Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение горизонтальных фигур




Первый этап. Сначала прыжки на отработку гори­зонтальных фигур выполняются только при помощи ла­доней рук. Цель этих прыжков — дать спортсмену воз­можность опробовать работу «рулей» (ладоней рук) при постановке их под углом к набегающему потоку. При постановке «рулей» на ввод в спираль, например левую, следует уточнить, как ставить ладони. Часто говорят: левая спираль — ладони повернуть влево, пра­вая спираль — ладони повернуть вправо. Но данные ре­комендации трудно осуществить, к тому же и при бук­вальном их исполнении положение рук не соответствует нужному для ввода в спираль.

В науке повороты кистей рук или стоп в том или ином направлении называются супинацией или прона­цией.

Считается, что нормальное положение кисти руки — ладонью вниз. Поворот ладонью вверх называется супи­нацией, обратный поворот кисти называется пронацией (рис. 62).

То же самое для стоп ног — повороты ступней пят­ками вовнутрь называются супинацией, а повороты ступней ног пятками вне называются пронацией.

При супинировании и пронировании кистей рук воз­действие силы потока раскладывается на две составля­ющие— на силу сопротивления кисти набегающему по­току и на боковую составляющую, которая вызывает вращение тела вокруг передне-задней оси. Для просто­ты изображения представим кисть плоской пластинкой и, разворачивая ее под определенным углом к потоку, разложим силу сопротивления на составляющие (рис. 63).

Это элементарное разложение сил, но не надо забы­вать, что кисть руки в перчатке со сведенными вместе пальцами представляет собой определенный профиль, при обтекании которого потоком возникает подъемная

 



 


Ступни ног парашютиста


Рис. 62. А шютиста


- супинация;


Б —пронация: а —рук; б — ног пара-


Рис. 63. Разложение силы сопротивления потока, набегающего на пластину, на составляющие: а — угол между пластиной и потоком 0°; б — пластина под углом 30°; в — под углом 45°; г — под углом 60°; д — под углом 9О0

 


сила. В данном случае это боковая составляющая, ко-торая и вызывает вращение. Угол, на котором мы от-мечаем максимум боковой составляющей—-45°, но в действительности он может быть и большим. Спортсме­ну предоставляется возможность самостоятельно найти такой оптимальный угол постановки кисти к потоку, при котором он получает максимальный эффект вращения. То же самое можно сказать и о положении ступней ног. На первом этапе обучения комплексу фигур в свободном падении работаем в устойчивом равновесии, то есть центр тяжести (ЦТ) находится ниже центра давления (ЦД) падение плашмя.

Спираль. Ввод в левую спираль — в устойчивом падении кисти рук ставятся под оптимальным углом к па-бегающему потоку. Кисть левой руки супинируется, то есть поворачивается влево ладонью вовнутрь. Кисть правой руки пронируется, то есть поворачивается влево ладонью вне. В плечевом и локтевом суставах руки за­фиксированы усилием мышц. Отсутствие фиксации мо­жет увести левую руку к бедру, то есть к центру тяжес­ти, и боковая составляющая сила, не имея плеча, не будет разворачивать тело вокруг передне-задней оси. Правая рука, не зафиксированная в локтевом и плече­вом суставах, позволит боковой составляющей увести кисть к голове. Спираль не получится или вращение будет очень медленным со сваливанием в левый крен. В начале вращения кисти рук должны оставаться в положении ввода. Не доходя до ориентира 20—30°, кис­ти рук следует плавно поставить на вывод, то есть кисть левой руки пронируется, кисть правой руки супиниру­ется до положения, при котором возникает максималь­ная боковая составляющая. Будем условно считать, что что угол 45° к потоку. Нужно требовать от спортсмена выполнения спирали с выходом точно на ориентир.

В такой же последовательности выполняется правая спираль (рис. 64).

При выполнении спиралей на этапе первоначального обучения могут возникать следующие ошибки:

спираль выполняется «с клевком» или «с зарывани­ем». Причины — несимметрично расположены руки, или вытянуты и напряжены ноги, или ладони повернуты под слишком большим углом к потоку, или плохо подогна­ны парашюты и подвесная система;

прерывистые спирали — спортсмен «ловит» воздух

 




 


 




 


Рис. 64. Падение плашмя и ввод в правую спираль

кистями рук, постоянно меняет угол наклона ладоней к набегающему потоку;

при вводе нет вращения—ладони поставлены под нулевым углом к потоку или повернуты навстречу друг другу;

вывод из спирали не по ориентиру, с «недомахом» или «перемахом»—ранняя или поздняя постановка ру­лей на вывод.

