Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5. Меры безопасности при производстве путевых работ немеханизированным способом




2. 5. Меры безопасности при производстве путевых работ немеханизированным способом

2. 5. 1. Приступить к работам разрешается только после ограждения места работ установленным порядком сигналами или сигнальными знаками. Сигналистами назначают монтеров пути не ниже 3-го разряда, выдержавших установленные испытания и имеющих удостоверения сигналистов.

 

2. 5. 2. При производстве работ в составе двух человек монтерам пути необходимо располагаться так, чтобы один мог наблюдать за приближением поездов одного направления, а другой - поездов противоположного направления. Один из монтеров пути назначается старшим.

 

2. 5. 3. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, внутри рельсовой колеи и на междупутье, а также на станки покилометрового запаса рельсов.

 

2. 5. 4. Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению и не находился под ногами, а старые и новые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.

 

2. 5. 5. Путевой инструмент должен быть всегда исправным: ручки его изготовлены из прочного дерева, чисто остроганы, без заусенцев; на ударных частях инструмента поверхность должна быть чистой, не иметь зазубрин и наплывов металла. Следует тщательно проверять надежность насадки инструментов.

 

2. 5. 6. При завинчивании гаек вручную надо пользоваться типовым ключом. Бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим ключом, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа запрещается. Заржавевшие гайки для облегчения отвинчивания следует смазать керосином. Запрещается сбивать гайки ударом молотка. При срубании гайки зубилом необходимо надевать защитные очки.

2. 5. 7. Проверку совпадения отверстий в накладках и рельсах можно производить только бородком или болтом.

 

2. 5. 8. При смене рельсов снимать накладки после разболчивания, а также раздвигать накладки и удерживать конец другого рельса при постановке накладок следует при помощи лома. Делать это руками не разрешается. Кантовать рельс длиной 12, 5 м можно также ломом, вставляя его в крайнее болтовое отверстие только с одного конца. При кантовании рельса запрещается находиться в направлении возможного выброса лома.

 

Кантование рельсов длиной 25 м должно производиться только специальным устройством (лом со скобой).

 

2. 5. 9. При сдвижке сменяемой или укладываемой рельсовой плети стоять можно только с одной стороны рельса, противоположной направлению сдвижки.

 

2. 5. 10. Запрещается удалять руками с распиливаемого рельса металлические опилки.

 

2. 5. 11. При разгонке рельсовых зазоров должны применяться гидравлические разгоночные приборы, обеспечивающие безопасность работ. Разгонка зазоров ударами рельса внакладку запрещается.

 

2. 5. 12. При зачистке заусенцев на шпалах ноги следует ставить так, чтобы исключалась возможность случайного ранения.

 

2. 5. 13. Убирать мусор и щепу из-под подошвы рельса следует только метлой или веником. Руками убирать запрещается.

 

2. 5. 14. Выдергивание костылей лапчатым ломом должно производиться нажимом рук на конец лома. При необходимости следует применять наддергиватель путевых костылей.

 

Запрещается для создания дополнительных усилий становиться ногами или ложиться туловищем на лом, а также подкладывать под его головку костыли, болты или другие предметы.

 

2. 5. 15. При перешивке пути рельсовую нить следует отжимать стяжным прибором или остроконечным ломом.

 

Пользоваться в качестве упора забитыми в шпалу костылями запрещается.

 

2. 5. 16. При наживлении костыля для забивки необходимо держать его строго вертикально; первоначально костыль следует закреплять легкими ударами, а затем добивать. При забивке костылей нужно стоять над рельсом вдоль пути.

 

При работе костыльным молотком нахождение вблизи людей не допускается.

 

2. 6. Меры безопасности при производстве работ на электрифицированных линиях

2. 6. 1. Все работы на электрифицированных участках руководитель должен организовать так, чтобы исключалась возможность приближения рабочих и применяемых ими приспособлений на расстояние менее чем 2 м к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушных линий (ВЛ).

 

2. 6. 2. При необходимости приближения по условиям производства работ (путевые работы, ремонт или покраска искусственных сооружений, проверка габарита приближения строений без применения и с применением габаритной рамы и т. п. ) к находящимся под напряжением и неогражденным частям контактной сети и ВЛ на расстояние менее 2 м напряжение с контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств должно быть снято на весь период работ, и контактная сеть, ВЛ и связанные с ними устройства заземлены. Для этого руководитель путевых работ обязан дать письменную заявку в адрес начальника дистанции электроснабжения о необходимости обеспечения безопасности производства работ вблизи устройств контактной сети или ВЛ с указанием места, начала, продолжительности и характера работ, а также сообщить об этом начальникам соответствующих районов контактной сети и районов электросетей. Для плановых работ такая заявка подается не менее чем за сутки. Приступать к этим работам на электрифицированных участках разрешается только по получении приказа энергодиспетчера на производство работ и разрешения ответственного лица дистанции электроснабжения, установки заземления на месте работ.

