Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Аускультация в медицине




Аускультация (латинский auscultare слушать, выслушивать) — выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов, применяемое для оценки этой деятельности и диагностики ее нарушений.

Акт дыхания, сокращения сердца, движения желудка и кишок вызывают в тканевых структурах упругие колебания, часть которых достигает поверхности тела.

Эти колебания обычно не слышны на расстоянии, но могут выслушиваться, если приложить ухо к телу больного (прямая аускультация) или через прибор для аускультации (непрямая аускультация).

Аускультация предложена Лаэннеком (R. T. H. Laennec) в 1816 году, описана и введена им во врачебную практику в 1819 году. Он же изобрел стетоскоп. Лаэннек обосновал клиническую ценность аускультации, проверяя результаты ее по секционным данным, описал и дал название почти всем аускультативным феноменам (везикулярное и бронхиальное дыхание, сухие и влажные хрипы, крепитация, шумы). Аускультация стала важным методом диагностики болезней легких и сердца и вскоре начала применяться в России, где в 1824 году появились работы, посвященные этому методу.

Развитие аускультации связано с усовершенствованием стетоскопа [Пьорри (Р. A. Piorry), Ф. Г. Яновский и др. ], изобретением бинаурального стетоскопа (Η. Ф. Филатов и др. ), фонендоскопа и изучением физических основ аускультации [Шкода (J. Skoda), Гейгель (R. Geigel), А. А. Остроумов, В. П. Образцов и др. ].

Аускультативные признаки, сопровождающие деятельность разных органов, представляют собой шумы различной длительности.

Измерения диапазонов частот этих шумов, произведенные с помощью современной акустической измерительной аппаратуры, с учетом особенностей слухового анализатора человека, показали, что аускультативные признаки занимают довольно широкую полосу частот (общий диапазон частот), в которой врачу удается их распознать. Кроме того, было выявлено наличие для каждого из аускультативных признаков более узкого диапазона частот, в пределах которого признак сохраняет свою «мелодию» без искажений (характерный диапазон частот).

Возрастное снижение слуха относится к области высоких частот и поэтому не вызывает утраты способности распознавания аускультативных признаков, так как их характерная частота не превышает 1500 гц. Для распознавания добавочного тона при ритме галопа В. П. Образцов предложил способ прямой аускультации сердца, необходимым условием которой является плотное прижатие уха к телу больного с образованием замкнутой воздушной полости; при этом низкочастотный добавочный тон дает ощущение в большей степени осязательное, чем слуховое. Прямая аускультация сохраняет свое значение для клиники (особенно в педиатрии) благодаря тому, что таким способом многие звуки (например, тоны сердца, тихое бронхиальное дыхание) воспринимаются значительно лучше, без искажений и с большей поверхности тела. Но она не применима для аускультации над-, подключичных, подмышечных ямок и других подобных участков тела.

Целью применения приборов для аускультации является облегчение распознавания аускультативных признаков путем ослабления одних и усиления других звуков. Уже первый стетоскоп обеспечивал лучшее отграничение звуков разного происхождения, воспринимаемых с малого участка (например, при аускультации сердца); кроме того, меняя интенсивность нажима на стетоскоп, врач имеет возможность ослабить низкие звуки и тем самым как бы подчеркнуть высокие (при увеличении давления воронки стетоскопа на кожу проведение низких звуков ухудшается, а высоких улучшается). Широкая воронка лучше воспроизводит низкие звуки.

Аускультация остается незаменимым диагностическим методом для исследования легких, сердца и сосудов, а также для определения артериального давления (по способу Короткова), распознавания артерио-венозных аневризм, внутричерепных аневризм и др.

Аускультация имеет значение при исследовании органов пищеварения (кишечные шумы, шум трения брюшины, шум сужения кишок), а также при исследовании суставов (шум трения внутрисуставных поверхностей эпифизов).