После того как спортсмен научится стабильно де­лать спирали, можно переходить к обучению выполне­ния сальто назад. Здесь нужно сказать, что к обучению горизонтальным и вертикальным фигурам следует при­ступать после отработки их на тренажерах — на гори­зонтальной доске, на подвесной системе. Не следует за­бывать и о специальной направленности физической подготовки — акробатика, гимнастика, легкая атлетика, особенно бег на короткие дистанции, ускорения, допинг, батут, плавание, акробатика в бассейне, прыжки в во­ду и др.

Начинать отработку сальто в воздухе нужно также при устойчивом падении на ориентир. Начало выполне­ния сальто — руки подаются вверх и в стороны с углом развода приблизительно 120°. (Здесь и в будущем нуж­но иметь в виду, что «руки вверх, в стороны, вперед, назад, вниз» подразумевается применительно к стояще­му на полу человеку. В дальнейшем, в каком бы поло­жении ни находился человек, эти понятия остаются не­изменными.) Затем, надавливая руками на набегающий поток, нужно слегка разведенные ноги резко подобрать (согнуть в тазобедренных и коленных суставах). Голо­ву прижать к груди. Начнется вращение вокруг по­перечной оси в вертикальной плоскости. Увидев землю,


спортсмен должен занять положение плашмя—ноги вынос ш из группировки, а руки развести в стороны и Несколько отвести их за поперечную линию плеч.

При выполнении сальто не тянуть голову назад, не Стираться побыстрее увидеть землю — сальто может по­лучиться с отклонением от вертикальной плоскости по диагонали, или может произойти ранний вывод не до­ходя до горизонта.

Не тянуть сальто грудью, корпусом — произойдет раягруппировка, получится выполнение сальто прогнув­шись, затяжное. Не делать сильную отмашку руками я не выбрасывать их вверх на выводе—получится двойное сальто, или с большим задиром на выходе, или срыв.

В начале отработки спиралей и сальто не следует требовать выполнения большого, количества их во вре­мя первых прыжков. Пусть спортсмен почувствует поток и на практике подтвердит теоретические выкладки в процессе занятий и наземной подготовки.

После того как спортсмен научится устойчиво делать сальто, следует переходить к выполнению комплекса" в целом. На первом этапе обучения не нужно до-биваться от спортсмена больших скоростей. Особое внимание сле­дует обращать на четкость и чистоту выполнения комп­лект. Начало и конец каждой фигуры должны быть точно на ориентир. Переход со спирали на сальто и с сальто на спираль нужно выполнять с фиксированного, конечного положения в предыдущей фигуре. На первом этапе не следует отрабатывать и отдельные связки.. За­дачи этого этапа-выполнить устойчиво комплекс фи­гур в свободном падении. Спортсмен не только убеж­дается, что, взаимодействуя с потоком, человек может вращать свое тело во всех осях и плоскостях вращения, но и узнает, что даже при таких малых скоростях вы­полнить горизонтальные и вертикальные фигуры в за­данных плоскостях представляет трудность. Ни в коем случае не ставьте на первом и втором этапах задачи выполнения каких-либо спортивных нормативов — они будут выполняться в ходе дальнейшего обучения. Эта­пы обучения нужно проходить по мере усвоения. Не следует также закреплять навыки и вырабатывать ди­намический стереотип — в будущем это не потребуется.

Второй этап следует начать с отработки отделения сюя — торможения горизонтальной скорости самолета и занят им горизонтального положения в средней группи-

 


Рис. 65. Разложение сил при набегании потока на повернутые ступ­ни ног

ровке. В этом положении «пропадать» 1—2 прыжка с задержкой 30 с. Затем следует в средней группировке, как и на первом этапе, отработать спирали и сальто в отдельности и связать комплекс. На втором этапе не­сколько меняется техника выполнения фигур. В средней группировке работа будет происходить в положении без­различного равновесия, поэтому выполнение горизон­тальных и вертикальных фигур в заданных плоскостях будет несколько затруднено, а скорость его возрастет. Следует рассказать спортсменам, что на этом этапе обучения для ускорения вращения на спиралях необхо­димо подключать ступни ног, так как при сушширова-нии и премировании их в нужном направлении так же возникают дополнительные аэродинамические силы (рис. 65).

