Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Казахский народный костюм.

Культура, традиции и быт казахского народа.

Весь уклад жизни казахов определяется преобладанием в их хозяйстве кочевого и полукочевого скотоводства. Само слово «казах» трактуется как «свободный человек» пожалуй, это связано с тем образом жизни, который вели эти люди. В Казахстане имелись идеальные условия для возникновения и развития кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства. Этому способствует сама географическая среда, достаточное количество пастбищ. Для зимовок казахи выбирали гористые местности, богатые топливом, подножным кормом, водой и защищённые от степных ветров и буранов. В таких местах формировались зимние аулы, нередко они представляли собой обширные селения. С наступлением лета казахи перекочевали на джайляу – удобные пастбища. На альпийских лугах, в горах, долинах степных рек появлялись многочисленные аулы, в каждом из которых бывало около 20 юрт.

 

Юрта. Убранство юрты.

 

Юрта – один из древнейших видов передвижного жилища, приспособленного к кочевому образу жизни. Это гениальное изобретение кочевников. Ей, наверное, столько же лет, сколько существуют кочевники. Пожалуй, юрта появилась в середине 1 тысячелетия н. э. Это легкое разборное жилище без внутренних перегородок. Для казаха юрта – священное жилище, унаследованное от предков.

Юрта отличается прочностью. Составные части её остова из дерева. Они легко собираются и разбираются. Мастер может поставить юрту за 20 минут. Её вес не превышает 300-350 кг. В разобранном состоянии юрту можно перевозить на одном верблюде. Летом в ней прохладно, зимой тепло.

По своему назначению юрты делятся на три основных типа: 1. парадные – для приёма гостей. Они отличаются особым богатством отделки и убранства.

2. походные – небольших размеров, без нарядного убранства. Они предназначались для военных походов или для пастухов и табунщиков.

З. жилищные юрты

Основные части юрты: 1. кереге – решётчатая раздвижная стена. Кереге составляется из нескольких отдельных решёток. Для юрты средней величины требуется 6-8 решёток. Для больших 12-18 кереге. В древности ханская юрта состояла из 30 кереге.

2. уык – изогнутые жерди, которые отходят от кереге и вставляются в пазы шанырака.

3. шанырак – круговое навершие, имеющее зенитное отверстие - тундык, которое служит окном (из него выходит дым и проникает свет). Старики, глядя в него, молились, обращаясь к небу и светилам. Во время непогоды оно закрывается куском войлока, обшитым по краям шнуром. Шанырак состоит из двух частей: круг и распорно крепёжных реек – крестообразные кульдреуыши, символ единства трёх жузов. Шанырак делают из берёзы, ивы. Берёза поддаётся искусственному искривлению. Ей придают форму дуги. Две такие дужные части, соединённые вместе образуют правильный круг. Создание шанырака - это наиболее трудоёмкая ответственная работа. Для этого мастер выбирает берёзу, имеющую естественное искривление. Срез ветви должен быть произведён летом, когда берёза полна соков. Через круг шанырака проходят сквозные отверстия коз, в которые вставляются заострённые концы уыков.

Шанырак является семейной реликвиёй, признаком продолжения рода. Его нельзя продавать. Иначе очагу династии этого дома суждено погаснуть и род прервётся. Шанырак передавался из поколения в поколение. Согласно обычаю сыновья после женитьбы отделялись отцом в самостоятельное хозяйство, получая от него скот, юрты. Такой сын становился самостоятельным владельцем собственного шанырака. Младший сын оставался с отцом, хозяйство у него было общее. Младшего так и называли «хозяин, владелец шанырака». Владение шаныраком отца давало младшему сыну моральное превосходство над остальными членами семьи. Если приходили в негодность части юрты их выбрасывали и заменяли новыми, а шанырак оставался прежним. От дыма очага шанырак темнел, цвет доходил до чёрного и его часто называли «кара шанырак» - чёрный шанырак. Иногда «кара» имеет значение, как «большой, старший». Обычно когда устанавливают юрту, шанырак поднимает глава семьи, мужчина. Шанырак больших юрт поднимают верхом на коне с помощью специального шеста – бакана.

