Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности нравственного развития ребенка в дошкольном возрасте:




- нравственное развитие ребенка происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

- выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направленно на установление положительных контактов с взрослыми;

- выдвижение взрослыми системы требований и приучение ребенка к их восприятию создает основу для нравственного развития ребенка;

- складываются оценочные суждения (хорошо, плохо);

- у детей складывается понимание общественного смысла нравственной нормы;

- поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Таким образом личность не есть целостность, обусловленная генотипически. Процесс формирования личности может быть представлен как непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Самооценка является одним из базовых составляющих понятия «личность». Самооценка является регулятором поведения человека, определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность к себе, отношения к своим успехам и неудачам. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, характеризуется сильнейшей зависимостью ребенка от взрослого. В этот период у детей формируются моральное поведение и нравственная саморегуляция, реальная самооценка, как базовые качества личности.


1.2 Семья как один из социальных факторов формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста

 

«Никакой человек в мире не родиться готовым, т.е. вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование» - В.Г. Белинский

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждении, а также под воздействием средств массовой информацией (печать, радио, телевидение) и живого человеческого общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов принимающих участие в развитии ребенка как личности их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка дошкольного возраста доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации.

Семья – это возникающее на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается. Особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать: или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямо хождением и получает возможность вступать в контакты с разными членами семьи: В дошкольном возрасте к семейным воздействиям на эмоциональную сферу ребенка добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям (порядочность честность и т. д.)

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе кажутся искаженными. Она проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовлетворение, как той, так и другой стороне.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от пристального детского глаза. Каждый ребенок не вольно или неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут, в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья (Лисина Н.И.).

Формирующиеся отношения ребенка к другим людям определяется отношением, прежде всего родных и близких к нему самому. Под влиянием этих отношений формируется его самосознание. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к самому себе. В общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной средой.

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере. В раннем детстве формируется исходное, доверчивое отношение к миру и людям. Либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стропы мира и других людей. Исследования показывают, что чувства, которые оформились в дошкольном детстве, в последствии переноситься на другие объекты, придавая каждому человеку особый стиль отношений с другими людьми.

Семья - первая школа общения для ребенка. Поэтому так важно создать в семье атмосферу доверия взаимной заинтересованности. Воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям родителям необходимо самим быть на должном уровне. Часто бывает, что родители забывают о необходимости своего самовоспитания и спохватываются только тогда, когда дети становятся взрослыми. Человек связан с семьей и подвергается ее воздействию в разных формах и с разной интенсивностью со дня рождения и до конца своей жизни. Незаменимость воздействия семьи на ребенка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания. Осознанная и целенаправленная педагогическая деятельность родителей сочетается с повседневным и очень сильным влиянием на детей уклада жизни семьи. Велика роль личного примера и авторитета отца и матери, родственных чувств, эмоциональности взаимоотношений воспитателей и воспитуемых, которой нельзя достичь вне семьи. Родителям и членам семьи принадлежит решающая роль в том, чтобы новорожденный развивался как человек и в дальнейшем стал субъектом, хозяином своего развития, т. е. личностью.

В настоящее время многие физиологи, медики и психологи считают, что дети особенно предрасположены к воздействию семьи и в первую очередь матери. Только мать глубоко понимает каждое движение его души и отвечает поддержкой, одобрением, а иногда и необходимым осуждением. Уже тогда природный инстинкт привязанности к матери постепенно перерастает в любовь к ней, Именно этим кладется начало первому и главному нравственному чувству. Именно с зарождения у малыша любви к матери дает могучий толчок для развития богатейшей гаммы нравственных и эстетических чувств. Пробудившиеся к матери чувства ребенок переносит на отца на остальных членов семьи, а по мере расширения круга общения и на других людей.

Это еще одно доказательство того, что именно семья впервые годы жизни ребенка оказывает на его развитие, решающее влияние. И это понятно, в силу гибкости и пластичности нервной системы и мозга дети раннего возраста наиболее восприимчивы к различным видам воздействия, так как у детей этого возраста еще отсутствует собственный опыт, то их восприятие воздействий среды являются весьма важным и глубоким. Вот почему можно утверждать, что формирование личности начинается в семье. Семья имеет многогранную систему внутренних отношений. Характер этих отношений оказывает на развитие детей очень сильное воздействие. Близость с родителями и старшими означает для детей также отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всесторонне формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Каждой матери и отцу хочется, чтобы ребенок был хорошо душевно и физически развит, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами. Другое дело, как это получается на практике. Одна из причин - разрыв между тем, чего родители хотят и тем, что они реально делают для осуществления желаемого. В деле воспитания самоконтроль необходим как нигде. Ведь контроля внешнего со стороны почти нет. Он начинается тогда, когда уже допущено столько промахов, что впору приступать к работе над ошибками. Но в детской душе нельзя ничего исправить, переписать заново, исправить без ущерба для уже возникшей личности ребенка.