При выполнении левой спирали осуществляемся про­нация ступни левой ноги и супинация ступни правой ноги.

В средней группировке ноги должны быть подтянуты, то есть согнуты в тазобедренных суставах, голени не закидываются назад, а находятся в положении, парал­лельном земле. Если, сгибая бедра, голени забросить назад, они будут находиться в зоне затенения (тогда при поворотах ступней ног не будет возникать момент

 


вращения). Ноги разведены на 30—40 см. Руки слегка разведены в стороны, вынесены вперед и согнуты в лок-тевых суставах.

После отделения стоя и торможения горизонтальной скорости самолета следует занять положение средней группировки, разогнать скорость в течение 8—10 с и выполнить несколько спиралей. При разгоне нужно чув­ствовать воздух всем телом, особенно ладонями рук, пли, как говорят спортсмены, «взять воздух». Ввод в спираль производить выносом опорной руки в сторону вращения с одновременным давлением на поток. Рабо­чая площадь кисти вдавливается в поток под углом приблизительно 45°, но не продавливает его, то есть не «проваливается» в поток. Рука жестко закреплена в плечевом суставе. Если ее не закрепить, то: возникаю­щая аэродинамическая сила уведет ее к туловищу в район центра тяжести, и эффекта вращения не получит­ся, так как плечо — расстояние от точки опоры до цент­ра тяжести—будет очень небольшим. Маховая рука также должна подключиться к вращению на жестком плече с поворотом кисти до 45° к потоку. Здесь особенно необходимо закрепить локтевой сустав, чтобы боковая составляющая сила не подвела кисть руки к голове, как бы в положение «приветствия». Кроме того, маховая рука играет роль стабилизатора, предохраняя от сва­ливания на спирали. Следует указать спортсменам, что па первых спиралях не нужно стараться работать на полных скоростях. Надо постепенно «вжиться» в ско­рость.

На рис. 66 показана неправильная работа рук и ног па спирали. Руки работают в горизонте. Левая рука не закреплена в плечевом суставе и ее увело потоком к центру тяжести, момент вращения, вызванный ею, не­значителен. Такую работу рук на спиралях образно называют «лезгинка». Ноги согнуты в тазобедренных (уставах, а голени закинуты назад, поэтому эффект от включения ступней в работу также незначителен (ступ­ни ног находятся в зоне затенения). При промере этой спирали по угловым скоростям, угловым ускорениям и времени анализ показал, что казалось бы при благопо­лучном положении парашютист затратил на нее 2,37 с.

Вывод из спирали (перекладку рулей) нужно начи­нать, развернувшись приблизительно на 330°. Здесь сле­дует заметить, что рука, являвшаяся маховой в пре-

 



Рис. 66. Неправильная работа рук и ног на спи­рали


дыдущеи спирали, на выводе из нее и вводе в другую спираль уже будет опорной, но первоначально при тор­можении кисть работает, как бы «загребая» воздух. Затем, по мере вывода из спирали и ввода в противо­положную, опорная рука из режима «загребания» пере­ходит в режим давления на поток, как было описано выше. Все эти сложные движения выполняются слитно, координированно, в тесном и постоянном взаимодейст­вии с потоком. Даже кратковременная потеря потока грозит невыполнением или грубой ошибкой как на спи­рали, так и на сальто.

При вводе в спираль, выполнении и выводе не сле­
дует изгибать корпус тела, подбородок нужно держать
к груди. Не нужно поворачивать голову в сторону вра­
щения и искать ориентир, так как раннее его обнаруже­
ние приводит к недомахам на спиралях.

Во время последующих прыжков на спирали следует подключать ступни ног для увеличения скорости вра­щения.

После отработки спиралей нужно сделать несколько прыжков для выполнения сальто из средней группиров­ки. Ввод на сальто начать с ног, подтягивая их в более плотную группировку. Руки располагаются перпендику­лярно к потоку, голова наклонена вперед. С началом вращения продолжать активно воздействовать руками на поток. Движения ногами и руками должны быть не растянутыми во времени, короткими, строго координи­рованными.

