Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы досуга и организации досуговой деятельности подростков




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСУГА И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

1. 1 Досуговая деятельность: основные понятия

В логике нашего исследования для раскрытия данного параграфа нам необходимо проанализировать трактовки ключевых понятий в педагогической литературе таких как:

- «досуг»;

- «свободное время»;

- «досуговое время»;

-  «досуговая деятельность».

Досуг объект междисциплинарный, данное явление изучается в педагогике, психологии, социологии и поэтому имеет разные подходы к трактовке данного понятия.

Необходимо выделить, что трактовка понятия «досуг» относится к социологической категории. В энциклопедии социологии досуга это понятие рассматривается как система различных видов человеческой деятельности, которая ориентирована на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида.

  Понятия «досуг» и «свободное время» тесно связаны между собой, и в учебной литературе, директивных документах, словарях часто трактуются как синонимы.

Свободное время - это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры [3].

Анализ педагогической литературы показал, что значительный вклад в теоретическое обоснование, а также в изучении понятия «досуг» внесли: М. Г. Бушканец, А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, С. А. Шмаков и др. Исследователи рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их трудах подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.

В нашем исследовании необходимо выделить  точку зрения Э. В. Соколова, который досуг рассматривает как: «…свободное время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». Исследователь также выделяет, что «…без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским.  Анализ позиции С. А. Шмакова в отношении досуга показывает, что он рассматривает это явление комплексно как «…время духовного развития школьной молодежи, которое представляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я»; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций» [6].

Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем.

Досуговое время - это время, непосредственно и опосредованно свободное от рабочего времени, именно в эти часы и минуты человек может соизмерять время со своими желаниями, избирательно относиться к тому времени, которое находится в его личном распоряжении.

Досуг всегда воспринимается просто как свободное от труда время. Действительно, с одной стороны, это время, необходимое для отдыха и развлечений, но, с другой стороны, это и время, заполненное культурно-ценностным содержанием.

Для раскрытия данного параграфа, нам необходимо рассмотреть понятие «досуг» в сочетании с понятием «деятельность», то есть «досуговая деятельность».

Российской педагогической энциклопедии деятельность определяется как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Специфической деятельностью в сфере свободного времени является досуговая деятельность.

Согласно тому, что досуг напрямую связан с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность - это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени [7, с. 9-12].

И. Ю. Исаева считает и определяет, досуг как «…единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации». При этом автор, выходим на предмет определения функций досуга, способов и содержания его заполнения[7, с. 12].

Как показал анализ специальной литературы, в настоящее время функции досуговой деятельности представлены в большом диапазоне, но в нашем исследовании мы будем опираться на функции, представленные  Т. В. Рыбаловой, которыми она отмечает ведущими, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1- Функции досуговой деятельности

Рассмотрим данные функции более детально. Итак, воспитательная или развивающая функция обеспечивается использованием форм и популяризации общественного мнения (митинговые формы деятельности, конференции), формами развития социально-культурной активности населения (фестивали самодеятельного творчества, конкурсы политической песни), формами морального стимулирования труда (вечера-чествования, вечерапортреты), формами общественного порицания асоциальных явлений, в особенности в молодежной среде (например, марафоны против наркотиков).

Коммуникативная функция реализуется через использование досуговой деятельности, предполагающих личностное и социальноориентированное общение (вечера встреч, вечера-диалоги, праздники, массовые гуляния). Информационная функция проявляется в использовании традиционных форм пропагандистской работы (лекции, доклады, беседы, дискуссии).

 Гедонистическая функция реализуется формами художественной зрелищной работы (концерты, спектакли, шоу-программы). Рекреационная функция находит отражение в формах организации пассивного отдыха, активного проведения досуга (вечера отдыха, дни коллективного отдыха, огоньки, коллективные экскурсии). Это одна из ведущих функций. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых [12].

В рамках рекреативной и развивающей функций досуга выделяют и подфункции:

- вовлечения индивида в процесс непрерывного просвещения;

-  включения людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т. д. );

-  обеспечения личностно значимого неформального общения;

-  компенсаторную подфункцию (самореализацию творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности).

 С точки зрения отдельного человека и культуры в целом значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармоничного развития личности.

Однако досуг не следует заполнять чем-то случайным, в нем всегда должна просматриваться цель. Удовлетворение одной потребности порождает другую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых к все более сложным потребностям: от физических - к духовным, от индивидуальных-к общественным, от пассивности - к активному творчеству.

 Содержание и формы досуга находятся в органичной взаимосвязи с характером профессионально-трудовой деятельности и всем образом жизни человека, которые мы будем рассматривать в следующем параграфе нашего исследования [12, с. 30-32].

Итак, проведенный анализ литературных источников на данном этапе исследования позволяет заключить следующее: досуг объект междисциплинарный, который изучается в педагогике, психологии, социологии; досуг – это форма деятельности в свободное время, которая обеспечивает отдых, органично совмещенный с разносторонним физическим и духовым развитием личности. Свободное время - это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Досуговая деятельность - это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. В настоящее время, выделяются ведущие функции досуговой деятельности: воспитательная или развивающая, коммуникативная; гедонистическая, рекреационная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...