Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Натурфилософия Милетской школы и Гераклит. Учения о первоначалах мира и стихийная диалектика.




Понятие мировоззрения. Его компоненты.

Мировоззрение- система наиболее общих взглядов на мир, места в нем человека и совокупность идей, убеждений, ценностей.

2 стороны мировоззрения:

А) мироощущение-эмпирическая сторона мировоззрения, восприятие мира с помощью чувств.

Б) миропонимание-рациональная сторона мировоззрения, восприятие мира с помощью разума.

Также мировоззрение бывает индивидуальным и общественным.

Обыденное мировоззрение основано на непосредственном восприятии явлений мира и здравом смысле.

Теоретическое основано на специальном изучении действительности и ее теоретическом осмыслении.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: образ самого субъекта; картина мира жизненная стратегия человека.

Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение проходит 3 этапа: мифология, религия, философия.

Мифология (от греч. «мифос»-сказание)-сказание о богах, мифических существах.

Особенность: семиотичность

Миф воспринимает мир как единое целое, где отдельные элементы не выделены. Мифология оперирует образами.

Религия («религиос»-святыня)-основывается на вере в существование в сверхъестественных сил и их определяющую роль в жизни человека и общества.

Особенность: картина мира представлена как система 2х миров: естественный и сверхъестественный.наличие религиозного культа.

Культ -совокупность религиозных действий, направленных на отношение к сверхъестественному (храмы, облочение духовенства, религиозные праздники и церемонии). Культ выполняет мощную интегрирующую функцию, сплачивающих верующих воедино).

Религии бывают:

1) Монотеистическими

2) Политеистическими (язычество)

3) Национальные (иудаизм,синтоизм)

4) Мировые (буддизм, христианство, ислам)

Философия -теоретический тип мировоззрения. Она оперирует понятиями и категориями. Развивается вместе с развитием общества.

Философия выполняет 3 основные функции:

1) Экспликация (выделяет наиболее общие понятия)

2) Рационализация (обосновывает с помощью этих понятий явления действительности)

3) Систематизация знаний о мире и человеке в определенных теориях.

У философии существует тройякий предмет: человек, природа, Бог.

Выделяют ряд разделов философии:

1. Онтология (очение о бытии)

Главный вопрос онтологии «Что первично? Материя или дух?»

Существуют 3 подхода к решению данной проблемы:

1) Дух первичен, материя вторична (идеализм)

2) Материя первична, дух вторичен (материализм)

3) И материя, и дух являются равноценными первоначальными понятиями бытия (дуолизм)

2. Гносеология (теория познания)

Главный вопрос «Познаваем ли мир?»

3 подхода:

1) Мир полностью познаваем (философский оптимизм)

2) Мир абсолютно непознаваем (агностицизм)

3) Мир познаваем, но не полностью (скептицизм)

3. Оксеология -учение о ценностном отношении к миру, обществу. (2 раздела: Этика-учение о нравственности. Эстетика-учение о красоте).

4. Антропология -учение о человеке

5. Праксеология -учение о практическом взаимоотношении человека и мира.

6. Методология -учение о методах познания мира

7. Логика -учение о правильном мышлении.

Основной вопрос философии: альтернативные подходы.

Основной вопрос философии «Что такое человек?»

В ходе решения основного вопроса возникают проблемы:

Откуда произошел человек? Как идет его становление? Смертен он или бессмертен? Каков смысл жизни человека? Что такое природа? Откуда она возникла, развивается она или нет? Если развивается то как, хаотично или равномерно?

Возникают и другие проблемы: экологическая-между человеком и природой.

Между человеком и обществом: что важнее личность или общество? Что такое человеческая свобода и ответственность?

Между человеком и Богом: что такое Бог и существует ли он? Что важнее вера или разум?

Социально-экономические предпосылки античной философии. Ее периодизация,

Основные проблемы.

