Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты контрольного эксперимента




 

Через три месяца была проведена повторная диагностика уровня развития личности старшеклассников по выше описанным методикам.

. Результаты повторной диагностики уровня самооценки и самопринятия представлены на рис. 3.

Как показывают данные рис. 3, результаты диагностики улучшились. Отмечается положительная динамика по всем показателям. И хотя изменения показателей нельзя назвать значительными, в целом есть тенденция к повышению уровня развития выделенных качеств личности. В должном объеме можно оценить динамику по истечению полного учебного года.


Рисунок 3 - Результаты первичной и повторной диагностики уровня самооценки и самопринятия старшеклассников, %

 

Тем не менее, положительная динамика свидетельствует о продуктивности выбранной работы и о её позитивном влиянии на развитие личности старшеклассников.

. Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков (рис. 4)

 

Рисунок 4 - Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков старшеклассников, %


Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков старшеклассников также показали положительную динамику. Повышение уровня социальных навыков свидетельствует о повышении социальной компетенции испытуемых. В общем виде социальные навыки - это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми. Цель использования социальных навыков - это создание согласия и взаимопонимания с другим человеком или группой. Повышение уровня социальных навыков можно рассматривать как повышение уровня развитие личности.

Повторная диагностика уровня профессионального самоопределения также показала положительную динамику. Старшеклассники более обдуманно стали относится к выбору профессии, некоторые изменили свое мнение в отношении выбора профессии «для диплома», некоторых заинтересовала общественная деятельность. И хотя ребята еще не ставят «во главу угла» общественную деятельность, но рассматривают её как возможную будущую профессию.

Разумеется, нельзя силой заставить старшеклассника заниматься внешкольной деятельностью, поэтому не все испытуемые будут в дальнейшем ею заниматься. Однако проведенное экспериментальное исследование показало, что привлечение старшеклассников к внешкольной деятельности оказывает положительное влияние на развитие личности. Следовательно, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.


Заключение

 

Изучение теоретических и научно-практических источников показало, что старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.

Развитие личности в старшем школьном возрасте - процесс двуединый, включающий в себя уподобление другим в общении и, с другой стороны, отличие себя от других в процессе уединения. Одни и те же личностные особенности у одного старшеклассника являются временными, у другого - индивидуально-личностными. Таким образом, для достижения желаемого эффекта внешкольной работы, направленной на развитие личности старшеклассника, необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности этого возраста.

Экспериментальное исследование влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассника показало, что такие критерии, характеризующие развитие личности, как самооценка, самопринятие, социальная компетенция, профессиональное самоопределение наиболее развиты у учащихся, вовлеченных во внешкольную деятельность. Испытуемым было предложено заняться внешкольной работой, а именно, организовать работу «Клуба старшеклассников». На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития личности старшеклассников, которая показала положительную динамику. Практически все показатели выделенных критериев за исследуемый период улучшились, что дало основание сделать вывод о позитивном влиянии внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.


Список использованной литературы

 

1. Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе. Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 256 с.

2. Ильина И. В. Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования//Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. - 2011. - С. 40-43.

.   Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.

.   Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: Курс лекций. - М.: Владос, 2010. - 295 с.

.   Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. - М.: Мегаполис. - 2008. - 392 с.

.   Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.

.   Марасанов, Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева. - М.: Когнито-Центр, 2010. - 171 с.

.   Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972. - 248 с.

.   Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.:Проспект, 2007. - 256 с.

.   Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2007. - 303 с.

.   Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М.: Аспект-пресс, 2008. - 254 с.

.   Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: - В 2 т. - М.: Владос, 2005. - 1374 с.

.   Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. - М.: Проспект, 2009. - 164 с.

.   Школьное и внешкольное образование. Справочник/ под ред. А. Зеленского, Л. Коськиной, С. Зеленской. - М.: Универ-Пресс, 2010. - 160 с.

 


Приложение А

 

Тест «Я-концепция»

Инструкция: внимательно ознакомьтесь со схемой «Шкала самовосприятия». Определите, какие из приведенных характеристик вы могли бы отнести к себе. Отметьте те из них, которые являются, на ваш взгляд, наиболее устойчивыми. Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам.

Тестовый материал - Шкала самовосприятия

 

  Меня это радует Мне это безразлично Мне это неприятно
Я счастливый      
У меня ничего не ладится      
У меня все получается      
Я тугодум      
Я неуклюжий      
Я зануда      
Я неудачник      
Я добросовестный      
Я обманщик      
Я интроверт      
Я фантазер      
Я оптимист      
Я человек надежный      
Я раздражительный      
Я хороший друг      
Я подвержен настроению      
Я общительный      
Я религиозный      
Я умный      
Я слабовольный      
Я опрометчивый      

 


Приложение Б

 

Опросник «Определение уровня развития социальных навыков»

. Средняя оценка своих социальных способностей - это среднее арифметическое по уровню оценки успешности социальных навыков для себя. Ответам приписывается значение от 1до 5 баллов (1-никогда, 2-редко, 3- иногда, 4- часто, 5- всегда).

. Средняя оценка социальных способностей сверстника - это среднее арифметическое по уровню развития социальных навыков у сверстников, которая определяется аналогичным образом, как и предыдущий показатель.

По сочетанию этих показателей (1 и 2) выделяются 7 основных типов оценки социальной компетенции:

. Недооценка уровня развития своих социальных навыков и переоценка социальной эффективности других.

. Завышенная оценка собственных социальных навыков и переоценка социальной эффективности других.

. Заниженная оценка своих социальных потребностей и социальных способностей сверстников.

. Завышенная оценка своих социальных способностей и способностей сверстников.

. Адекватная оценка себя и заниженная оценка социального поведения окружающих сверстников.

. Адекватная оценка других и заниженная оценка своих социальных способностей.

. Адекватная оценка уровня своего социального развития и социального развития сверстников.

Зоны цифровых показателей опросника социальных навыков

) средняя оценка своих социальных способностей:

,25- 3,75 - нормативная зона;

,00- 3,25; 3,37-4,00 - зоны незначительных отклонений;

,00- 3,00; 4,00-4,50 - зоны заметных отклонений;

,00 -2,00; 4,50- 5,00 - зоны чрезвычайных отклонений.

) средняя оценка социальных способностей сверстников:

,00 - 3,50 - нормативная зона;

,50 - 3,00; 3,50 - 4,00 - зоны незначительных отклонений;

,00 - 2,50; 4,00 - 4,50 - зоны заметных отклонений;

,00 -2,00; 4,50 - 5,00 - зоны чрезвычайных отклонений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...