Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раннее детство и дошкольный период




 

Одним из важных новых явлений для ребёнка этого возраста является специфическая форма деятельности - игра. Она ещё не является основной формой деятельности ребёнка, но только начинает проявляться в его поведении, в его каждодневной активности в простых формах. Также он познаёт рисование и изобразительную деятельность. Восприятие ребёнка тесно вплетено в его основные виды деятельности, и в первую очередь в предметную деятельность. Именно она помогает ребёнку зрительно воспринимать такие параметры как форму и величину предмета. Цвет пока не имеет большого значения. Внимание и память ребёнка носят непроизвольный характер, также тесно вплетены в процессы активности. Ребёнок второго года очень эмоционален. Он часто недоволен происходящим. Появляется феномен «Я сам». Ребёнок пытается тем самым отделиться от окружающих, обосноваться, сделать всё наперекор и вопреки. В 3 года проявляет себя поведенческий комплекс гордости за себя. Для ребёнка значимы не только само достижение, но и признание его окружающими. У ребёнка начинает развиваться воля, а это очень важно в развитии произвольного внимания.

В дошкольном периоде интересы ребёнка начинают тесно связываться со взрослой жизнью, с тем, как дети эту взрослую жизнь воспринимают. Теперь их больше интересует поведение взрослых, чем игрушки. Однако, дети в этом возрасте не могут вести себя так же, как и взрослые, не могут выполнять те же функции. Противоречие и конфликтность феномена «Я сам» проявляется в данном случае в ещё большей степени. Тогда в действие вступает ведущая активность дошкольного периода - игровая деятельность ребёнка. Игра этого периода является сюжетно-ролевой. Этот тип игры в дошкольном возрасте очень глубоко и всесторонне изучен Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным и другими учёными. Важная линия генезиса игры связана с проблемой овладения ребенком собственным поведением. В сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Во время игры происходит развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия, с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания. В дошкольном возрасте внимание приобретает опосредствованный, знаковый характер, становится высшей психической функцией. Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств, а потом происходит их «вращивание». Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец)[5.]. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов - это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный.

Ребёнок в этом возрасте обладает эгоцентричным мышлением, он уже мыслит про себя, но это мышление очень примитивно, и в нём не учитываются другие люди, ребёнок рассуждает только с собственных позиций.

Одним из важнейших психических новообразований мышления в дошкольном возрасте является воображение, как способность видеть целое не складывая его из частей, раньше частей. Актуальным на этом этапе развития ребёнка является смыслообразование, развитие которого происходит благодаря развитию воображения.

Среди всех психических функций на первое место в дошкольном возрасте выходит память (Л.С. Выготский). Именно она преобладает в психике ребёнка, играет в ней очень важную роль. У ребёнка возникает своё мировоззрение, он стремится дать ответ на вопрос, откуда всё произошло. На протяжение дошкольного возраста у ребёнка закрепляется система мотивов. В начале дошкольного периода эти мотивы имеют бессознательный характер. К концу дошкольного периода у ребёнка появляются самые разнообразные мотивы деятельности: игровые, познавательные, нравственные мотивы. Важно то, что мотивы уже осознаются ребёнком. В мотивации ребёнка появляется определённая иерархия, что доказывает, что у ребёнка продолжает развиваться волевая сфера.

Часто говорят о кризисе семи лет у ребёнка. Ребёнок начинает терять свою детскую непосредственность, пытается вести себя как взрослый, часто противоречит родителям, хитростью пытается добиться своего в отношениях с ними. Он часто и много обращает внимание на себя, на свой внешний вид, старается не выглядеть «как маленький». Родителям обязательно нужно помочь ребёнку преодолеть эти сложные жизненные моменты, объяснять ему необходимость выполнения своих просьб и причины требований к нему, подталкивать ребёнка к самостоятельному поведению.

 

Младший школьный возраст

 

Поступление в школу - очень важный период в жизни каждого ребёнка. В его жизни происходит серьёзный разрыв - его вырывают из семьи, и в это время важно подготовить ребёнка к новым условиям его жизни. Теперь он вступает в незнакомый коллектив и должен знать как себя в нём вести. Между тем, школа не простой социальный институт, и учитель, и ученики носят определённые социальные функции, в школе действуют строгие социальные правила, и поведение ребёнка должно подстроиться под эти жёсткие правила.

Важна не только социальная подготовленность ребёнка, но и уровень его психического развития. Ребёнок должен обладать уже к моменту вступления в школу некоторыми навыками, знаниями и умениями, чтобы не вступить в ряды отстающих и чтобы научиться максимально и качественно усваивать школьную программу.

