Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Написание заключения по результатам исследования.

Исследования уровня и особенностей психического развития ученика

 

Психологическое исследование ученика может помочь разрешить самые различные педагогические проблемы: выявить причины сложностей в усвоении школьной программы, причины неадекватного поведения и т.д. Только на основе психологического изучения ученика можно создать благоприятные условия для его личностного роста.

Практиканту рекомендуется выбирать ученика, в отношении которого возникла (или может возникнуть) определённая психологическая проблема.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Постановка цели исследования.

Студент должен сформулировать цель будущего исследования. Такой целью может быть выявление причин:

· низкой успеваемости, нежелания учиться (или высокой успеваемости в учебной деятельности);

· особенностей поведения ученика (девиантного поведения, сложных конфликтных взаимоотношений с классным коллективом, учителями или родителями: популярности и авторитета среди одноклассников, благоприятных отношений со взрослыми);

· проблем, переживаемых самим ребёнком (тревожность, неуверенность в себе и т.д.).

Возможны и другие цели исследования.

 

Сбор и изучение данных об ученике.

Сбор возможно более полной информации об ученике осуществляется в ходебесед с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, одноклассниками, с самим учеником. Необходимо вести наблюдение за учеником на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий. Проанализировать продукты его учебной деятельности: тетради, оценки в журнале и т.д. При этом следует отличать факты из жизни ученика от готовых мнений и выводов учителей, родителей. Оценки окружающимиповедения и интеллектуальных возможностей ученика, его жалобы и высказывания должны быть обязательно отмечены, но как мнение того или иного конкретного лица, либо как самооценка.

В ходе продуманных бесед необходимо получить данные об особенностях социальной среды, семейного воспитания, условий и истории развития ученика. Сбор данных должен быть подробным и тщательно систематизирован. Все полученные данные об ученике необходимо соотносить с возрастными закономерностями психического развития.

 

Практикантам предлагается следующая СХЕМА:

Развитие интеллектуальной сферы:

· Уровень развития мышления (развитие процессов обобщения и абстрагирования, умения сравнивать, анализировать, способности к самостоятельным умозаключениям);

· Уровень развития речи (словарный запас, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль и т.д.);

· Особенности памяти (развитие опосредованной памяти, владение приёмами преднамеренного запоминания, преобладающий вид памяти, прочность запоминания, лёгкость воспроизведения и т.д.);

· Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, объёма, устойчивости и переключения внимания);

· Развитие специальных способностей;

· Умение организовывать свою интеллектуальную деятельность.

 

Формирование личности:

· Направленность личности (ведущие мотивы, их сформированность и устойчивость, глубина и устойчивость интересов, идеалы и ценностные ориентации);

· Особенности эмоциональной сферы (адекватность эмоционального реагирования, склонность к аффектам либо эмоциональная стабильность, фон настроения и т.д.);

· Особенности характера и темперамента;

· Формирование самосознания (склонность к рефлексии и самоанализу, степень самостоятельности, чувство ответственности, особенности самооценки и уровень притязаний).

Проведение экспериментально - психологического исследования.

На основе анализа всех полученных данных выдвигается гипотеза экспериментального исследования, отвечающая поставленной цели. Для экспериментального изучения выбирается одно или несколько направлений из приведённой схемы.

В соответствии с целью и гипотезой формулируются задачи экспериментального исследования и подбираются конкретные методики. Практикант может использовать методики из практикума по общей (возрастной) психологии или самостоятельно подобрать методики из рекомендуемых литературных источников. Гипотезу, задачи и методики необходимо согласовать с руководителем практики от кафедры психологии.

Полученные результаты обязательно соотносятся с фактами реальной жизни ученика, с имеющейся информацией об истории его развития, особенностях его воспитания, возрастными нормами и т.д.

Выводы исследования должны строиться на основе всего комплекса полученных данных и отвечать поставленной цели. На основе выводов составляются психолого-педагогические рекомендации.

 

Написание заключения по результатам исследования.

По данным проведённого исследования составляется заключение. Во вступительной части заключения указывается: фамилия, имя ученика, его возраст, класс. Обязательно указывается цель и гипотеза исследования, перечисляются применённые методы и конкретные экспериментальные методики.

Далее раскрываются выявленные особенности и закономерности психического развития ученика. Каждое положение заключения должно быть доказано наиболее яркими примерами из экспериментальных данных, фактами жизни и развития ученика. При составлении содержательной части заключения необходимо придерживаться выше приведённой схемы. Содержательная часть заключения заканчивается кратким резюме, выводом, обобщающим все положения заключения.

Итоговая часть включает психолого-педагогические рекомендации – конкретные, содержательные, чёткие указания о том, какие действия необходимо совершить учителям, родителям для наиболее благоприятного интеллектуального и личностного развития ребёнка, для снятия проблемы, которая послужила целью исследования.

Заключение сдаётся вместе с материалами экспериментального исследования, протоколами бесед и наблюдений, с указанием использованной литературы.

 

Рекомендуемая литература и методики.

1. Возрастная и педагогическая психология. Тексты / Под ред. М. Шуаре. – М.:МГУ, 1992.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника // Собр. соч., т. 5. – С. 299-321.

4. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – С. 55-64.

5. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1987.

6. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990.

7. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.В. Гиппенрейтер. – М.: МГУ,1972.

8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990.

9. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972.

10. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.; Просвещение, 1991. – С. 30-44.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического школьного психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...