Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовое предпринимательство




Коммерческий банк — это финансово-кредитное учрежде­ние акционерного типа, кредитующее на платной основе пре­имущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные опе­рации по поручению клиентов. Источником доходов коммерче­ского банка является разница между процентными ставками де­позитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пас­сивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии)..

Особенность деятельности коммерческих банков России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выпла­тить своим кредиторам деньги в определенный заранее срок с уста­новленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерче­ским банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не воз­вращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Другая особенность коммерческих банков России в современный период заключается в том, что большинство из них не обладает воз­можностями предоставления долгосрочных кредитов в значительных размерах. Таких средств во многих коммерческих банках России нет. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. А главным источником доходов в коммерческих банках экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерче­ских банков России, нередкое их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформлен­ный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способ­ствующий повышению мобильности капитала и выявлению реаль­ной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и пред­ложения. На фондовой бирже проводятся так называемые коти­ровки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специали­стами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через бир­жу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на све­товом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюл­летенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный мо­мент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности — своеоб­разных барометров экономической конъюнктуры.

За рубежом сами фирмы и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдин­говая или брокерская компания биржи. Число таких членов регу­лируется, а репутация их должна быть безупречной. Помимо того, такое членство требует денег. Например, на Нью-Йоркской фондо­вой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно — 1469.

Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколь­ко уменьшилась. Главная причина этого — образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами, без посредни­чества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бу­магами повлияло также увеличение объема государственных об­лигаций в общей массе ценных бумаг.

Консультативное предпринимательство

Сущность и этапы консультативных услуг. Слово «консультант» происходит от лат. consultans — советующий. Под этим тер мимом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления по­лучила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, ме-неджмент-консалтинг заключается в предоставлении независи­мых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не пол­ностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжелом экономическом положении не­редко по причинам организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям, не используя при этом имеющийся интеллектуальный потенциал в данной области.

Те же руководители, которые своевременно прибегли к помо­щи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоров­ления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и фи­нансовой политики и т.д.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще они предоставляются в виде консал­тинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

выявление проблем (диагностика);

разработка решений, проекта;

осуществление решений, проекта.

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда кон­такты с клиентами могут быть и многолетними.

Методы консультирования. Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида кон­сультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование — наиболее пассивная ферма кон­салтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагности­ку, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинго­вой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодей­ствуют с клиентом, побуждая его высказать свои идеи, предложе­ния; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и. разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов — подготовить почву для возникно­вения идей, для выработки решений- С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя всю необходимую теоретическую и практи­ческую информацию. На практике в чистом виде ни один из пере­численных методов консультирования не применяется, как прави­ло, применяются комбинации всех трех.

В промышленно развитых странах консультационные услуги уже много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики. Консалтинг выделен статистикой в отдель­ную отрасль, В США в этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка 50 млрд. долл. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не толь­ ко в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без использования консультирования.

В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их более 2000).

Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерче­ских началах также оказывают государственные, учебные, инфор­мационные и исследовательские организации, В России действуют и зарубежные фирмы. Если российские консультанты хорошо разби­раются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, ши­роко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики запад­ного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм яв­ляется хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа. При этом стоимость услуг российских консалтинговых фирм примерно в 4-5 раз ниже, чем зарубежных, и составляет в среднем 300 долл. за человеко-день.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объеди­няемых в восемь групп: общее управление, администрирование, фи­нансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производст­во, информационная технология, специализированные услуги.

Организация выполнения консультационного проекта. После того как установлен контакт с фирмой-клиентом, приступают к раз­работке предложения. Разработка начинается с совместного обсужде­ния проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо по­лучить достаточно подробную информацию о фирме-клиенте. Кон­сультанту необходимо знать, что производит или чем занимается фирма; каковы численность работающих, их квалификация, доля управленческого персонала; объем производства или работ, услуг, структура затрат и величина прибыли и ее источники; финансовое положение фирмы, наличие договоров, надежность партнеров. Затем определяют ситуацию, динамику ее изменения и суть проблемы. Да­лее составляется план-график выполнения работ и оформляются не­обходимые юридические документы. Особое внимание следует обратить на план-график выполнения работ, наиболее точно определить фоки их завершения. Престиж консультанта в значительной степени будет сохранен, если не произойдет срыва намеченных сроков вы­полнения работ или значительного их опережения.

Следует определить также, в какой форме предполагается за­вершить работы: будет ли это услуга или достижение конкретного результата. Все это должно найти отражение в птане-графике работ.

В ходе выполнения заказа необходимо учесть психологию фир­мы-заказчика. По мере продвижения работы интерес клиента будет падать и надо принять меры к его поддержанию. Для этого в период наибольшего интереса рекомендуется реализовать какой-либо промежуточный вариант. Это могут быть конкретное пред­ложение для руководства фирмы-заказчика, обсуждение предло­жений консультанта на служебном совещании, подготовка приказа о реализации отдельных предложений и др. В заключение оформ­ляется письменный отчет либо план мероприятий по реализации проекта, либо перечень рекомендаций. Не исключаются и другие заранее оговоренные виды оформления результатов консультации;

Способы привлечения клиентов консалтинговой фирмой. Особенности рынка консультационных услуг состоят в том, что у фирм, занимающихся этим видом деятельности, отсутствует возможность показать образец своего товара, образец своей ус­луги. Поэтому перед такими фирмами очень остро стоит задача привлечения клиентов через посредников, использование реко­мендаций предыдущих заказчиков, положительно отзывающих­ся о деятельности фирмы, и др.

Наиболее простой и широко применяемый способ — реклами­рование. Фирма распространяет различного рода рекламные справки, рекламные объявления, в которых приводятся ее возмож­ности в области консультирования, примерная стоимость услуг, ссылка на успешно выполненные проекты. Широко распростране­на такая форма привлечения клиентов, как использование посред­ников. Ими могут быть сотрудники фирм-клиентов, пользующиеся доверием у своего руководителя, В западных странах разработаны специальные методики для поиска такого посредника. На эти цели выделяются специальные средства.

Конечно, решающим фактором, определяющим престиж фирмы-консультанта, служит ее успешная, результативная предыду­щая деятельность. Положительные рекомендации крупных или даже средних клиентов — лучшая реклама.

Определенную роль в обеспечении заказов по консультирова­нию может сыграть имидж фирмы-консультанта. Наличие визит пой карточки, проспекта, соответствующая обстановка в офисе, внешний вид, одежда и приветливость сотрудников фирмы — все это может повлиять на положительное решение заказчика сотруд­ничать с данной фирмой-консультантом.

Насколько вообще нужны фирме консультанты? Для нынешне­го этапа развития экономики России, когда экономическая ситуа­ция и деятельность отдельных предприятий претерпевают сущест­венные изменения и постоянно возникают новые проблемы, ответ может быть только однозначным: да, нужны, необходимы. Однако, учитывая ограниченность финансовых средств большинства пред­приятий, следует приглашать консультантов главным образом для выявления и установления степени важности самих проблем пред­приятия, фирмы, И начинать надо с решения главной проблемы — стратегии развития предприятия. Лишь после этого следует кон­сультироваться по проблемам маркетинга, развития инновацион­ного потенциала и прочим проблемам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...