Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе (видео)




 

Учебный видеофильм, по мнению Верисокина Ю.И., характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная насыщенность заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передавать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.

Эмоциональное воздействие представляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих их в действия, происходящее на экране.

Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагмент и показать их с определенными паузами.

Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, используемыми средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским тестом, включаемыми кадрами анимации и др. зритель ничего изменить не может.

Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основного источника информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи [2].

Бим И.Л. выделил следующие требования к диафильму:

1)четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма;

2)отсутствие многотемности;

3)простое композиционное построение кадра с четким выделением главного;

4)дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение;

5)дикторский текст может иметь паузы, для того, чтобы не мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения;

6)занимательность фильма, использование разнообразных способов и приемов съемки;

7)показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах;

8)создание проблемной ситуации;

9)включение в текст изложения вопросов, заданий, если необходимо, инструкций;

10)короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты [1].

Нестерова Н.В. отметила: "Дидактические функции учебного фильма на уроке: источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщение и систематизация знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний.

Это не значит, что структура и содержание фильма строго предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот же фильм в различных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач" [16].

По словам Коджаспировой Г.М. перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации – для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать до и после просмотра. Длительность фрагмента не должна превышать 4-5 мин., общее количество фрагментов на одном уроке – не более 5.

Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует в крайних случаях, когда изображаемое на экране не будет воспринято без комментария учителя.

Необходимо продумать время фильма в структуре занятия.

При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях.

Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия являются установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы как на уроке, так и вне его.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации необходимо воздерживаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. Но и этим комментарий должен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

- пояснить непонятные места фильма;

- обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;

- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;

- связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного – 2-3. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полное их воспроизведение после просмотра.

Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.

Если фильм используется как источник знаний и содержит новые для учащихся сведения, то для его качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма.

Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повышения их ответственности при просмотре фильма, активизации восприятия являются задания, которые перед его демонстрацией формулирует учитель.

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения учащимися заложенной в нем информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.

После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысли школьников на подтверждение теоретических положений урока, усвоения формулировок, правил, закономерностей [12].

По мнению Н.В. Нестеровой, видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью можно зафиксировать на пленку самостоятельный видеофильм, показать телепередачу, изображение с фонозаписи и т.д.

Подготовленный видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полностью или оставить просмотр, чтобы обратиться к учащимся, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписи сохраняется обратная связь между учителем и классом.

Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточнения и обобщения знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний.

Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими средствами обучения, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.

С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного задания.

Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую основные моменты одной темы, группирующую материал по определенным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых позиций, она становится предметом обсуждения, дополнения и критики.

Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, не и за счет своеобразия композиционного решения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмента из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставление, сравнение. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания закладываются в сценарии таким образом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которым можно обратиться с экрана непосредственно, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать объяснение или повторение учебной темы [16].

Таким образом, работа над фильмом, по мнению И.Л. Бима, – это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, т.к. зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

В достаточно активной форме работа над простым видеофильмом позволяет добиваться формирования у детей прочных навыков, грамматически правильных высказываний, как в диалогической, так и в монологической формах речи, что в полной мере соответствует решению задач обучения детей иностранному языку в обычной средней общеобразовательной школе [1].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...