По мере вращения руки продолжают воздействовать на поток до перехода вертикали. После ее перехода ру­ками делается опережающее движение с таким расче-

 


Рис. 67. Выполнение сальто назад

том, чтобы в момент поворота на 270° они были постав­лены в положение торможения, ладони развернуты на-исгречу набегающему потоку при вращении. Сальто лолжно быть закончено строго на ориентир с выходом на линию горизонта. Положение тела, рук, ног —исход­ное для ввода в спираль (рис. 67).

После отработки спиралей и сальто в отдельности приступить к выполнению комплекса в делом. При этом появятся две новые связки — спираль-сальто и сальто-спираль. Ранее мы уже говорили, что комплекс должен, быть единым целым, без промежуточных остановок меж­ду фигурами. Конец предыдущей фигуры должен быть началом последующей.

Каковы же особенности выполнения этих связок?.

 


Спираль-сальто. Выход из спирали должен быть подготовкой для входа в сальто. Остановка спирали производится как бы «загребанием» воздуха противо­положной вращению рукой. Другая рука уже должна подходить к исходному положению для выполнения сальто и работать на сохранение равновесия. Ступни ног нейтральны, но иногда также участвуют в работе, например, когда «рули» поздно поставлены на вывод. По окончании вращения с выходом на ориентир проис­ходит короткий и резкий, координированный ввод на сальто. Техника выполнения сальто была описана вы­ше. Следует обязательно запомнить, что, не прекратив вращения на спирали, нельзя уходить на сальто — оно получится по диагонали, боком, так как вращение бу­дет происходить в двух плоскостях.

Сальто-спираль. Особенность этой связки за­ключается в том, что выход из сальто нужно произвести точно на ориентир и в линию горизонта, то есть без кабрирования и недокручивания сальто. В момент тор­можения сальто — после прохода 270° опорная рука из режима торможения должна быть готова для постанов­ки в режим ввода в следующую спираль. Ни в коем елучае нельзя вводить в спираль, не закончив вращения вокруг поперечной оси или с режима кабрирования,—за это последует штраф.

После устойчивого выполнения комплекса в средней группировке нужно переходить к третьему этапу.

Третий этап — совершенствование и отработка вы­полнения комплекса фигур в полной группировке.

Полная (плотная) группировка — это такое положе­ние тела при свободном падении, когда ноги полностью согнуты в тазобедренных суставах, голени согнуты в коленном суставе и располагаются параллельно земле. Руки согнуты в локтевых суставах, локти приведены к туловищу, предплечья отведены в сторону. Кисти рук напряжены и установлены навстречу набегающему по­току, пальцы соединены вместе. Спина согнута. Голова опущена на грудь. Руки, по выражению И. Фасхутдино-ва, как бы обнимают шар. Равновесие неустойчивое, так как центр тяжести находится выше центра давления (рис. 68). При таком положении легко вывести тело из состояния равновесия и легко восстановить его.

Выполняя комплекс фигур в плотной группировке, мы уменьшаем площадь сопротивления тела. Следователь-

 


Рис. 68 Падение в пол­ной группировке

НО, работа будет происходить на больших скоростях падения. При неизменной площади рулей давление по­тока па единицу площади будет больше, а следователь­но,: возрастет эффективность рабочих площадей. В ре­жиме неустойчивого равновесия тело легко подчиняется действию рулей. Уменьшается радиус вращения, а сле­довательно, значительно уменьшается момент инерции:

где R — радиус вращения; т — масса тела; Jм — момент инерции, величина которого прямо пропорцио­нальна радиусу тела во второй степени. Уменьшение мо­мента инерции ведет к увеличению угловой скорости:

где ω — угловая скорость; Мв — момент вращения.

При повороте на один и тот же угол тело с меньшим радиусом вращения проходит меньшую дугу окружности, а следовательно, у него меньшая линейная скорость. При меньшей линейной скорости, при угловых скорос­тях вращения, приближающихся к максимуму, спорт­смену легче ориентироваться.

Каждый спортсмен легко может подсчитать длину

 


окружности при разных радиусах. Если спираль выпол­няется с одной и той же угловой скоростью, то, разде­лив длину окружностей с большим и меньшим радиусом на время выполнения спирали, увидим, как резко отли­чаются линейные скорости при изменении радиуса вра­щения.

Из вышесказанного следует, что плотная группиров­ка с максимальным подъемом центра тяжести над цент­ром давления обеспечивает наивыгоднейшие условия для выполнения комплекса акробатических фигур в свобод­ном падении.

