Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи и методы экспериментальной проверки развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.




Цель исследования: выявить уровень развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.

Задачи исследования:

- Выделить показатели, по которым определять уровень развития самоорганизации.

- Подобрать диагностический инструментарий исследования.

- Определить репрезентативную выборку.

- Организовать и провести диагностику.

- Провести анализ полученных данных и их интерпретацию.

Показатели, по которым определяется уровень самоорганизации это: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия.

Для выявления уровня развития самоорганизации у студентов мы выбрали следущие методики:

1. Опросник диагностики стилевых особенностей саморегуляции поведения «ССП-98» В.И. Моросановой и Е.М. Коноз.

2. Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) Милорадовой и Ишкова;

3. Пятифакторный опросник личности 5PFQ в адаптации А.Б. Хромова.

Для диагностики непосредственно самоорганизации мы выбрали 2 опросника более значимый для нашего исследования это опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) Милорадовой и Ишкова. Он содержит 7 шкал: «Уровень самоорганизации» и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция. Результаты по шкале «Целеполагание» (Ц/п) отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели. Результаты по шкале «Анализ ситуации» (АС) отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели. Результаты по шкале «Планирование» (Пл) отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности. Результаты по шкале «Самоконтроль» (С/к) отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Результаты по шкале «Коррекция» (Кор) отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом. Результаты по шкале «Волевые усилия» (ВУ) отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана. Результаты по шкале «Уровень самоорганизации» (СО), отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности [11].

Следующая методика это опросник диагностики стилевых особенностей саморегуляции поведения «ССП-98» В.И. Моросановой и Е.М. Коноз. Он состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности) В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции. Шкала “Планирование” (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Шкала «Программирование» (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Шкала «Оценивание результатов» (Ор) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека [19].

Третья, выбранная нами методика – это «Пятифакторный опросник личности 5PFQ в адаптации А.Б. Хромова». Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. По мнению авторов, выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности. Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого, поэтому не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. В данной работе мы рассматриваем вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова. Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность)[26]. Касательно этой методики нас больше всего в ней интересует шкала самоконтроля, так как самоконтроль является компонентом самоорганизации. И многие авторы выделяли этот компонент и считали его важным (в деятельности выделяют также акты слежения и контроля за выполнением действий преобразования, которые П.Я. Гальперин назвал контрольными операциями и контрольной частью действия, а С.Л. Рубинштейн – исполнительной регуляцией)[11].

В определении уровня самоорганизации участвовали студенты ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» 3 курса психолого-педагогического направления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...