Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор учителей: дополнительные критерии




Несмотря на то что между вышеперечисленными качествами учителей, работающих с одаренными деть-ми, и следующими тремя факторами можно проследить определенный параллелизм, мы считаем их доста-точно важными и заслуживающими самостоятельного обсуждения.

Интеллект учителя

Ньюленд (1976) всегда придавал значение интеллек-ту учителя. Он, в частности, писал, что интеллектуаль-ные способности учителей одаренных детей должны соответствовать образователыюму уровшо последних. Это требование является важнейшим в силу трех тесно взаимосвязанных причин. Во-первых, нельзя допустить существования интеллектуалъного разрыва в общении между одаренным ребенком и его учителем. Учитель должен хорошо понимать словарь и значение понятий, употребляемых ребенком в процессе обучения, и вместе с этим сам учитель, общаясь со своими учениками, ни в коем случае не должен использовать понятия, кото-рые либо превышают их понимание, либо намного от-стают от него. Во-вторых, учитель должен быть интел-лектуально способным, достаточно глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одарен-ными детьми. В-третьих, учитель должен обладать до-статочной психологической чуткостью и интеллектуаль-ной компетентностью, чтобы осознанно способствовать развитию детей, постепенному переходу их деятельности с чисто перцептивного уровня на высшие уров-ни развития понятий.

Цели обучения

Отбор учителей для работы с одаренными детьми в раннем возрасте во многом зависит также от целей программы. Если главной целью программы для дошколышков является развитие их художественного восприятия и исполнительских навыков, то основным критерием в отборе учйтелей будут их способности в музыке, изобразительно-прикладном искусстве и танцах, а также их опыт и уровень профессиональной подготовки в так называемом «визуальном» искусстве. Само собой разумеется, что учет всех остальных характеристик, рассматриваемых в этой главе, также обязателен.

Культурный уровень учащихся

При составлении программ для детей дошкольного возраста следует учитывать их культурную принадлежность. Например, для обучения детей из негритянского гетто или бедного итальянского квартала должны подбираться учителя, представляющие соответствующие культурные традиции, так как в противном случае не будет достигнуто полного взаимопонимания между учащимися и их учителями.

Если программа обучения предназначена для детей, страдающих теми или иными сенсорными или физиче-скими недостатками, то должны подбираться такие учителя, которые имеют специальную подготовку как в работе со здоровыми одаренными детьми, так и с деть-ми, имеющими указанные нарушения.

ПОДГОТОВКА ПО МЕСТУ РАБОТЫ

Трудно предположить, что можно сразу найти учи-телей, обладающих такими личными и профессиональ-ными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения для одаренных дошкольников. Таким образом, педагогическая адми-нистрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и постоянно заниматься специальной подготовкой кадров (повышением квалификации) в оперативном по-рядке, то есть по месту работы.

Основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми

В следующих принципах отражены все основные моменты, обсуждавшиеся в данной главе.

1. Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.

2. К учителям, работающим с одаренными де-тьми, предъявляются повышенные требования.

3. Не все учителя способны работать с одарен-ными детьми младшего возраст'а. Поэтому школьная администрация должна своевременно выяв-лять учителей, которые не могут или не хотят ра-ботать с малолетними одаренными детьми, и ста-раться сделать так, чтобы последние не попадали к таким учителям.

4. Позитивная Я-концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя, работаю щего с одаренными детьми. Учитель, отличаю-щийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливы-ми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учи-теля можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабиль-ность, целеустремленность и творческое начало.

5. Профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.

6. Теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей: здоровыми (в том числе одаренными) и с детьми, имеющими сенсор-. ные или физические недостатки (в том числе одаренными). В силу того что обычно одаренные и та-лантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, учителя должны уметь работать с детьми, обладающими разными способностями и особенностями.

7. Учителя одаренных детей должны разбира-ться в специальных программах для дошкольников и учитывать опыт других педагогов при со-вершенствовании своих программ.

8. Учителя должны быть знакомы с соответ-ствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении одаренных детей дошко-льного возраста, и уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педа-гогическим принципам.

9. Для разработки программ учителям необходимо разбираться в самых разнообразных дисциплинах. Они также должны эффективно исполь-зовать выделяемые на нужды обучения средства и ресурсы.

10. Правильный выбор учебного материала также характеризует уровень учителя, работающего с одаренными детьми.

11. В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать успехи детей.

12. Учитывая то обстоятельство, что убедить окружающих в необходимости оказывать содействие в развитии специальных программ для одаренных детей бывает довольно трудно, учителю необходимо обладать умением защищать интересы последних и находить своих сторонников.

13. При подборе учителей для одаренных детей следует учитывать необходимость их принадлежности к одной культуре.

 

 


Глава 5

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К СОСТАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ

ПРОГРАММ

М. Карне, С. Линнемайер, Ц. Дентон-Айд

Специалисты единодушно придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей дошкольного возраста должны качествешго отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. При этом подчеркивается, что эти отличия не сводятся просто к большему объему осваиваемого материала или более высоким темпам учебно-познавательного процесса. Следует учитывать то обстоятельство, что одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...