Сегодня ученые пришли к выводу о том, что если что-то упущено на ранних этапах, отголоски будут слышны на протяжении всей жизни.

Ошибки легче предотвращать, чем исправлять. Самые главные, самые живучие, заразительные и неосознаваемые ошибки родители совершают в самой главной сфере - сфере взаимоотношений и общении с детьми.

Общая для всех членов семьи деятельность - обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то,несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается; таким, какой он есть.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

С.В. Ковалев в современной психологии стили семейных взаимоотношений делится на 4 основных:

- демократический;

- авторитарный;

- либеральный (попустительский);

- неустойчивый.[31, ст. 22]

Авторитарный стиль воспитания в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (взрослым) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из родителей, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своим лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Тоже происходит и тогда, когда ребенка ограждают от каких-либо забот, усилий трудностей. Принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема- удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются неприспособленные к жизни в коллективе. Взрослые, придерживающиеся авторитарного типа, добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением ребенка очень высокий.

При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства.

Общие черты таких детей - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Либеральный стиль воспитания строится на признании возможности независимого существования взрослых от детей. При этом могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную линию. Взрослые почти никак не контролируют действия детей, все им позволяют, не предъявляют порой даже элементарно необходимых требований. Внешне привлекательное такое отношение, на самом деле свидетельствует о равнодушие, отчужденности от жизни ребенка. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием

Демократический стиль воспитания в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организации высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития- коллектива. Взрослые, декларирующие демократический тип воспитания должны, уважительно относятся к детям, стараться наладить с ними эмоциональный контакт, учитывать их индивидуальные особенности. Взрослые не подавляя, строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают, почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование.

У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль руководства. Не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей, старшие воспитывают в младших организованность, дисциплинированность. Родители прислушиваются к мнению ребенка.

Неустойчивый стиль воспитания в семье совмещает в себе все вышеизложенные стили и существенного влияния, на формирования базовых качеств личности не оказывают.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Каждый из этих стилей семейного воспитания по-своему влияет на формирование базовых качеств личности. Исходя из этого, мы и выдвинули гипотезу

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Э.Эриксон подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком совмещаются чувственная забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. (Е.О.Смирнова)

Психологами была предложена динамическая двухфакторная модель родительских отношений, основанная на двух факторах - эмоциональном (любовь-ненависть) и поведенческом (автономия-контроль). Конкретная родительская позиция определяется выраженностью каждого из компонентов и их взаимосвязанностью. Родительское отношение по своей природе противоречиво и включает два противоположных момента: безусловный (включает любовь, сопереживание, и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Эти характеристики отражают реальную объективную двойственность родительской позиции. Специфика родительского отношения заключается, в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. Эти два начала, которые можно обозначить как предметное и личностное, не являются разными типами или формами отношений. Они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению.

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается, на наш взгляд, в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. С одной стороны, в силу глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением личностного отношения. В силу этого она порождает устойчивую и безусловную любовь, чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоциональную связь с ним. С другой - глобальная ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над действиями ребенка, сравнение его с другими, превращая ребенка в объект воспитания. Это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий на будущее, на формирование определенных качеств, объективную (или необъективную) оценку действий и состояния ребенка и т.д.

Поскольку личностное и предметное начало присущи типу родительского отношения, их можно рассматривать как его структурные составляющие.

Специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежности отделения ребенка от родителей. С возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и т.д.

Сущность родительской заботы предполагает любовь к растущему ребенку.

Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.

В раннем возрасте максимально выраженным является личностное начало родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

По мере взросления ребенка, нарастание его потребности в независимости родительского отношения качественно преобразуется: преобладание личностного начала сменяется предметным. Постепенно нарастают требования к ребенку, увеличиваются ожидания определенных действий, поступков, достижений, становится более дифференцированной оценка его качеств, свойств, характера, развитие его способностей. При этом выраженность личностного начала будет снижаться, хотя оно никогда не исчезнет и всегда остается важной составляющей родительского отношения. Можно предположить, что характер родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком и оценку ребенка родителем.

Таким образом, в процессе развития личности ребенка дошкольного возраста доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды на жизненном пути. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. В общение у взрослых и детей вырабатываются определенные принципы. Далее в семье объективно складывается определенная, не всегда осознанная система воспитания, которая может быть представлена 4 основными стилями семейного воспитания (демократический, авторитарный, либеральный, неустойчивый).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...