На первых двух этапах обучения спортсмен уже вы­полняет комплекс фигур из положения плашмя и из положения средней группировки. Потом наступает этап совершенствования.

Начинать опять следует с отделения стоя, гашения горизонтальной скорости и 2—3 прыжков в полной груп­пировке. Затем, исходя из физиологических особеннос­тей спортсмена, следует выбрать вместе с ним режим разгона. Существует два способа разгона — плотная группировка и отвесное пикирование. Плотная группи­ровка была описана выше.

Выполнение отвесного пикирования. Спортсмен отде­ляется стоя, тормозит горизонтальную окорость и пе­реходит в отвесное пикирование. Торможение проводит­ся до 5 с, обычно спортсмен чувствует потерю горизон­тальной скорости и набор вертикальной. Затем, пере­водя руки сверху вниз (через стороны), следует согнуть­ся в тазобедренных суставах и, наклонившись вперед, выпрямить ноги путем разгиба в тазобедренных суста­вах. Управление производится ладонями рук.

После разгона скорости подтянуть ноги и вывести руки в рабочее состояние. Спортсмены называют это «выходом на площадку». Затем, не задерживаясь, про­верить направление на ориентир и быстро начать вра­щение. Иначе скорость, набранная в пикировании, быст­ро потеряется.

Только спортсмен и тренер совместно могут опреде­лить, каким методом следует проводить разгон скоро­сти. Практически больших преимуществ в разгоне ме­тодом отвесного пикирования нет, так как при выходе на площадку резко теряется тот избыток скорости, ко­торый спортсмен приобрел. Тот и другой способ имеет свои плюсы и минусы как с точки зрения тактики, так

 


и с точки зрения исполнения. Некоторые известные спортсмены, например Н. Ушмаев, Е. Ярмольчук, обыч­но разгоняются в группировке, а В. Крестьянников, В. Гурный, В. Закорецкая разгонялись в отвесном пики­ровании.

При отработке падения в группировке и в режиме отвесного пикирования заслуженный тренер РСФСР Ю. Соболев рекомендует выполнить несколько прыжков па группировку-разгруппировку, на вращение вокруг продольной оси (бочки), падение на одной руке. Тогда у спортсмена будет уверенность, что во всех плоскос­тях и осях вращения он может управлять своим телом.

Методика обучения комплексу фигур в плотной груп­пировке такая же, как описано выше. Сначала отраба­тываются спирали, затем сальто, а потом отдельные фигуры связываются в полный комплекс. Обязательное требование — не терять группировку от начала до вы­хода из последнего сальто.

Некоторые спортсмены говорят, что теряют группи­ровку на спиралях, так как очень трудно удержать ноги при быстром вращении. Просматривая видеозаписи, легко можно убедиться, что разгруппировка на спира­лях бывает в основном при выходе из них. То есть спорт­смен, видя, что он проскакивает ориентир, а затормо­зить при помощи рук не может, вынужден остановить спираль, выбросив ноги.

Еще одна возможная ошибка — поздняя постановка «рулей» на вывод. То же самое иногда наблюдается при выполнении первого сальто. Поздно поставив руки на торможение, спортсмен теряет группировку. В идеаль­ном исполнении весь комплекс должен быть выполнен в группировке.

Ввод в спираль должен быть резким и коротким по времени. При этом опорная рука вводится в поток под углом 45° с фиксированием в плечевом и локтевом сус­тавах. Маховая рука помогает вращению и играет роль стабилизатора. Одновременно в работу вступают ступни ног. Голова опущена на грудь. После ввода и начала вращения ладони рук убираются в нейтральное положе­ние. После разворота приблизительно на 330° руки ста­вятся на вывод. Опорная рука, как бы загребая воздух, тормозит вращение, а маховая (бывшая опорная) ста­билизирует спираль, чтобы избежать кренов и возмож­ных вертикальных колебаний. При подходе к ориентиру

 


 



Рис. 69. Комплекс фигур Н. Ушмаева


 


маховая рука, вдавливаясь в поток с одновременной помощью ног, вводит тело в обратное вращение.

Наиболее трудно выполнять связку спираль-сальто-спираль, потому что здесь требуется переход от гори­зонтальной фигуры к вертикальной, а затем опять к горизонтальной. Эти связки мы рассматривали на вто­ром этапе обучения. Разница лишь в том, что здесь ра­бота идет в полной группировке.