4. есик – дверь в юрте двухстворчатая. Её часто называют сыкырлауык, что означает скрипучая. Она была обращена на юг, высотой 140 см, окрашена в красный цвет (символ победы) Украшалась орнаментом.

Пола как такового в юрте нет. Место расчищалось. И прямо на землю клали толстый войлочный ковёр, а сверху покрывали сырмаками, более нарядными и красивыми. Большое значение в казахском быту имели тканые ковры. Ими застилался пол, украшались стены жилья. Ковры ткали преимущественно из шерсти. Реже хлопчатобумажной пряжи. Этим ремеслом занимались женщины. Казахские войлочные и тканые ковры можно разделить на несколько групп с характерными для каждой из них особенностями техники изготовления, орнаментации, цветового решения. Из войлока делали орнаментированные постилочные и настенные ковры - текеметы, сырмаки, тускиизы, а также хозяйственные различные сумки – кап, чехлы для сундуков.Для украшения юрт ткались декоративные полосы с узором – это так называемые ленты - баскуры. Они располагались внутри юрты по всему её периметру, декорируя стык кереге с уыком. Для них характерна несложная кайма, затем разделительная полоса и центральный узор– несложный геометрический, растительный орнамент, повторяющийся несколько раз.. Желбау – это шнуры с кистями, подвязывались для красоты к шаныраку.

После установки всей конструкции юрту сверху накрывают войлоком. Существует четыре вида войлока для юрты. Сначала накрывают кереге кошмой. При помощи длинных шнуров крепят к уыкам. Затем кусочки войлока от верхней части кереге до шанырака. Шанырак и дверь тоже накрывают войлоком, который когда не нужен убирается.

Издавна народ старался, как можно наряднее украсить юрту. Внутреннее убранство юрты невероятно красиво и одновременно рационально. Ничего лишнего. И у каждой вещи – своё место.

Если войти в юрту, то в центре мы увидим очаг. Напротив входа, за очагом – почётное место для гостей тор. Здесь вывешивался самый лучший ковёр, предметы, которыми дорожил хозяин, в частности музыкальные инструменты. В центре очаг.

Внутренняя часть юрты делится на две половины. Женская половина – место для хозяйской утвари и посуды, шкаф для хранения пищи и продуктов. Мужская половина – место, где хранили предметы конской сбруи, сёдла, место, где держали птиц. Определить, где мужская, где женская половина, можно став в центр юрты лицом к двери – справа будет мужская половина, слева женская. Далее вдоль кереге стояли кровати. Они имели необычную форму, с приподнятыми краями. Когда человек ложился, то голова и ноги находились на одном уровне, а тело принимает форму дуги. Между кроватями и почётным местом располагаются специальные шесты с крючками -это вешалка адабалкан, для одежды и головных уборов. Ещё она служила подпоркой для шанырака. Это позволяло юрте быть более устойчивой. На выступающие части кереге накидывались подвесные сумки – кап. Они предназначались для хранения посуды. Есть место, где стоят сундуки. Их количество разное. Ставятся они друг на друга. В них хранили одежду, украшения и другие предметы. Вся мебель в юрте низкая, изготавливалась из дерева с приспособлениями для погрузки в случае кочёвки. Мебель орнаментировалась и раскрашивалась яркой краской. Яркие насыщенные цвета придают интерьеру юрты оживлённый вид.

Юрта – солнечные своеобразные часы, по которым кочевники, когда ещё не было механических часов, определяли время с точностью до пяти минут. Время узнавали по солнечному лучу, падающему сквозь круглое отверстие в кровле. Казахи- старики и сейчас говорят: «Это случилось в час зайца» то есть в 18 часов. Круглое, диаметром 6 метров основание юрты делилось на 12 частей, каждой из которых издавна присвоен один из знаков древнего восточного зодиака. Первые лучи восходящего солнца освещают «петуха» и так называемую мужскую половину: затем круг света медленно перемещается, освящая деревянные кереге

Установка и разборка юрты это целый ритуал.