 

При капитальном ремонте пути и сплошной смене рельсов в зоне изолирующих сопряжений (стык контактной сети станции и перегона; место установки поста секционирования, отсасывающего трансформатора, станции стыкования) или нейтральной вставки (стык станции с тяговой подстанцией переменного тока и перегона) в приказе энергодиспетчера должны быть указаны наименования включаемых секционных разъединителей, шунтирующих изолирующие сопряжения или нейтральную вставку. Приказ энергодиспетчера передается представителю района контактной сети (электросетей), назначенного начальником района контактной сети (электросетей) ответственным за электробезопасность.

 

Не допускается производить работы при отсутствии или перерыве связи руководителя работ с энергодиспетчером.

 

После получения приказа и заземления контактной сети, включения секционных разъединителей изолирующих сопряжений или нейтральной вставки, расположенных на фронте работ, представитель района контактной сети (электросетей) дает руководителю путевых работ письменное разрешение установленной формы приступить к работам.

 

Все работы в части обеспечения электробезопасности работающих (исключая надзор за электроустановками путевых машин и механизмов) производятся под наблюдением представителя района контактной сети (электросетей), указания которого по вопросам электробезопасности являются обязательными для руководителя работ.

 

Для связи работников пути и работников контактной сети по фронту работ и сигналистов, ограждающих место работ, с руководителем должны быть использованы радиостанции или телефонная связь.

 

2. 6. 3. При производстве путевых работ на электрифицированных участках запрещается нарушать цепь протекания по рельсам тягового тока.

 

При разгонке зазоров с разрывом рельсовой колеи в местах разрывов должны быть предварительно поставлены и надежно закреплены струбцинами к подошве рельсов временные перемычки из медного провода (здесь и во всех далее рассмотренных случаях сечением не менее 50 мм при переменном токе и не менее 120 мм при постоянном), позволяющие раздвинуть рельсы в стыке на 200 мм.

 

При смене шпал в изолирующих стыках соединение дросселей-трансформаторов с рельсами, а также других проводов, присоединенных к рельсам, не должно нарушаться.

 

Допускается отсоединение перемычек дросселей-трансформаторов от сменяемых шпал с последующим прикреплением их к вновь уложенным шпалам.

 

2. 6. 4. При одиночной смене шпал и других путевых работах заземляющие и соединительные провода, перемычки дросселей-трансформаторов, путевых коробок, рельсовых цепей и других устройств электрификации, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) должны отводиться в сторону без отсоединения и повреждения.

 

После выполнения работ отводимые заземляющие и соединительные провода должны быть прикреплены к шпалам так, чтобы исключалась возможность касания их с соседними рельсами.

 

2. 6. 5. При работе щебнеочистительных машин в месте присоединения к рельсам отсасывающей линии необходимо отключить тяговую подстанцию.

 

Заменять рельсы, от которых требуется отсоединить отсасывающие линии, разрешается только под наблюдением представителя дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации и связи.

 

Все соединения и отсоединения отсасывающей линии производит работник дистанции электроснабжения.

 

Работникам хозяйства пути запрещается отключать от рельса перемычку дросселя-трансформатора, а также отключать среднюю точку путевого дросселя и отсасывающую линию.

 

Отключение и присоединение к рельсу перемычек дросселей-трансформаторов во всех случаях осуществляются электромехаником СЦБ, а дросселей-трансформаторов с перемычками, установленных для подключения отсасывающих линий, - работником дистанции электроснабжения.

 

2. 6. 6. При выполнении работ по смене стрелочного перевода стреловым и путеукладочным краном напряжение с контактной сети должно быть снято, а контактная сеть заземлена установленным порядком.

 

2. 6. 7. При одиночной смене рельсов на электрифицированных участках одновременная смена рельсов на обеих рельсовых нитях запрещается.

 

Перед сменой рельса на звеньях, соседних с заменяемыми, должны укладываться и плотно закрепляться к подошве рельсов с помощью струбцин две поперечные перемычки из медного провода (рис. 2. 1).

