Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление взрослых, недостаток уверенности в собственных силах – всё это заставляет подростков объединяться в группы.




Подростковое «Я» ещё неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растущая потребность в самоутверждении, во включенности в ту или иную группу сверстников. В них молодёжь пытается получить то, что не может иногда иметь дома – доверие, понимание, поддержку. Именно сознание групповой принадлежности облегчает подростку обособление от взрослых, даёт ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Учёба и школа перестают быть главными задачами. Ведущим становится интимно личностное общение со сверстниками. Обычно (у 2/3 подростков) экспериментирование с курением, алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, а иногда и начало половой жизни начинается в группе и поддерживается интересом к необычному, «стадным рефлексом».

Родители должны быть особенно внимательны к своему подрастающему ребенку, уметь спокойно разговаривать с ним. Для этого необходимо запастись терпением, научиться уважать подростка и понимать его потребности. Отказаться от правила «Взрослый всегда прав».

Нельзя осуждать ребенка за появление естественного интереса к своему телу, к половым отношениям. Родителям необходимо использовать любую возможность естественно и откровенно побеседовать с подростком о взаимоотношениях полов и о его собственном половом развитии. Подросток должен чувствовать, что может без смущения задавать любые вопросы родителям. Взрослым следует проявлять к подростку уважение и понимание, поддерживать его во время разговора. Известно, что доверительные отношения с родными и близкими, их внимание и терпение в большинстве случаев помогают уберечь подростка от различных форм рискованного поведения – употребления наркотиков, ранних и незащищенных половых связей, а значит, и от инфицирования ВИЧ и ИППП. Взрослые не могут контролировать каждый шаг, каждое действие подростка, но могут и должны сформировать у него устойчивую модель безопасного поведения и взаимоотношения с другими людьми.

Семейный фактор является определяющим в этом процессе. Чаще всего (и раньше всех) воздействию остальных факторов риска подвергаются дети из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Это те дети и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или даже антисоциальным поведением отца или матери, а также деструкцией межличностных взаимоотношений (взрослые так заняты выяснением отношений, что на ребёнка просто не остаётся времени). Но всё чаще гипоопека оказывается связана с иными причинами. У многих взрослых на общение с собственными детьми остаётся очень мало времени. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, отсутствии у них родительской привязанности или неразвитости чувства ответственности. Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, чтобы обеспечить иногда даже самое минимальное материальное благополучие семьи.

Не менее опасен и прямо противоположный тип семьи – с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребёнка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребёнок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности – предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей, которые он просто не в состоянии выполнить. Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняются любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими просто потому, что не умеют отказаться. Кроме того, пресыщенность самыми различными и дорогими игрушками, развлечениями и удовольствиями может толкнуть к употреблению наркотиков в поисках ещё большего наслаждения.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения, в том числе и пристрастия к наркотикам не только у подростков, и у взрослых.

УСПОКАИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ – с целью достижения душевного спокойствия, снятия психического напряжения, достижения гармонизации своего положения, для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии, как способ самолечения.

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ – с целью облегчения общения со сверстниками своего и противоположного пола. К этому чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

 

АКТИВИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ – с целью подъёма жизненных сил. Будучи не уверенными в своих силах и возможностях, имея заниженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного – уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же способом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – с целью получения удовольствия, создания приятных ощущений, психического и физического комфорта. Это происходит из-за невозможности и неумения развлечь себя иным образом (спортивной, творческой и иной активности). В таких случаях очень быстро происходит формирование болезненного пристрастия.

КОНФОРМНАЯ МОДЕЛЬ – с целью подражать кумирам или лидерам, быть принятым группой. В этом случае срабатывает «стадный рефлекс».

МАНИПУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ – с целью манипуляции другими детьми, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психоактивных веществ пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.

КОМПЕНСАТОРНАЯ МОДЕЛЬ – с целью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск привыкания к наркотикам, как к форме реагирования на любые жизненные проблемы. Подросткам свойственно получать удовольствие безотносительно к непосредственным и отдалённым последствиям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...