Следует отметить, что при выходе из первого сальто не доходя до горизонта, на ввод в спираль ставятся сна­чала ступни ног, а затем, после выхода в горизонт, подключаются руки, что позволяет избежать потери вре­мени при переходах. Руки в этот момент еще доводят сальто до горизонта, но уже готовы работать на ввод.

При совершенной технике исполнения спирали всегда останавливаются на ориентир, переход к вертикальной фигуре происходит без остаточного движения в горизон­тальной плоскости, группировка плотная, переход из одной фигуры в другую проходит без потери времени.

У некоторых спортсменов на спиралях более активно работают руки, у некоторых — ступни ног. Тренер дол­жен вовремя это распознать и совместно со спортсме­ном, учитывая его особенности, но не отвергая их, на­править работу на совершенствование комплекса. Чтобы наиболее наглядно разобрать технику исполнения комп­лекса фигур в свободном падении, прибегнем к анализу кинограмм наших лучших спортсменов с комментариями заслуженного тренера СССР В. Жарикова и заслужен­ного тренера РСФСР Ю. Соболева и некоторыми добав­лениями к ним.

На рис. 69, 70 кинограмма заслуженного мастера спорта, дважды абсолютного чемпиона мира Н. Ушмае-ва. Время комплекса 6,1 с. Съемка Ю. Соболева.

1. После отделения от самолета Николай разгоняет­
ся в плотной группировке: бедра подтянуты к запасному
парашюту (ПЗ), чтобы удержать тело в горизонтальном
положении, руки слегка отведены назад, ладони на по­
токе, пальцы вместе. Голова наклонена вниз.

2. Набрав наибольшую скорость падения, примерно
на-15—17 секунде, спортсмен начинает выполнение
фигуры. Ввод в правую спираль: опорную (правую) ру­
ку он вынес впереди в сторону и поставил ее под углом
к потоку, маховую (левую) руку тянет в сторону вы­
полнения- спирали. Ноги в плотной группировке.

 


3. Для увеличения скорости вращения Ушмаёв при-поднимает левый локоть, создав таким образом креп тела, к работе подключает бедро и голень правой но­ги они поставлены под углом к потоку.

4. Поворот на 25—45°. Спортсмен левую руку поднес слишком близко к голове, поэтому, чтобы не было каб­рирования, ему пришлось чуть разгруппировать правую ногу — бедро оттянуть от ПЗ.

5—7. Поворот на 110—180°. Исправив положение, Ни­колай, чтобы увеличить скорость вращения, резко подтя­гивает ноги к ПЗ, руки переводит в нейтральное поло­жение, вначале локти отведены назад (5), потом он прижимает их к телу (6). Вращение продолжается.

8. Поворот на 270—360°. Левой рукой начинает тор­мозить скорость вращения. Затем, чтобы быстрее оста­новить вращение, парашютист подключает и ноги, чуть разогнув их в тазобедренных суставах (колени отошли от ПЗ).

9. Правая спираль закончена. Тут же спортсмен при­нимает наивыгоднейшее положение тела для ввода в ле­вую спираль: левая рука в потоке; правой выполняет маховые движения, голени и бедра — под углом к по­току.

10—13. При вращении ноги подтягиваются вплотную к ПЗ, левая рука опускается вниз (10), затем перево­дится в нейтральное положение (12), правая отводится назад (10), в нейтральное положение (11), затем ста­вится в поток вниз для торможения скорости движения

(13).

14—15. Спортсмен во время гашения скорости чуть

отпускает ногу, а руки ставит в исходное положение для сальто.

16. Руки давят на поток, ноги подтягиваются к ПЗ.

17—18. Начинается кувырок назад: руки давят на поток, ноги в плотной группировке, голова опущена вниз.

19—20. Руки в нейтральном положении. При перехо­де в положение головой вниз спортсмен чуть разгибает ноги в тазобедренных суставах для торможения скоро­сти вращения (20).

21—22. Руки, опережая вращение, ставятся в поло­жение для ввода в спираль. Но так как их площадей не хватило для погашения вращения, спортсмену-при-

 


 



Рис, 70. Комплекс фигур Н. Ушмаева (продолжение)


 


шлось чуть опустить ноги. Исправив ошибку, он тут же поставил ноги на ввод в спираль.