 


Рис. 2. 1. Схема установки поперечных перемычек при смене рельса на электрифицированном участке:

1 - заменяемый рельс; 2 - поперечные перемычки

 

Смена рельсов, к которым подсоединены устройства СЦБ (дроссели-трансформаторы, путевые коробки, кабельные вставки, рельсовые педали и др. ), должна производиться при участии электромеханика дистанции сигнализации и связи.

 

Перед сменой рельса в изолирующем стыке должна быть уложена и закреплена поперечная перемычка на остающихся в пути рельсах с той стороны изолирующего стыка, с которой расположен заменяемый рельс, и с той же стороны средний вывод путевого дросселя должен быть соединен перемычкой с рельсом, не подлежащим замене (рис. 2. 2, а).

 

а)

б)

Рис. 2. 2. Схема установки перемычек при смене рельса в изолирующем стыке на электрифицированном участке:

а - с дросселем-трансформатором, б - с косым тяговым джемпером: 1 - изолирующий стык; 2 - перемычка из медного провода, соединяющая средний вывод дросселя с рельсом; 3 - заменяемый рельс; 4 - поперечная медная перемычка; 5 - перемычка, замыкающая изолирующий стык; 6 - косой тяговый джемпер

 

Соединение среднего вывода путевого дросселя с рельсом осуществляет электромеханик СЦБ.

 

Перед сменой рельса в изолирующем стыке, где установлен косой тяговый джемпер, должны быть уложены и закреплены поперечная перемычка на остающихся в пути рельсах и перемычка, замыкающая изолирующий стык, как показано на рис. 2. 2, б.

 

Перемычки доставляются на место работ работниками путевого хозяйства.

 

Снятие перемычек разрешается только по окончании смены рельса после того, когда он сболчен в стыках и установлены электротяговые соединители.

 

На электрифицированных участках переменного и постоянного тока отсоединение от рельсов, а также восстановление ранее снятого или случайно нарушенного заземления опор контактной сети или других сооружений, заземленных на рельс, при наличии напряжения в контактной сети запрещается.

 

Если при одиночной смене рельса нужно снять закрепленное на нем заземление опоры или других сооружений, заземленных на рельс, то необходимо предварительно надежно соединить дублирующей перемычкой из медного провода заземление опоры с оставшимся в пути рельсом той же нити. Перед сменой рельса необходимо поставить две поперечные перемычки из медного провода между рельсовыми нитями (рис. 2. 3), после чего заземление опоры может быть снято.

 


Рис. 2. 3. Схема установки дублирующих перемычек перед снятием заземлений опор контактной сети с заменяемого рельса на электрифицированном участке:

1 - дублирующая перемычка; 2 - заземление опоры; 3 - опора контактной сети; 4 - заменяемый рельс; 5 - поперечные перемычки

 

Снятие дублирующей перемычки разрешается только после смены рельса, сболчивания его в стыках, установки электротяговых соединителей и закрепления заземления на замененном рельсе.

 

Отключение и присоединение к рельсам рабочих заземлений (присоединение отсасывающей линии тяговой подстанции, соединение с рельсом одной из фаз комплектной трансформаторной подстанции (КТП), групповое заземление опор контактной сети переменного тока, заземление автотрансформаторного пункта на участке 2 25 кВ, заземление постов секционирования и др. ) в связи с производством путевых работ должны производиться только работником дистанции электроснабжения (района контактной сети).

 

Провода рабочих заземлений в местах их присоединения к рельсу обозначаются установкой специального зажима и знака-указателя " Опасно. Высокое напряжение" с изображенной на нем стрелой красного цвета (рис. 2. 4), предупреждающего персонал против ошибочных отключений рабочего заземления.

 


Рис. 2. 4. Знак-указатель опасного места и зажим, присоединяющий провода рабочего заземления к рельсу:

1 - провод рабочего заземления; 2 - зажим заземления; 3 - знак-указатель опасного места

2. 6. 8. Выполнение путевых работ, связанных с отключением рабочих заземлений, без согласования с районом контактной сети запрещается.

 

При обнаружении нарушения целостности рабочего заземления об этом должно быть немедленно сообщено энергодиспетчеру или начальнику района контактной сети.

 

Место повреждения ограждается так, чтобы никто не приближался к проводам рабочих заземлений ближе 8 м до прибытия работников района контактной сети.