 

Охота в жизни номадов.

 

Охота – древний обычай. Охотились не только для пропитания. Охота для казахов была развлечением, испытанием ловкости, смелости, владения оружием и вместе с тем физической закалкой. Охота – это искусство. Охотник, возвращающийся с добычей, аксакалам аула преподносит в презент часть своей добычи – «байлау» по обычаю. После охоты охотника нужно восхвалять. Охотник один из уважаемых людей, и это доказательство его высокой оценки.

Охота с ловчими птицами. Саятшылық

В Средней Азии и Казахстане использовали беркутов и около 10 видов ястребов и соколов, особенно сапсана, балабана. Эти птицы предназначались для охоты на определённый вид зверей. Например, на волков, лисиц, горных козлов, корсаков ходили с беркутом, а на гусей, дроф пускали ястреба, на мелкую дичь соколов. Ловчих птиц ценили высоко. Для таких птиц специально приготавливалось снаряжение: «құндак» - покрывало, «желі бау» - привязь, «тұғыр» - ложе.

Ловчие птицы стоили дорого. Так хороший беркут ценился в 5-6 верблюдов, сокол 1-2 верблюда, ястреба и кобчики дешевле. На сегодня стоимость хищных птиц на международном рынке колеблется от 300 до 25 тысяч долларов. Так Казахстанские соколы-балобаны в странах Ближнего Востока и Европе стоят 3 тысячи долларов.

Сейчас охота с ловчими птицами – кузбеги включена в реестр национальных видов спорта. Это поиск и поимка диких животных с помощью беркутов, соколов…. Мода на владение ловчими птицами привела к печальному результату. В Казахстане осталось не более 200 пар соколов и около 600 пар беркутов. Всего на данный момент в Казахстане обитает 11 видов таких птиц, и все они занесены в Красную книгу Казахстана. Когда-то в войсках Чингисхана было более 3000 пернатых хищников, которые обеспечивали пропитанием в походе целое войско. У нас в Казахстане насчитывается четыре десятка искусных охотников, их называют – құсбегі. Охотники-беркутчи объединены в ассоциацию.

Много труда и терпения нужно, чтобы вырастить большую и своенравную птицу, достигающую в расцвете сил веса до 15 кг, а размах крыльев до 1,5 метра.

Охота с борзыми собаками.

Такая охота является самой лучшей. Благодаря многовековой селекции, в регионе получили породу борзых с отличной способностью преследовать зверя, с особой зоркостью и максимальной резвостью. Специфические условия охоты в Казахстане и Средней Азии выработали свои особенности. Так, в отличие от других известных пород борзых, при розыске добычи – тазы пользовались чутьём, а при охоте на сурка мастерски подползали к норе.

Охота с ружьём не имела широкого распространения по некоторым причинам. Во-первых, из-за слабого распространения огнестрельного оружия редко кто в степи занимался этим видом охоты. Во-вторых, местному населению было запрещено «иметь огнестрельное, да и всякое оружие»

И всё-таки к оружию у казахов особое отношение. В казахском эпосе всегда ярко и подробно описывается вооружение, оно рассматривается как опора воина: «Для меча твердыней служили ножны, для ножен твердыней был я сам». Оружие кочевника символ достоинства, показатель социального статуса человека. Ещё в давние времена по положению хана Тауке, казах без оружия не считался равноправным членом общества. «Чтобы не один казах,- повелевал он,- не являлся на собрания народные иначе, как с оружием. Безоружный мужчина не имеет слова, и младшие могут не уступать ему места».

С раннего детства мальчишек сажали на лошадь и учили стрельбе из лука и конной езде. Он должен был быть защитником и опорой рода.

Оружие изготавливаликузнецы. На протяжении многих веков в зимних и летних аулах была специальная юрта, где располагалась мастерская кузнеца – темиршихана. Большим уважением в народе пользовались кузнецы. Их называли уста, дархан,шебер – мастер, умелец, искусник. В народе существовало поверье, что кузнецы обладают сверхъестественной силой и способностями. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали по наследству.

