Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.  золотые руки. 7.  дуракам закон не писан. 2.  жаргонизмом. 2.  омонимами. 4.  паронимами. 66. Метафорически употреблены выделенные иноязычные слова:




6.  золотые руки

7.  дуракам закон не писан

8.  беречь как зеницу ока

9.  семь пятниц на неделе

10. пока суть да дело


66. Метафорически употреблены выделенные иноязычные слова:


1.  реанимация российской экономики

2.  политический бомонд

3.  объявление импичмента

4.  рейтинг вранья

5.  электорат президента


67. Имеют формы 1 лица единственного и множественного числа глаголы:


1.  победить

2.  чувствовать

3.  течь

4.  лицемерить

5.  убедить

6.  жечь


68. Слово кайфявляется:


1.  диалектизмом

2.  жаргонизмом

3.  заимствованным словом

4.  неологизмом

5.  архаизмом

6.  историзмом


 


69. Слова лук как овощ и луккак орудие являются:


1.  синонимами

2.  омонимами

3.  антонимами

4.  многозначным словом


 


70. Соответствие иноязычного слова и его толкования:


1.  дифирамб

2.  брифинг

3.  мезальянс

4.  пиетет

1.  глубокое уважение, почтительное отношение

2.  неравный брак

3.  встреча официальных лиц с журналистами

4.  неумеренная восторженная похвала


 

71. Слова проводить и производитьявляются:


1.  синонимами

2.  омонимами

3.  антонимами

4.  паронимами


72. Выделенные слова употреблены в прямом значении:


1.  короткие волосы

2.  сказать правду

3.  встретить Новый год

4.  верх совершенства

5.  встретить знакомого

6.  гасить ссору


73. Слова браккак супружество и браккак дефект являются:


1.  синонимами

2.  омонимами

3.  антонимами

4.  многозначным словом


74. Правильно поставлено ударение в словах:


1.  христианИн

2.  оптОвый

3.  нувОриши

4.  квАртал

5.  валовОй

6.  звОнит



75. Пары слов отличаются по значению:


1.  образы – образа

2.  лагери – лагеря

3.  листы – листья

4.  камни – каменья

5.  сыны – сыновья

6.  редукторы – редуктора


76. Ударение падает на первый слог в словах:


1. пурпурный

2. партер

3. догмат

4. вальдшнеп

5. колледж

6. бармен

7. квартал

8. эксперт

9. ревень


77. Правильно построены предложения:

1.  Певица была щедра для раздачи автографов.

2.  Трогательный своей беспомощностью ребенок.

3.  Допытайтесь от него хотя бы части истины!

4.  Кандидат недобрал голосами для перехода во второй тур.

5.  Нам бы хотелось отметить о преимуществах этого метода.

6.  Как всегда, важную роль в процессе выборов имел губернатор


.


78. Формы множественного числа с окончанием -а(-я) образуются у имен существительных:


1.  мастер

2.  фронт

3.  повар

4.  госпиталь

5.  конструктор

6.  катер

7.  порт

8.  лес

9.  крем


 

79. Просторечными являются фразеологизмы:


1.  кот наплакал

2.  стереть с лица земли

3.  золотая середина

4.  хватит кондрашка

5.  волком вою

6.  Ахиллесова пята


 


80. Нормативная форма родительного падежа у имен существительных:


1.  шесть пар чулков

2.  пять вафель

3.  пары сапогов

4.  ста грамм сыра

5.  отрядов партизанов

6.  сто англичан


 


81. Правильно поставлено ударение в форме множественного числа имен существительных:


1.  сирОты (мн. ч. )

2.  блюдА

3.  средствА

4.  тОрты

5.  бантЫ

6.  стУпни

7.  шарфЫ

8.  кухОнный

9.  некрОлог

10. дОговор

11. ходатАйство

12. рАкушка



82. Несклоняемыми являются имена существительные:


1.  какаду

2.  галифе

3.  эйфория

4.  жюри

5.  кофе

6.  какао

7.  харакири

8.  пальто

9.  очки


83. В каких словосочетаниях слово ключ является многозначным:


1.  ключ к замку

2.  гаечный ключ

3.  ключ к разгадке

4.  скрипичный ключ

5.  горный ключ


84. Склоняются имена и фамилии:


1.  Эльдар Рязанов

2.  Андре Моруа

3.  Эдит Пиаф

4.  Альберто Моравиа

5.  Маргарет Тэтчер

6.  Мартирос Сарьян


85. Согласный перед е произносится твердо в словах:


1.  пюре

2.  кофе

3.  темп

4.  патент

5.  фанера

6.  паштет

7.  бутерброд

8.  термометр

9.  берет


86. Какой из фразеологизмов имеет просторечный характер?


