализма 20 в. нельзя правильно понять, если не учитывать всей совокупности мирового художественного опыта, в том числе и нереалистических течений. Например, натуралисты конца 19 в., и прежде всего Золя, открыв для искусства новые стороны жизни, оказали влияние на творчество многих реалистов. Черты этого влияния можно обнаружить и у Т. Драйзера, и у А. Барбюса. На психологический роман оказало воздействие творчество М. Пруста. Поэзия 20 в. не могла пройти мимо опыта нереалистических течений первой четверти века. Вместе с тем, чтобы утвердить себя, реализм 20 в. ведет неустанную борьбу против давления нереалистических принципов, против субъективизма, против всех форм эскепизма (бегства от жизни). В 20-е гг. крупными успехами заявила о себе советская литература, к началу 30-х гг. во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического реализма обретает масштабность, заявляет о себе многообразием жанров и стилей, становится важным фактором мирового литературного развития, а начиная с 30-х гг. оказывает свое влияние на развитие критического реализма (революционный герой в "Очарованной душе" Р. Роллана, в публицистике Г. Манна); этот процесс особенно усилился в странах, вступивших на путь социализма (Садовяну в Румынии, А. Цвейг в ГДР.).

Реализм 20 века придерживается мнения о том, что истина, жизнь и добро/красота - неразрывные, взаимообусловленные понятия.

Жизнестойкость реализма в 20 веке доказывается и наличием специфических его ответвлений: социалистического реализма и "магического реализма".

Социалистический реализм - художественный метод, возникший на волне революции 1917 г. и ее теоретической основы - марксизма. Марксизм и философия исторического материализма легли в основу театральной реформы Бертольта Брехта. Основы метода начали закладываться в критике Ральфа Фокса, находя подтверждение в пролетарской и социалистической литературе первой половины столетия. В основе идеологии метода были заложены тезисы об изображении действительности "в ее революционном развитии" и о "человеке, формирующем окружающие обстоятельства". [7; 25]

"Магический реализм" представляет собой явление второй половины века, он объединяет аборигенный латиноамериканский миф с современной техникой письма, в основе которой, однако, заложены вышеназванные принципы реализма.

Развитие реализма в различных странах и в различные исторические периоды, естественно, обусловливает его художественное многообразие в зависимости от его национально-исторических истоков. В связи с этим в последнее время намечается стремление поставить вопрос о типологии реализма, т.е. о раскрытии известных закономерностей, определяющих выдвижение тех или иных типов реализма и их смену. В этом смысле поучительно, например, соотношение таких типов как реализм ренессансный, просветительский, критический, социалистический. Была сделана попытка (А. Лаврецкий) выделить как особый вид реализма революционно-демократический. Существенны, как выше отмечено, различия между критическим реализмом 19 и 20 вв.

Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Как бы ни были широки и многообразны возможности реалистических методов в искусстве, они не беспредельны. Реалистическим тенденциям зачастую приходится бороться с тенденциями, тормозящими и ограничивающими развитие реализма как целостного творческого метода. Попытки размыть границы реализма могут привести к его уничтожению.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...