1. версии возникновения западной философии в Древней Греции:

1) Древние греки учились у египтян. Все греческие философы были посвящены в египетские мистерии (тайны).

2) Известно, что греки были моряками и торговцами, следовательно они сопоставляли, изучали другие религии и обычаи, что способствовало абстрактному появлению философии.

Древние греки не видели разницы между философией и наукой. Часто первые философы были естествоиспытателями, т. е. знания о природе способствовали познанию философии. Их называли фисиками. Характнрной для греческой науки была созерцательность, т. е. только наблюдения, потому что эксперимент-это практика, а практика-дело рабов, а свободный человек должен мыслить.

Особенность-метод диалога, происходящий от истины софистов, утверждающих, что «в споре рождается истина».

Греки по-разному относились к философам, так как философы отрицали мировоззрение народа.

В своем развитии Древняя философия проходит 4 этапа:

1) 7-5 вв. до н. э. –Досократический (Демокрит)

2) 5-4 вв. до н. э.- Классический (Сократ, Платон, Аристотель)

3) 4-2 вв. до н. э.- эллинистический (школа Эпикура)

4) 1-5 вв. н. э. – становление Стоической римской философии и греческого неоплатонизма.

Уже первые греческие философы (фисики) мыслили философию как начало причин всего сущего. Они ищут первоначало, из которого произошел мир –Архея (Милетская школа).

Натурфилософия Милетской школы и Гераклит. Учения о первоначалах мира и стихийная диалектика.

Милетская школа (представитель-Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Фалес считал, что Первоначало мира-вода.

Анаксимандр считал, что первоначалом мира является особое вещество Аперон (беспредельное), т.е. все возникает из аперона и возвращается в него. Аперон вечен, хоть все и погибает. Анаксимандр считал, что животные произошли от рыб, а человек от животных.

Анаксимен считал, что первоначалом мира является воздух. Причину возниконовения мира он видел в сгущении и разряжении воздуха. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь-ветром→облаками→водой→землей→камнем. (Количественный подход к объяснению природы).

Генокрит полагал, что первоначало мира- огонь. Не боги создали мир. Он был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно загорающимся и закономерно угосающим. Этот закономерно цикличный процесс, смена противоположностей. Главная занимающая его проблема-проблема движения. Все течет, все изменяется. В одну реку нельзя войти дважды.). он усматривает проблему движения во внутреннем противоречии. Война-отец всего. Все борется со всем. Все совершается через борьбу и по необходимости. Противоположности борятся, но одновременно находятся в единстве, переходя из одной в другую. Единство противоположностей и гармония мира обеспечивается логосом (слово, мысль, созидающее общее из противоположных стремлений). Логос пронизывает мир и всем управляет, т.е. яв-ся всемирным разумом. Частичка этого объективного разума есть в каждом человеке, поэтому познать мир может каждый, познав самого себя.

Генокрит-первый диалектик, (закон борьбы противоположностей), «плачущий философ»(у людей нет желания познать мир).

Элейская школа философии.

Элейская школа. (основатель-Ксенофонт). Представитель Парминид уделял особое внимание проблеме бытия. Бытие-это то, что можно мыслить без противоречий. Парминид разработал 5 положений:

1) Бытие есть, небытия нет.

2) Бытие едино и неделимо.

3) Бытие не возникло и неучтожимо.

4) Бытие неподвижно, незакончено и совершенно.

5) Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует.

Поскольку бытие неизменно, а бытия нет, то не существует движения. Чтобы обосновать это, ученик Зеном Элейский выдвинул ряд парадоксальных положений-апорий («другие»), с помощью которых он хотел доказать мысли своего учителя:

1) Дихотомия (деление пополам)-любой отрезок можно делить до бесконечности

2) Ахелис и черепаха. Бегущй Ахилес никогда не догонит ползущую черепаху, т.е. поеп он пробежит расстояние, черепаха проползет еще немного.

3) Стрела. Стрела, летящая в момент времени, занимает в пространстве место равное её величине.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...