23. Опорная (правая) рука вынесена вниз под углом к потоку, левая производит маховое движение вперед. Создан незначительный наклон тела для вращения.

24—25. Идет вращение: правая рука эффективно ра­ботает в потоке (23, 24,25), левая переходит в нейт­ральное положение (24, 25), ноги все плотнее подтя­гиваются к ПЗ.

26—27. Вращение продолжается: ноги в плотной группировке, руки — в нейтральном положении. При подходе к 270° спортсмен готовится гасить скорость дви­жения: почти прямая левая рука отведена назад (27).

28. Выставив левую руку в поток и слегка разогнув ноги в тазобедренных суставах, спортсмен начинает тор­мозить скорость вращения. Голени ног поставлены на ввод в следующую фигуру.

29. При вводе в спираль спортсмен допустил ошиб­ку: левую (опорную) руку далеко отвел в сторону. Кро­ме того, чтобы не было наклона на правый бок, ему пришлось отвести в сторону и правую руку, вследствие этого он с запозданием выполнил маховое движение и только тогда, как бы оттолкнувшись от потока, начал вращение влево.

30—32. При врашении левая рука хорошо работает в потоке, правая переводится в нейтральное положе­ние, ноги в плотной группировке.

33. Правой рукой начинает тормозить скорость вра­щения, к работе подключаются и ноги — их немного разогнул в тазобедренных суставах.

34—36. Спортсмен начинает выполнять сальто: руки давят на поток, колени подтягиваются к запасному па­рашюту, голова опущена вниз.

37. Для ускорения вращения подключаются к работе ноги (голени упираются в поток).

38—39. Так как это сальто — последняя фигура в комплексе; спортсмен для торможения вращения под­ключает все площади тела — выпрямляет ноги, руки, особенно эффективно поставлены на торможение ла­дони.

40. Комплекс закончен. Пока есть время, спортсмен продолжает падать, широко раскинув руки и ноги.

Как видим, наши рассуждения подтверждаются на практике. Мелкие ошибки при' выводе из спирали и

 


сальто приходится компенсировать некоторой потерей плотной группировки. Но академическая техника испол­нения, отличная координация, тонкое чувство потока спортсмена позволяют использовать эту кинограмму как учебное пособие.

На рис. 71, 72 кинограмма выполнения комплекса фи­гур в свободном падении мастером спорта международ­ного класса Е. Ярмольчук (Бурковой). С 1981 г. она — член сборной команды СССР. Лучшее время комплекса 6,2 с. На чемпионате СССР 1981 г. — 6,7 с. На чемпио­нате мира 1984 г.— 7,2 с. Рост 158 см, вес 58 кг. Съемки и комментарий заслуженного тренера РСФСР 10. Со­болева.

«1. Ярмольчук после отделения от летательного ап­парата осуществляет, разгон в группировке. Ноги плотно подобраны (бедра касаются запасного парашюта), раз­ведены на ширину плеч, носки оттянуты.

В этом и последующих кадрах заслуживает внима­ния прием, который Елена использует при выполнении комплекса. Главную круговую лямку подвесной системы она сдвигает на бедра, что помогает сохранить группи­ровку, особенно на переходах от одной фигуры к дру­гой.

2. Ввод в правую спираль сопровождается неболь­
шим креном. Маховая левая рука, как видим, пассивна,
является больше стабилизатором, чем рулем. Правая
нога подключилась на ввод с характерным углом на­
клона к набегающему потоку.

Здесь необходимо отметить, что условия упражнения требуют подключать к работе на вводе в спираль то левые, то правые конечности. Но у большинства спорт­сменов лучше развита правая сторона. Поэтому левая спираль у многих получается лучше — ее удобнее вы­полнять. Особенно это сказывается при выполнении свя­зок — на переходах. Некоторые спортсмены, не дожи­даясь эффекта от работы левой руки при вводе в пра­вую спираль, подключают правую ногу. В результате правая сторона используется более эффективно, чем левая.

3. Началось вращение. Правая нога ставится в нейт­ральное положение, правая рука, согнутая в локтевом суставе, отводится назад, способствуя вращению тела с оптимальной скоростью. Возникает наклон на голову.

4. Спортсменка повернулась на 180°, «рули» в нейт-

 


 



Рис. 71. Комплекс фигур Е. Ярмольчук


 




 


ральном положении, вращение продолжается по инер­ции.