1.  цыплят по осени считают

2.  между небом и землей

3.  не хлебом единым жив человек

4.  у черта на куличиках

5.  семь пятниц на неделе

6.  после дождичка в четверг



87. Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным?


1.  благодаря руководству

2.  оплатить за проезд

3.  повысить кругозор

4.  подвести результаты

5.  отвечать требованиям

6.  написать по окончанию встречи



88. Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова


1.  юрисконсульт

2.  юристконсульт

3.  инциндент

4.  инцидент

5.  компроментировать

6.  компрометировать


 

89. Слово сайт является:


1.  разговорным

2.  просторечием

 

3.  диалектизмом

4.  жаргонизмом

 

5.  неологизмом

6.  архаизмом


90. Слово тусовкаявляется:


1.  диалектизмом

2.  жаргонизмом

3.  заимствованным словом

4.  неологизмом

5.  архаизмом

6.  историзмом


Задание 2.

Выберите одну из предложенных тем и подготовьтесь к её обсуждению.

1. Независимо от сферы деятельности человека культура речи важна для достижения успеха.

2. В конкурентной сфере спрос на развитые навыки речевой коммуникации чрезвычайно велик.

Литература к выполнению задания 2:

1. Стернин, И. А. Практическая риторика: учеб. пособие / И. А. Стернин. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

2. Филиппов, А. В. Публичная речь в понятиях и упражнениях: справочник: учеб. пособие / А. В. Филиппов, Н. Н. Романова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

3. Хазагеров, Г. Г. Риторика для делового человека: учеб. пособие / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова. – М.: Флинта, 2001. – 136 с.

Задание 3. Речевой портрет

Проанализируйте коммуникативные качества своей речи.

Письменно ответьте на вопросы.

1. Правильность речи:

- Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю?

- Что мешает моей речи быть правильной?

- Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

2. Эффективность и оптимальность речи:

- Что мешает моей речи быть эффективной?

- Что мешает моей речи быть оптимальной?

- Какие способы развития эффективности и оптимальности речи для меня являются наиболее действенными? Почему?

3. Точность, доступность и логичность речи:

- Что мешает моей речи быть точной и доступной?

- Что мешает моей речи быть логичной?

- Какие способы развития точности, доступности и логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

4. Чистота и ясность речи:

- Что мешает моей речи быть чистой и ясной?

- Какие способы развития чистоты и ясности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

5. Уместность речи:

- Что мешает моей речи быть уместной?

- Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

6. Богатство речи:

- Какие средства богатства речи я использую?

- Какие способы повышения уровня богатства речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

7. Выразительность речи:

- Какие средства выразительности я использую?

- Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

8. Речевой этикет:

- Какие языковые средства этикета речи я использую?

- Какие способы совершенствования этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?


Задание 4.

Запишите краткие ответы.

 

1. Русский язык входит в … (назовите) семью языков, в группу … (назовите) языков, относится к … (назовите) ветви языков.

2. Общеславянский язык выделился из … языка-основы (назовите).

3. Старославянский язык ныне … (назовите) язык. Формально старославянский язык входит в … (назовите) семью языков, в группу … (назовите) языков, относится к … (назовите) ветви языков.

4. Старославянский язык не имел … (назовите) формы бытования, функционировал только в … (назовите) форме. Впоследствии получил название … (назовите) языка.

5. Древнерусский язык – это общий язык … (назовите) группы славянских племен (белорусов, русских и украинцев).

6. В славистике существуют разные теории происхождения русского литературного языка. Согласно теории В. В. Виноградова древнерусский литературный язык не был … (каким? ), а имел в своем составе … разновидности (назовите).

7. «Русская правда», «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Слово о полку Игореве» – эти произведения написаны на … (каком? ) языке.

8. Глава, ладья, единъ, возрастъ, градъ – это слова … (назовите) языка.

9. Голова, лодья, одинъ, рость, городъ – это слова … (назовите) языка.