 

Отправляясь в поход, мужчины брали огромную пику, называется «найза», при помощи которой можно стаскивать противника с лошади, так как на другом конце пики находился металлический крючок. Основное оружие сабля и лук со стрелами. Лук предназначался для дальнего боя. В рукопашных схватках применялся – акинак, короткий меч, скорее кинжал, почти овальный в сечении. На рубеже 7-8 века на смену мечу на территории Казахстана приходит сабля. С применением в бою сабли расширился радиус разящего действия до 1 метра. Сабля искривленная привязывалась к поясу. Лезвие сабель и стальных ножей, выкованных холодным способом свойственным жителям Востока терпением, хорошо наточено. За плечами колчан со стрелами. Стрелы они делали из берёзового дерева, тетиву для лука из кишок овец. Применялось ещё одно интересное оружие это айболта, боевая секира с длинной деревянной рукояткой на конце острый маленький топорик. Огнестрельное оружие было распространено мало, но казахи умели делать хороший порох. Был всегда мултук, то есть очень тяжёлое и длинное ружьё с фитилём. К нему обычно приложено нечто вроде колышка, который легко переносится вместе с ружьём и позволяет лучше целиться. Конечно, с появлением огнестрельного оружия к концу 18 начала 19 веков холодное оружие казахов постепенно деградирует и военное искусство ближнего боя сходит на «нет». В последствии всё это оружие стало служить скорее для парада, чем для дела. Настоящим же оружием, которым казах пользуется и дома и в походах нагайка, или камча. Она сплетена из полос сыромятной кожи и бывает до дюйма толщиной. Длинна хлыста бывает разная. В условиях кочевой жизни такая камча, несомненно, является грозным оружием. Одним взмахом можно убить достаточно крупное животное – лисицу, волка. У казахов есть пословица: «Коль не умеешь ты владеть камчёй, то лучше её в руки не бери». Камча всегда свисает с руки или крепится у седла. В традициях и обрядах есть свои правила пользования камчи. Когда просили слово для выступления, бросали камчу на середину.. Пеший человек держал её, сложив вдвое. Держать камчу не сложенной – знак враждебности. Её держат в правой руке.

Лошадь постоянный спутник мужчины. В 7-8 веке с Юга Сибири появляются в убранстве лошади стремена. Они изменили скорость передвижения, а в военных действиях -тактику боя. Раньше кочевник, сидя в седле, не мог ни на что опереться и рубил на земле пехотинцев коротким мечом – акинаком. Стремя дало ему опору, устойчивость, а также подвижность. Изобретение стремени по значимости можно приравнять к открытию огня или изобретению колеса. Стремена делали из кости, дерева и металла. Металлические стремена отделывали в восточном стиле, украшая орнаментом. Деревянные стремена чаще использовали зимой. Стремена делали разной формы. Например, женские делали сердцевидной формой.

 

 

Музыкальная культура

 

Музыкальная культура казахского народа – результат длительного исторического пути, особенности которого были связаны с его образом жизни. Об этом свидетельствуют сами музыкальные инструменты и их большое разнообразие. Но наиболее распространённые - это домбра и кобыз.

Домбра – это душа казахского народа. Домбра – это мудрость народа. Домбра – это своеобразная история кочевого народа. Через века и тысячелетия она пронесла память о первых страницах истории кочевников.

История домбровой традиции уходит в глубь веков. Свидетельством древнего происхождения домбры стали археологические открытия: при раскопках Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Учёные отмечают их сходство с казахской домброй.

В 19 веке в быту казахского народа наиболее популярным инструментом становится домбра. Её можно было встретить в каждой юрте на почётном месте. Если на древних инструментах лишь сопровождали исполнение песен, легенд, сказаний, то теперь для домбры создаются сложные инструментальные Кюи.

Домбры бывают многострунные, трёхструнные, двухструнные. Старинные домбры выдолблены из цельного куска дерева. Внешне домбры выглядят плоскими, однако внутри корпус в большинстве случаев имеет чашеобразную форму, что очень важно для звучности инструмента.