5. Парашютистка начинает гасить скорость враще­ния. Чтобы создать устойчивое положение, ноги разво­дятся в стороны, левая рука сгибается в локтевом сус­таве, давит на поток, препятствуя движению.

6—7. Левая рука выносится вперед навстречу дви­жению, тело занимает горизонтальное положение.

8. Вследствие того, что торможение оказалось позд­ним и неэффективным, спортсменке пришлось подклю­чить к работе левую ногу. Спираль выполнена с пере­ходом и паузой — потеряно драгоценное время.

9. Левая нога, подключенная для более эффектив­ного гашения скорости вращения на правой спирали, в момент перехода в левую спираль приобрела качество руля. Правая рука в данном случае — маховая и как руль здесь неэффективна.

10. Руки выводятся в нейтральное положение, бед­
ра отходят от запасного парашюта, туловище выгибает­
ся в сторону вращения, ноги ставятся в положение на
ввод в левую спираль.

11—12. Из-за выпрямления ног в тазобедренном сус­таве возник наклон на голову. Использовав руки как стабилизаторы, спортсменка включает их в работу на ввод, затем ставит их в нейтральное положение. Голова наклонена в сторону спирали, опорная рука способству­ет вращению.

13—16. Парашютистка начинает гасить скорость вра­щения — ноги ставятся в нейтральное положение. Пра­вая рука, опережая вращение, выносится вперед, воз­вращая тело в горизонтальное положение. С выходом на ориентир торможение сопровождается разгруппиров-кой и подготовкой перехода к выполнению сальто.

П. Ноги резко подбираются под себя, создавая мо­мент вращения в вертикальной плоскости. Центр давле­ния смещается в сторону верхней части туловища, руки широко разведены (для устойчивости), пальцы сом­кнуты.

18. Широко поставленные руки выполняют функцию стабилизаторов (опоры). Туловище переводится в вер­тикальное положение. Ноги плотно подобраны, стопа левой повернута вовнутрь, но руки хорошо удерживают тело в направлении вращения.

19. Переход из горизонтальной плоскости вращения

 




 


 



 


Рис 72, Комплекс фигур Е. Ярмольчук (продолжение)

в вертикальную прошел чисто, без срыва. Здесь необхо­димо обратить внимание на подгонку подвесной системы парашюта. Ранец, отойдя от спины, работает как тор­мозной щиток, препятствуя вращению, что, естественно, увеличивает время комплекса.

20. Кувырок на 180°. Ноги вынесены на поток, ру­ки —- в нейтральном положении, готовятся к торможе­нию вращения.


 


 


21. Руки выносятся вперед с опережением вращения и начинают гасить скорость. Ноги исполняют роль ста­билизаторов, удерживая тело от боковых сваливаний. Поток снова прижимает ранец к спине.

22. Спортсменка повернулась на 270°. Руки четко и своевременно поставлены на торможение. Голова под­бородком упирается в грудь. Видна главная круговая лямка подвесной системы, помогающая удерживать но­ги в группировке.

23. Выход из сальто хорошо сочетается с подготов­кой ног к переходу в правою спираль.

24. Ввод выполняется без активного подключения маховой руки, ладонь левой расположена перпендику­лярно потоку, как бы опираясь на него. Правая нога работает на ввод.

25. Обратите внимание на положение правой ноги: она поставлена под углом к набегающему потоку и по своему профилю напоминает крыло, а стопа — элерон. Вследствие этого давление на внешней стороне ноги бу­дет большим, чем на внутренней. Согласно законам аэродинамики возникает подъемная сила, но вынесен­ная вперед правая рука уравновешивает ее, и тело оста­ется в горизонтальном положении.

26. Правая рука (стабилизатор) отводится назад, подъемная сила вступает в свои права — сразу же сле­дует наклон на голову. Руки ставятся в нейтральное по­ложение, вращение продолжается по инерции.

27—29. Здесь хорошо видно, что торможение опять будет поздним и, как следствие,— перемах с проходом ориентира и, естественно, пауза. У Елены при перехо­дах из правой спирали в левую наблюдается позднее начало гашения скорости вращения, сопровождающееся паузами и потерями времени.

К торможению скорости спортсменка подключает ноги.

30. Переход в левую спираль начался после паузы. Для того чтобы сдвинуть тело с мертвой точки, 'под­кл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...