10. В ХVIII веке прогрессивно настроенные круги общества старались поднять авторитет русского языка, доказать его состоятельность как языка науки и искусства. Особую роль в укреплении и распространении русского языка в этот период сыграли… (назовите).

11. Литературный язык – это … (дайте определение).

12. Что представлял собой язык ХVIII века? Для языка ХVIII века характерны следующие особенности: … (перечислите).

13. Роль М. В. Ломоносова в создании русского литературного языка заключалась в … (назовите).

14. Создателем современного русского литературного языка является … (назовите).

15. Период развития русского языка в нашей стране в конце XX столетия характеризовался следующими языковыми процессами … (перечислите).

16. Койне – это …(дайте определение).

17. Эвфемизация – это …(дайте определение).

18. Инвективная лексика – это …(дайте определение).

19. Причины активизации процесса заимствования иноязычной лексики – это … (перечислите).

20. Функционирование современного русского языка конца ХХ – начала XXI века характеризуется следующими особенностями … (перечислите).

21. Язык – это … (назовите), которая состоит из … (назовите), которые в свою очередь находятся …(назовите) и образуют … (назовите); язык состоит из единиц: … (назовите).

22. Однородные языковые единицы образуют языковые уровни: … (перечислите).

23. Отношение между единицами одного уровня называются … и ….

24. Отношения между единицами разных уровней называются ….

25. Знаки – это …… (дайте определение)  .

26. Основными свойствами знаков являются … (перечислите).

27. Семиотика – это наука … (дайте определение).

28. Естественные знаки – это … (назовите и приведите пример).

29. Искусственные знаки – это … (назовите и приведите пример).

30. Самостоятельный языковой знак – это … (назовите).

31. Основные функции языка – это … (перечислите).

32. Литературный язык, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргон) – это … … (назовите).

33. Обработанность, нормированность, стабильность, обязательность для всех членов общества, универсальность, стилистическая дифференциация, наличие разновидностей – это признаки … (назовите) языка.

34. Форма существования языка, противопоставленная, с одной стороны, литературной разговорной речи, а с другой стороны – территориальным диалектам, понимаемая как совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка – это … (назовите).

35. Территориальная ограниченность, неполнота общественных функций, существование нормы в виде узуса, а не кодифицированных правил – это основные черты … (назовите).

36. Разновидность речи (преимущественно устная), используемая отдельной относительно устойчивой социальной группой – это … (назовите).

37. По форме существования речь может быть … и … (назовите). Для первой формы характерно …, второй свойственно … (назовите).

38. По количеству участников коммуникации речь разделяется на ….

39. В структуру диалога входит … (перечислите).

40. В зависимости от сферы функционирования выделяют … функциональные стили: … (перечислите).

41. Объективность, логичность, доказательность, точность, обобщенность и отвлеченность, насыщенность информацией – это качества … стиля.

42. Аннотация, рецензия, реферат, конспект, тезисы – это жанры … речи.

43. Две тенденции характерны для публицистического стиля: к … и к ….

44. Владение функциональными разновидностями языка, ориентация на прагматические условия общения, знание основных коммуникативных качеств речи, выбор необходимых для данной цели языковых средств – все это понимается под … (назовите) аспектом культуры речи.

45. Языковую норму характеризуют следующие качества: … (перечислите).

46. Орфоэпические нормы в широком понимании – это нормы ….

47. Слова, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов, но имеющие разный смысл, называются ….

48. Способность слова иметь два или более значения называется ….

49. Нормы построения синтаксических конструкций – это … нормы.

50. Нормы словоизменения при склонении именных частей речи, местоимений, причастий и при спряжении глаголов – это … нормы.

51. Ударение в русском языке является ….

52. Основные единицы речевого общения – это … (назовите).

53. Отношение языковых знаков к их пользователям изучает ….

54. Семантика – наука, изучающая отношение … (назовите).

55. Коммуникативная интенция – это … (назовите).

56. Адресант, адресат, сообщение, код, референция, обратная связь – это структурные компоненты … (назовите).

57. Коммуникативный прием, используемый на определенном этапе в рамках отдельного разговора, направленный на установление взаимопонимания между коммуникантами, а также на достижение ближайших целей общения, – это коммуникативная ….

58. Общение ради установления и поддержания контакта называется … речевым поведением (или общением).

59. Речевое событие можно представить в виде формулы ….

60. Выяснение (уточнение), резюмирование, отражение чувств – это ….


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...