В основе многих гипотез о происхождении струнных инструментов лежат легенды казахского народа. В одном из народных преданий говорится о том, что казахский смычковый инструмент кобыз был изобретён в 8 – 9 веках Коркутом. Он с детских лет хорошо играл на всех музыкальных инструментах того времени. Но вскоре, разочаровавшись в них, решил сделать инструмент, который звучал бы, как человеческий голос. Прошло много дней, а задуманный инструмент не получался. И вот однажды во сне к уставшему юноше явился ангел и дал такой совет: «Коркут, твой кобыз, словно голень шестилетнего холощёного верблюда. Теперь обтяни его кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из рога тёмно-рыжего козла и натяни струны из некручёного конского волоса от жеребца- пятилетки, - и будешь ты обладать дивным инструментом». Проснувшись, Коркут поспешил воспользоваться увиденным во сне. Эта легенда ценна тем, что донесла до нас древнейший «рецепт» изготовления кобыза. Коркутом же сочинена первая мелодия. Кобызовая традиция всегда занимала особое место в казахской инструментальной культуре. В течение долгих тысячелетий разные этнические племена относились к кобызу и исполняемой на нём музыке с чувством глубокого почитания и преклонения.

Кобыз был священным инструментом. История кобызной традиции всегда была связана с религиозно – магическими ритуалами шаманов. Кобыз помогал им организовать обрядовое действо. Они относились к кобызу, как одухотворённому существу. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому – что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента обладают чудесной волшебной силой и способны оказать воздействие на судьбу. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Казахи считали, что кобыз был верным помощником шаманов.

Использование кобыза на свадьбах и на других празднествах шаманами строго запрещалось. Они не хотели, чтобы этот инструмент стал широким достоянием народа. Шаманы были заинтересованы в создании таинственности вокруг инструмента. С этой целью на кобызе навешивались перья филина и металлические пластики, внутрь корпуса прикреплялись зеркала, насыпались бляшки и камушки, которые при потрясывании инструмента издавались дополнительные звуки. Народные исполнители мастерски владели инструментом, извлекая из него необычные звуки. Кобызисты являлись одновременно и рассказчиками, перед исполнением кюя музыкант пересказывал его сюжет и обычно заканчивался словами: «Ну, а теперь послушайте, как об этом расскажет кобы». Особенность волосяных струн заключается в своеобразии звучания. Тембр звука близок к тембру человеческого голоса.

Представлены в экспозиции и такие инструменты, как шанкобыз, сазсырнай и туяк.

Саз сырнай духовой инструмент с шестью отверстиями. Изготавливается из глины. Слово «саз» в казахском языке означает глина, а «сыр» - тайна, секрет. Видимо, название родилось в связи с выражением сокровенных чувств, которые исполнитель передаёт посредством звуков.

Шанкобыз – древний язычковый музыкальный инструмент. Раньше его изготавливали из дерева, а сейчас из металла. В основном на нём играли женщины

Туяк – ударный музыкальный инструмент. В его изготовлении используется роговая часть копыта.

 

Казахский народный костюм.

Традиционный костюм казахов издавна является объектом исследования этнографической науки.

В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с их этнической историей, экономическими, социальными и климатическими условиями. Традиционный костюм нёс большую смысловую и магическую информацию. По ним можно было узнать, замужем ли молодая женщина, засватана ли девушка, не говоря о социальном статусе. В целом казахская национальная одежда отличается простотой. Нарядность ей придают отделка мехом, аппликация, вышивка, широкое использование всевозможных украшений.

Традиционные материалы казахского народного костюма – тонкий войлок, шёлк, бархат, парча, кожа, мех.

