Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одаренность как динамическая характеристика в концепции А.И. Савенкова.




Одаренность – не статичный (константный) личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся.

Это делает особенно значимой уже не проблему обучения одаренных детей, а проблему развития детской одаренности, или, говоря иначе, проблему развития потенциала личности каждого ребенка.

 

Основные положения динамической теории одаренности, задающие принципы работы с одаренностью:

  1. Развитие социально обусловлено. Все развитие ребенка - это процесс приспособления к окружающей социальной среде. Поэтому важнейшим фактором являются именно препятствия, неприспособленность ребенка, которые и задают направления развития.
  2. Принцип перспективы будущего. Упомянутое уже направление развития определяется тем, какие препятствия возникают в процессе развития. Преграды становятся "целевыми точками" развития.
  3. Принцип компенсации. Наличие препятствия мобилизует психические функции "вокруг" возникшего препятствия. Но существует опасность того, что компенсация может пойти по ложному пути, что может привести к искажению развития личности.

В соответствии с концепцией развития одаренности он расклассифицировал их на три сферы: «когнитивного развития» (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность и др.), «психосоциального развития» (перфекционизм, социальная автономность, лидерство и др.) и «физического развития».

Попытка подобного подхода к разработке концепции одаренности была предпринята А.М. Матюшкиным и впоследствии развита исследованиях Савенкова, но если у А.М. Матюшкина выделено пять характеристик, то он предлагает не ограничивать их список. Это положение имеет принципиальный характер, во-первых, одаренность, как любое сложное природное явление не может быть описано в виде относительно простой, логически ясной схемы, во-вторых, мы рассматриваем одаренность как интегративное личностное свойство, проявляющееся по-разному, в разных ситуациях. Описывая их, следует понимать, что всегда будет оставаться вопрос о том, все ли качества перечислены. Кроме того, изменения характера деятельности, вызванные самыми разными причинами, также могут порождать новые требования к этим личностным проявлениям. Поэтому целесообразно оставить список открытым, а процесс уточнения рассматривать как непрерывный.

 

Параметры для анализа/ Название документа Концепция одаренности Дж. Гилфорда [1] Рабочая концепция одаренности (коллектив российских ученых; 2003)
Определение одаренности Выделяет «творческую одаренность» и «интеллектуальную одаренность». Творчество в его понимании – естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности. В его основе лежит дивергентное мышление. В основе интеллектуальной одаренности лежит конвергентное мышление. «Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Предлагаемая структура одаренности Многофакторная модель «структуры интеллекта» Дж. Гилфорда представлена в виде модели куба (рис.1), каждое измерение которого представляет собой один из способов измерения факторов: в одном измерении располагаются различные виды операций; в другом измерении – находятся разные виды конечного мыслительного продукта; в третьем измерении – разные виды содержания. Рис. 1. Структура интеллекта по Дж. Гилфорду «Ядро одаренности» представлено в виде двух основных компонентов – инструментального и мотивационного. Мотивация содержит пять основных признаков: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству. Инструментальный аспект: наличие специфических стратегий деятельности; сформированность качественно своеобразного стиля деятельности, высокая структурированность знаний, особый тип обучаемости.
Ведущие показатели проявленности Основные виды интеллектуальных процессов и выполненных операций: познание; память; конвергентное мышление; дивергентное мышление; оценка. Составляющие дивергентного мышления (быстрота, оригинальность, гибкость, точность)     Опережающее познавательное развитие; Психосоциальная чувствительность.
Отличительные особенности концепции Предложенная Дж. Гилфордом многофакторная модель «структуры интеллекта» стала существенным шагом в деле дифференциации составляющих интеллекта; разведены понятия «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность» Оценка «интеллекта» стала дополняться оценкой «креативности», а также мотивационных характеристик. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Представляют «ядро одаренности» не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов – инструментального и мотивационного. Авторы «Рабочей концепции» провели разделение интеллекта и креативности внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности. Принципиально иначе авторами рассмотрена проблема видов одаренности. Ими выделено пять критериев для их определения
Рекомендуемые направления сопровождения развития одаренности Внедрение комплексных моделей диагностики и развития одаренности в образовательной среде. Свойством данной модели является то, что она носит комплексный характер, содержит описание разных типов когнитивных способностей, позволяет педагогическим работникам использовать самые разнообразные методы, далеко выходящие за рамки обычных учебных программ, стимулирования учебного процесса. Педагоги, работающие с одаренными детьми, получили инструментарий теоретических и практических средств, способствующих оживлению уроков, стимулированию познавательной деятельности и самостоятельной поисковой активности.   Общие принципы обучения: Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Принцип учета возрастных возможностей. Образовательные стратегии: 1.Ускорение. Это стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности. 2. Углубление.Предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания. 3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Стратегия «обогащения» включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний, развитие инструментария получения знаний. Вертикальное обогащениепредполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащениенаправлено на расширение изучаемой области знаний. 4. Проблематизация. Этот тип стратегии обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся. При работе с одарёнными детьми учитель использует различные методы и формы: 1. Формирование высокого уровня мотивации учения. 2. Применение методов творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) 3. Использование передовых педагогических технологий. 4. Организация разных форм обучения (дифференциация и индивидуализация обучения). 5. Предоставление выбора (факультативы, спецкурсы, кружки, секции); 6. Формирование учебно- исследовательской культуры; Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы (формы): организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам с использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), тьютерство – на основе диалога и совместного поиска тьютер помогает своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации; занятия, по свободному выбору — факультативные, в особенности в малых группах; организация исследовательских секций или объединений, проектный метод. Дифференциация параллелей. Перегруппировка параллелей. Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Попеременное обучение. Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы Обучение в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...