 

2. 6. 9. На электрифицированных участках переменного тока находящиеся внутри рельсовой колеи длинномерные рельсовые плети или рельсы, сболченные в плети длиной 400 м и более, должны быть заземлены, для чего обе накоротко замкнутые в средней точке рельсовые плети присоединяются к одному из путевых рельсов поперечной перемычкой из медного провода сечением не менее 50 мм .

 

Следующая пара плетей заземляется таким же порядком, но уже к рельсу другой нити. Если рельсовые плети расположены на концах шпал или в междупутье, то они заземляются присоединением их в средней точке к близлежащему путевому рельсу (рис. 2. 5).

 


Рис. 2. 5. Схема заземления рельсовых плетей при переменном токе:

а - при расположении внутри рельсовой колеи: б - при расположении на концах шпал: 1 - рабочие рельсы; 2 - рельсовые плети; 3 - поперечные перемычки

Концы соседних плетей должны располагаться так, чтобы исключалась возможность их соприкосновения.

 

2. 6. 10. При сплошной смене рельсов на электрифицированных участках постоянного и переменного тока напряжение в пределах фронта путевых работ должно быть снято с контактной сети, и контактная сеть должна быть заземлена посредством установки заземляющих штанг, оборудованных устройствами блокировки безопасности и соединенных с контактной сетью и с замкнутыми накоротко путевыми рельсами.

 

Допускается присоединение дополнительных заземляющих штанг к отдельным заземлителям, изготовленным по ГОСТ 16556-81, заглубленным в тело земляного полотна на глубину не менее 1 м, на расстоянии не менее 2 м от крайнего к обочине рельса.

 

Рельсы в местах установки штанг замыкаются между собой поперечными перемычками из медного провода, устанавливаемыми и снимаемыми работниками путевого хозяйства.

 

На двух- и многопутных участках, находящиеся на фронте работ изолирующие стыки во вновь уложенном пути должны быть закорочены медным проводом по каждой рельсовой нити.

 

Если на опорах контактной сети в пределах фронта путевых работ подвешены провода питающей или усиливающей линий, провода системы ДПР, воздушных линий электропередачи напряжением выше 1 кВ, то указанные опоры до отключения заземляющих спусков от рельсов заземляются работниками путевого хозяйства на целый рельсовый путь посредством дополнительного троса сечением не менее 70 мм , прокладываемого с полевой стороны по земле.

 

Отключение троса от заземляющих проводников опор производится после их восстановления. Подключение и отключение троса выполняют работники района контактной сети.

 

В случае снятия напряжения с перечисленных выше проводов, подвешенных на опорах контактной сети ремонтируемого пути двухпутного участка, заземление опор производится также посредством дополнительного троса, а сами провода не заземляются, если по условиям выполнения путевых работ к ним не требуется приближаться на расстояние ближе 2 м.

 

При капитальном ремонте пути на двух- и многопутных электрифицированных участках переменного или постоянного тока с жесткими поперечинами в случае, если заземления подключены к ремонтируемому пути, перед началом работ указанные опоры должны быть заземлены электромонтерами района контактной сети на рельсы действующих путей. Отключаются ближайшие с обеих сторон от места работ на двухпутных перегонах междупутные соединительные перемычки между рельсами ремонтируемого и действующего пути.

 

При сплошной смене рельсов контактная сеть после снятия напряжения заземляется следующим порядком:

 

а) при постоянном токе - на одно- и двухпутных участках заземляющие штанги должны быть установлены в пределах видимости по обе стороны от места работ, но не далее 300 м от него (pиc. 2. 6);

 


Рис. 2. 6. Схема заземления контактной сети на одно- и двухпутном участках при постоянном токе и однопутном участке при переменном токе:

1 - поперечные перемычки; 2 - заземляющие штанги; 3 - контактная сеть; 4 - рельсы

б) при переменном токе - на однопутном участке заземляющие штанги должны быть установлены в пределах видимости по обе стороны от места работ, но не далее 300 м от него (см. рис. 2. 6). На двухпутном участке заземляющие штанги необходимо устанавливать в пределах видимости по обе стороны от места работ, но не далее 200 м от него; кроме того, по фронту работ устанавливаются дополнительные заземляющие штанги так, чтобы каждый разрыв рельсовой нити находился между заземляющими штангами, расположенными друг от друга не далее 300 м (рис. 2. 7).