Парадный костюм мужчины состоял из широких штанов, стёганого чапана – халата, плотно облегающей голову круглой бархатной тюбетейки надеваемой под войлочную шляпу или меховой шапки – малахая (тёплые головные уборы с наушниками и утеплённым затылочным низом сзади) в зависимости от времени года. На ноги надевали замшевые сапоги с загнутыми кверху носками. Зимой мужчины носили тяжёлые кожаные сапоги с войлочным чулком. Обязательной принадлежностью мужского костюма был украшенный металлическими бляшками широкий кожаный пояс. Наиболее старинный тип мужского пояса «ксе бельбеу» был необходимой принадлежностью костюма казаха-скотовода, воина и охотника. Он состоял из узкого кожаного пояса и прикрепленных к нему сумок, где хранились огниво, кремень, запасной фитиль, пули и порох. Чрезвычайно целесообразный в условиях кочевого быта, когда мужчина большую часть времени проводил в седле, такой пояс, естественно, стал олицетворять мужественную, суровую красоту воина. Даже тогда, когда отпала необходимость иметь постоянно при себе оружие, мужчины продолжали носить пояса. Такие пояса мужчины носили с парадными костюмами по всему Казахстану.

Если одежда у мужчин в основном не менялась, то наряды девушек, женщин с возрастом подвергались некоторым изменениям.

Изяществом, элегантностью силуэта отличался казахский девичий костюм. В его комплект входили лёгкое с двумя оборками платье, камзол – приталенная безрукавка, которая окаймлялась вышивками, застёгивались металлическими застёжками или подпоясывались серебряным поясом, головной убор такия – вышитая и украшенная перьями филина шапочка (тюбетейка с перьями означала, что девушка вступила в пору выданья замуж), сапоги из окрашенной кожи на высоких каблуках. Девушки из богатых семей поверх платья и камзола носили парчовый или бархатный халат.

Богатым и красивым был свадебный головной убор девушек – саукеле. Это высокая шапка (до 80 см в высоту) в виде усечённого конуса, отороченная дорогим мехом и украшенная серебряными иногда золотыми фигурными бляшками, инкрустированными драгоценными камнями, с височными подвесками из нитей кораллов и жемчуга. Перед первым надеванием саукеле выполнялся следующий обряд: головной убор невесты надевает какая-нибудь женщина и является к жениху получать подарок, халат или рубашку, за уступку этого убора невесте. Свадебный головной убор носили и некоторое время после замужества. А потом только на большие праздники и то в продолжении 4-5 лет. Дорогие саукеле оценивали около 1000 рублей или 100 лошадей. Обычно мастер работал над одним саукеле целый год.

Повседневным же головным убором молодой замужней женщины была шаль – желек. Эти головные уборы(саукеле и желек) были атрибутами костюма молодой замужней женщины, символизировавший переходный период в жизни женщины – от девичества к материнству.

В первые месяцы беременности, когда молодой женщине уже считалось неприличным ходить в наряде молодухи, устраивали небольшое обрядовое угощение по поводу надевания первого кимешека. Это головной убор замужней женщины, детали которого постепенно менялись в зависимости от возраста. Он обычно состоял из двух частей: нижней – собственно кимешек и верхней в виде тюрбана, наматываемого поверх кимешека. Обе части шились из белой ткани. Надевание первого кимешека сопровождалось женской гостевой трапезой. Устраивала её свекровь, приглашались пожилые женщины из аула мужа. Одна из них надевала молодухе кимешек, за что получала подарок от свекрови.

 

Ювелирное ремесло.

Казахское народное ювелирное искусство занимает особое место в истории национальной культуры. Его истоки уходят в глубь тысячелетий. С древнейших времён на территории Казахстана разрабатывались богатые месторождения меди, олова, золота…, о чём свидетельствуют данные археологии.

Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций. Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что определялось спецификой производства.