С помощью сочетанного применения аускультации и перкуссии (метод аускультаторной перкуссии) определяют границу между прилежащими органами (особенно между полым и плотным) в брюшной полости. Головку (раструб) фонендоскопа помещают в точке, заведомо расположенной над исследуемым органом, а пальцем производят очень легкое постукивание (или поскабливание) по коже радиально от периферии в направлении к фонендоскопу; тембр и интенсивность слышимого звука резко изменяются над искомой границей. Таким способом уточняют положение нижнего края печени, границы тимпанита над желудком, верхний уровень асцита и т. п.

Система «больной — стетоскоп (или стетофонендоскоп) — ухо врача» должна быть при аускультации герметичной; если она сообщается с наружным воздухом, аускультация в большинстве случаев становится невозможной.

Приборы для аускультации по медицинскому назначению делятся на приборы общего назначения (для взрослых обследуемых), педиатрические и акушерские; существуют также ветеринарные приборы.

По принципу действия приборы для аускультации делятся на акустические (без преобразования энергии) и электронные (с двойным преобразованием энергии). В обычной врачебной практике распространено применение акустических приборов — стетоскопа и стетофонендоскопа.

Стетоскоп — монауральный акустический, с жестким звукопроводом прибор для аускультации; в эксплуатации не всегда удобен — вынуждает наклоняться к больному, что затрудняет аускультацию лежащего человека.

Стетофонендоскоп — бинауральный акустический прибор с гибким звукопроводом — является простым, удобным в эксплуатации прибором. Стетофонендоскоп имеет, как правило, два раструба (головки): стетоскопический и фонендоскопический (с мембраной). Стетоскопический раструб служит для выслушивания низко- и среднечастотных, а фонендоскопический средне- и высокочастотных аускультативных признаков. Использование только одного из раструбов не улучшает, а осложняет распознавание аускультативных признаков.

Основными требованиями к приборам для аускультации являются их акустические свойства, то есть способность воспринимать колебания «кожной мембраны» с целью облегчения распознавания врачами аускультативных признаков и передавать звуковые колебания к уху врача. Акустические свойства приборов для аускультации могут оцениваться субъективно в процессе выслушивания: при хороших акустических свойствах прибора с его помощью уверенно распознаются все обнаруживаемые аускультативные признаки, при плохих свойствах — только часть признаков; кроме того, эти свойства отражаются объективными акустическими характеристиками прибора, однако до наст, времени еще нет общепринятого способа их измерения.

Б. Е. Вотчал с соавторами, предложил метод измерения акустических характеристик стетофонендоскопов в условиях, наиболее близких к реальной аускультации. Г. И. Арвиным с соавт, разработан стенд для измерения относительных амплитудно-частотных характеристик (ОАЧХ) стетофонендоскопов. Измерение ОАЧХ стетофонендоскопа на стенде осуществляется с помощью как бы непрямой и прямой аускультации: сначала на акустический эквивалент грудной клетки человека («искусственная грудь»), возбуждаемый генератором механических колебаний, ставится исследуемый стетофонендоскоп, соединенный на выходе с акустическим эквивалентом ушей человека («искусственные уши»), и записывается уровень звукового давления в «искусственном ухе» при различных частотах генератора. Затем на «искусственную грудь» накладывается непосредственно «искусственное ухо» и измеряется уровень звукового давления в нем на тех же частотах. Разность звуковых давлений (в децибелах) в зависимости от частоты дает ОАЧХ стетофонендоскопа.

Педиатрический стетофонендоскоп обладает специфическими акустическими свойствами и снабжается головкой меньшего диаметра, чем у стетофонендоскопа общего назначения. Акушерский стетоскоп имеет воронку большого диаметра, что необходимо для выслушивания слабых звуковых феноменов сердца плода. Изготовляется акушерский стетоскоп обычно из дерева и пластмассы. Отечественная промышленность выпускает также акушерские стетофонендоскопы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...