В отечественной психологии такие учёные как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин занимались проблемой «школьной зрелости», то есть того психического состояния ребёнка, которое бы сигнализировало о его готовности к обучению. В первую очередь это стремление быть школьником и наличие познавательного интереса. Обычно у детей, вот-вот готовых поступить в школу, этот интерес уже присутствует, многие дети, ещё не зная, что такое школа, очень хотят стать школьниками. Помимо этого, в понятие личностной готовности входит наличие развитой произвольной сферы, в частности, развитого произвольного внимания. Отсюда следует сделать вывод, что к моменту поступления в школу у ребёнка уже имеется полноценное произвольное внимание.

Младший школьный возраст является переходным, и ребёнок соединяет в своей психике черты дошкольного периода и школьного периода, остатки детской непосредственности, желание игровой деятельности, и стремление занять более высокую социальную позицию, уже не просто «маленький», но «школьник». Как и любой переходный период, он богат скрытыми возможностями развития, поэтому сейчас проводятся множество исследований, чтобы своевременно увидеть эти возможности, и максимально их развить.

У ребёнка изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

При переходе к младшему школьному периоду главенствующим видом деятельности становится учение. В первые дни школьной жизни, ребёнок с удовольствием ходит в школу не потому, что испытывает огромный интерес к грамматике или математике, но он испытывает огромный интерес к новому виду жизни, отличающемуся от детского садика и дома. Также он испытывает интерес к познанию в общем, к поглощению новых знаний. Это замечательный период жизни ребёнка, и учителям и родителям необходимо как можно надолго задержать внимание ребёнка на учёбе, поддерживать его влечение к новым знаниям.

Обычно приспособление к школе длится от двух месяцев до одного года, и уже в середине первого класса ребёнок начинает терять свою первоначальную тягу к знаниям. Это происходит потому, что дети получают те или иные готовые знания и определения, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях. Как правило, специально не рассматривается потребность в этом знании. Естественно, что в таких условиях поле интеллектуального поиска ребенка невелико, познавательная самостоятельность существенно ограничена. На таких занятиях слабо формируются интересы к самому содержанию учебного материала. Поскольку же по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению, то в результате нередко наступают апатия и безразличие. Чтобы их предотвратить желательно не только давать ребёнку готовые знания, но и предоставлять для его решения проблемы, ставить, разыгрывать различные ситуации, в которых он сможет продемонстрировать имеющиеся знания и навыки. Важно в это время обращать внимание ребёнка на себя, на то, как повышаются его знания, как он развивается, как растут его возможности.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.[11.] У школьников начинает развиваться теоретическое внимание. Одним из новых явлений в психике ребёнка выделяют интеллектуальную рефлексию. Ребёнок уже способен анализировать свои действия и поступки. Внимание ребёнка, как психическая функция, меняется. Продолжает формироваться произвольность внимания, и она формируется либо стихийно, в виде приспособления к новой для ребёнка учебной деятельности, либо осознанно и целенаправленно, как одно из средств самоконтроля.

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Произвольность проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.[11.] Под главенством внимания у ребёнка также изменяются процессы восприятия(преобразуется в наблюдение) и памяти (заучивание, повторное чтение).

Во II-III классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, особенно учителем. Общее направление развития внимания состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребенок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим. У первоклассников произвольное внимание неустойчиво, так как они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому опытный учитель прибегает к разнообразным видам учебной работы, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей (устный счет разными способами, решение задач и проверка результатов, объяснение нового приема письменных вычислений, тренировка в их выполнении и т.д.). У учащихся I-II классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, чем собственно умственных действий. Эту особенность важно использовать на уроках, чередуя умственные занятия с составлением графических схем, рисунков, макетов, созданием аппликаций. При выполнении простых, но однообразных занятий младшие школьники отвлекаются чаще, чем при решении более сложных заданий, требующих применения разных способов и приемов работы. Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Например, читая заданный текст, школьник обязан следить за поведением других учеников. В случае ошибки он замечает отрицательные реакции товарищей и стремится сам исправить ее.

Некоторые дети бывают "рассеянными" в классе именно потому, что не умеют распределять свое внимание: занимаясь одним делом, они теряют из виду другие. Учителю нужно так организовывать разные виды учебной работы, чтобы дети приучались к одновременному контролю за несколькими действиями (вначале, конечно, относительно простыми), подготавливаясь к общей фронтальной работе класса.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...