Казахские ювелиры – зергеры (зер-зар в переводе с персидского – золото) работали в одиночку, мастерство своё передавали по наследству. Они располагали определёнными инструментами, проходили предварительное обучение. Инструментарий зергера-кочевника был очень прост, он умещался в дорожной сумке. В казахских ювелирных изделиях отсутствует принцип конвейерного производства. Ни одно украшение не дублирует другое. Круг предметов, изготавливающихся, зергером был широк. Сюда входили женские украшения, детали костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия. В качестве материала использовали золото и гораздо чаще серебро. Серебряные изделия никогда не были привилегией знати. Зергеры умели выявлять красоту металла. Свои изделия ювелиры отделывали драгоценными камнями (рубинами, сапфирами, изумрудами..), а также агатами, сердоликом, бирюзой. Вставки из камней в народе именуются словом тас (камень) или коз (глаз). Подобная метафора не случайна, вставные камни осмысливались как всевидящее, стерегущее око, наделялись чудодейственной силой. Вера в положительные эффекты камней всё ещё живёт в традиционном казахском быту. Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, бирюза приносит счастье. Наибольшей популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости. Он широко использовался как оберег от сглаза. Очистительным и магическим свойством в представлении казахов обладало серебро. Помимо колец, в воду для купания ребёнка бросали серебряные монеты со словами: «Пусть дни ребёнка будут светлыми, как серебро»

Главной продукцией зергеров были женские ювелирные украшения. Каждая казахская женщина и девушка имели максимальный набор украшений. Древнейшим оберегом считались серьги, благодаря чему их носили постоянно с самого раннего детства. Существует множество типов и вариантов серёг. Порой серьги в ушах значили девочка на выданье, и наоборот, незавидна была судьба девушки без серёг. Серёжка состояла из двух элементов: дужки, похожей на полумесяц и нижней части с драгоценными камнями – «солнца». Такая символика была важна для древнего человека как объединение двух энергий. К тому же момент вдевания серёг соединял два начала: мужского (серьги) и женского (мочка уха). Ношение серёг полезно и по медицинским показаниям. Старинные серьги были тяжелы и оттягивали мочки, массируя дужкой очень важные точки, связанные с нервной системой. Часто носили удлинённые серьги различной формы.

Распространённое явление на Востоке вера в магическую и очистительную силу колец и перстней. Они считались наследием предков и потому особо ценились. Эти украшения в качестве семейных и родовых реликвий переходили с незапамятных времён по наследству, от одного поколения к другому. У казахов есть свой порядок передачи перстня по наследству, и не всякий потомок может получить его от умершего предка. Каждая женщина должна была носить серебрянное кольцо или перстень, ибо считалось, что в противном случае пища, приготовленная ею, будет нечистой. Перстни и кольца носили по 3-4, они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня, стекла. Своеобразен перстень свах кудаги жузік. Такой перстень дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение е невестке или дарили свахе матерью невесты. Он имеет две шинки на два пальца и массивный каст. Каст бывает округлой или овальной формы диаметром 5-6 см. Этот перстень символ соединения двух жизней, его рисунок несёт положительную жизнеутверждающую информацию. Здесь чаще присутствуют «космогонические» узоры – образ Солнца, символы плодородия. Такой перстень надевался в особо торжественных случаях жизни. Постоянно носимым украшением являлись также накосники шолпы, которые с возрастом женщины всё более упрощались. Звенящие подвески накосников призваны были охранять волосы от нечистой силы, поскольку считалось, что в волосах обитает часть души. У девушки, согласно поверью, судьба подобна тонкому волоску, поэтому накосные украшения, как амулеты были призваны для их магического охранения. Звенящие подвески-накосники, украшавшие и одновременно подчёркивающие длину и густоту волос, олицетворявших девичью красу. В верхней части шолпы имелись цветные ленточки, вплетаемые в косы. Накосники подвешивались к концам кос или у основания волос и составлялись из монет, подвесок, цепочек. Они выполняли не только роль украшений и оберега, но и не давали косам расплетаться. Украшения для кос были деталью девичьего костюма; молодые женщины первое время после замужества ещё носили их под головным убором, но потом снимали. Некоторые дарили свои накосные украшения младшим сёстрам или хранили для дочерей.

Браслеты блезик обычно носили по одному или парно на обеих руках, иногда надевались на руки два браслета. Они прикрывали пульсовые точки на запястье. Сложностью и оригинальностью художественного замысла отличается гарнитурный браслет с кольцами живописно обрамляющий всю кисть руки. Этот вид изделия был очень популярен на Востоке. Но такая дорогая вещь, естественно была не у каждой красавицы.