 


Рис. 2. 7. Схема заземления контактной сети на двухпутном участке при переменном токе и одиночных разрывах в рельсовых нитях:

1 - заземляющие штанги в начале и конце фронта работ; 2 - дополнительные заземляющие штанги; 3 - контактная сеть; 4 - рельсы; 5 - поперечные перемычки

 

При наличии разрывов в рельсовых нитях на двухпутном участке переменного тока дополнительные заземляющие штанги устанавливаются по всему фронту работ на расстоянии не более 300 м друг от друга (рис. 2. 8).

 


Рис. 2. 8. Схема заземления контактной сети на двухпутном участке при переменном токе и наличии разрывов рельсовых нитей:

1 - заземляющие штанги в начале и конце фронта работ; 2 - дополнительные заземляющие штанги; 3 - контактная сеть; 4 - рельсы; 5 - поперечные перемычки

2. 6. 11. При выполнении капитального ремонта пути в зоне изолирующего сопряжения или нейтральной вставки на каждую сопрягаемую контактную подвеску завешивается по одной заземляющей штанге при наличии предварительно включенного шунтирующего разъединителя, по две - при отсутствии шунтирующего разъединителя (рис. 2. 9, 2. 10). Причем эти заземляющие штанги присоединяются к одному и тому же рельсу.

 


Рис. 2. 9. Схема заземления контактной сети на изолирующем сопряжении на участке постоянного или переменного тока:

1 - контактная сеть; 2 - шунтирующий разъединитель, нормально включенный; 3 - воздушный промежуток; 4 - заземляющие штанги; 5 - рельсы; 6 - поперечная пepeмычка

 

 

Рис. 2. 10. Схема заземления контактной сети на изолирующих сопряжениях нейтральной вставки на участках переменного тока:

1 - контактная сеть; 2 - шунтирующий разъединитель, нормально включенный; 3 - воздушный промежуток; 4 - заземляющие штанги; 5 - нейтральная вставка; 6 - поперечные перемычки; 7 - рельсы

 

По мере укладки новых рельсов заземляющие дополнительные штанги должны быть перенесены на вновь уложенные рельсы, а снятые с пути рельсовые плети заземляются порядком, указанным в п. 2. 6. 9 настоящих Правил.

 

Снятие дополнительных заземляющих штанг должно производиться после ликвидации разрывов рельсовых нитей между ними.

 

Заземляющие штанги в начале и конце фронта работ снимаются после окончания работ, сболчивания всех стыков и восстановления заземлений опор контактной сети и других сооружений.

 

2. 6. 12. Ответственность за установку заземляющих штанг возлагается на работника района контактной сети, который после получения приказа от энергодиспетчера дает на месте руководителю путевых работ письменное разрешение приступить к работам.

 

После окончания работ руководитель путевых работ, убедившись, что все рельсовые стыки сболчены, установлены перемычки дросселей-трансформаторов (по докладу электромеханика СЦБ), заземления опор контактной сети и других сооружений восстановлены, путевые машины приведены в транспортное положение, люди сошли с ферм машин и открытых площадок, отмечает на копии разрешения, находящегося у работника района контактной сети, время окончания работ.

 

Заземляющие штанги в начале и конце фронта работ снимаются только после отметки об окончании работ и по указанию работника района контактной сети. После снятия этих штанг контактная сеть считается под напряжением и приближение к ней запрещается.

 

В помощь работникам района контактной сети для переноски штанг, присоединения и отсоединения их от рельсов и для других подсобных работ должны выделяться работники подразделения, выполняющего путевые работы. Для этих целей в ПМС и дистанциях пути выделяются монтеры пути, которые проходят первичный инструктаж в объеме первой квалификационной группы по электробезопасности. Каждый раз перед началом работ работником района контактной сети проводится инструктаж этим монтерам непосредственно на рабочем месте.

 

Заземляющие штанги доставляются на место работ и убираются после их окончания работниками пути.

 

2. 6. 13. Опасная зона для работ на мостах электрифицированных участков (2 м от токонесущих частей контактной сети) должна быть обозначена красной полосой на элементах пролетных строений или конструкций подвески ВЛ.

 

2. 6. 14. Прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них предметам запрещается.

 

Место обрыва проводов должно быть ограждено так, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м.

 

2. 6. 15. При возникновении пожара вблизи контактной сети необходимо немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района контактной сети и в пожарную охрану.

 

Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, углекислотнобромэтиловыми, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

 

Тушение горящих предметов водой, химическими, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления установленным порядком.

 

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...