Застёжки капсырма состоят из двух частей. Они стягивали борта камзола обычно в талии, но иногда для большей декоративности нашивали параллельно несколько застёжек. Само название национального женского костюма – камзол – имеет в основе древнетюркское «кам» - «жрец», что говорит о его первоначальной ритуальной значимости. Формы застёжек очень разнообразны. Бытовали застёжки объёмные и плоские. Пояса, стягивающие талию, являлись одним из важных компонентов традиционного костюма. Женские пояса бытовали металлические, но чаще с кожаной, бархатной основой.

Одним из феноменов казахских украшений, которому нет аналогов в мировой культуре, является Өңіржиекнагрудное украшение вертикальной конструкции, состоящее чаще из трёх и более пластинок, соединённых между собой цепочками. Вес подобных украшений достигал от 500 грамм до килограмма. Помимо украшения он выполнял защитную функцию. Это мощный щит, прикрывающий женскую грудь от сглаза и порчи

Алка – украшение подвеска. В древности оно служило оберегом и связано с почитанием богини Юмай, дарующей женщинам души детей. В середине груди находится один из чакров, энергетических центров, который защищает. Первоначально колье могла иметь только сваха – оно было частью её ритуальной одежды. Позже это украшение стали носить в праздничные дни и замужние женщины. Алка не обязательно носился на шее. Его можно было крепить у висков, обрамляя лицо.

 

Национальный орнамент.

Трудно назвать какое-либо изделие казахского народного прикладного искусства, не украшенное национальным орнаментом. Этнографы отмечают, что казахи живут как бы в мире орнамента. Посуда, оружие, одежда, украшение – всё любовно покрывалось орнаментом. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности, общения человека с окружающей средой. Орнамент – это не просто картинка для красоты. В нём заключён тайный смысл. Он выполняет роль благопожелания или оберега от злых духов. Основу казахского орнамента составляют знаки-символы. Развиваясь на протяжении веков казахский орнамент, дошёл до нас, сохранив свою самобытность и своеобразие. В нём чётко прослеживаются зооморфные, растительные, космогонические, геометрические мотивы.

К древним относятся космогонические. В первую очередь состоит назвать солярный круг. Ему поклонялись древние скотоводы. Космогонический мотив шимай – спираль, который символизирует мировое пространство, Вселенную. К космогоническим узором относятся полумесяц, звёзды, символическое изображение земли, воды, неба.

Космогонические узоры используется в керамике, архитектуре, ювелирном искусстве, ковроткачестве.

Зооморфные - узоры наиболее многочисленны. Определённую роль в формировании казахского орнамента сыграли запрет ислама на изображение живых существ. Это привело к условности и схематизации в изображении предметов, образов животных, птиц. К зооморфным относятся узоры кошкар муйиз - двойные рога. и его вариации к примеру кривые рога, сломанные рогаи т.д. Зооморфными являются также табан – след, оркеш – горб, каз мойин – гусиные шейки. Эти узоры как самостоятельно, так и в сочетании с другими наиболее часто встречаются на изделиях из войлока, кожи, дерева и кости.

Растительные – узоры тоже несут своё смысловое значение. Все они, как в отдельности, так и в сочетании друг с другом раскрывают понятия «единства», «вечности бытия». К растительным мотивам относятся жапырак – листья, гуль – цветок. Они часто встречаются в вышивках на настенных коврах, головных уборах, деталях костюмов. Казахские девушки были искусстными вышивальщицами. Задолго до свадьбы они готовили себе приданное: вышивали одежду, скатерти, полотенца. Часто изображали растительное семя в свадебных нарядах, что символизировало большому потомству, продолжению рода.

Многочисленны геометрические мотивы орнамента. Это суйир – ромб, ирек – зигзаг, турмаша – треугольник. Геометрический орнамент широко используется в архитектуре, ковроткачестве.

Итак, материальная культура казахов полностью была подчинена тому кочевому образу жизни, который они вели и складывалась на протяжении многих веков.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...