Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы функций права




Введение

 

Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.

Главная цель права - обеспечение порядка и стабильности общественных отношений. Поэтому право всегда противостоит произволу, социальному хаосу, беспорядку. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.

Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.

Право формирует модель правомерно-дозволенного, предписанного и запрещенного поведения. Нормы права представляют собой официальные критерии правомерного и неправомерного поведения. Сравнивая свое фактическое поведение с правовой нормой, индивид может сделать вывод о законности своих действий. Право делает жизнь индивида понятной, а потому устойчивой и надежной. Право составляют нормы поведения, устанавливающие права, обязанности и запреты для всех и каждого.

В науке под понятием «функция» понимают различные значения (зависимая переменная величина, специальная деятельность органа или организма, проявление действия какой-либо системы). В юридической науке понятие «функция права» употребляется для характеристики социального назначения права. Термин «функция» приемлем для характеристики любых динамических структур, но в большинстве случаев функция обозначает направленное избирательное воздействие системы на определенные сферы жизнедеятельности. Под функциями права в большинстве случаев понимают социальное назначение права или направление правового воздействия на общественные отношения. И социальное назначение, и направление его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не дают целостного понимания функций права. Нельзя противопоставлять в понимании функции направлений правового воздействия социальному назначению.

Понятие «функция права» должно охватывать и назначение права, и способы его воздействия на общественные отношения. В принципе, функция права - это реализация его социального назначения. Понятие «функция права» охватывает и правовое регулирование, и правовое воздействие. В функции права появляются такие свойства права, которые раскрывают ее качество. Функция права опосредована его сущностью, внешним образом проявляется как определенное воздействие на социальные отношения, она характеризуется относительной длительностью или постоянством. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач права. Функции направлены на решение задач, стоящих перед правом. Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что задачи часто обуславливают само существование функций, определяют их содержание, методы реализации. Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Функциональная характеристика права означает знание способов воздействия права на общественные отношения. Функционирование означает действие права.

Ограничивая неправомерные притязания каждого человека, нормы права дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притязаний сильного и приучить людей к обдуманному и выдержанному поведению. Повинуясь этим правилам, люди не должны допускать ущемления чужих интересов, согласовывать свое поведение с основными задачами человеческого общежития.

Становление, утверждение и развитие в методологии научного юридического познания системного подхода стало основанием для анализа функций права с точки зрения данного метода. Системный подход ориентирует па рассмотрение объектов исследования как единых систем, на раскрытие целостности объекта, па выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину. В современной науке понимание функций права как целостной системы сложилось не сразу.

В теоретической юриспруденции существовали самые разнообразные точки зрения на классификацию функций. В отечественной науке разработка названной проблемы была начата русскими юристами Л.И. Петражицким, Н.М. Коркуновым, A.M. Горовцевым и др. Так, выдающийся представитель юридического позитивизма в России Н.М. Коркунов в "Лекциях по общей теории права" (1886 г.) утверждал, что право осуществляет разделяющую функцию, состоящую в урегулировании действий людей, наделенных разными потребностями. Другой теоретик, один из основателей психологической школы нрава, Л.И. Петражицкий выделял распределительную и организационную функции, признанные отражать общественную роль права [5, c.112].

В современной литературе по обшей теории права традиционно предлагают две группы критериев классификации функций права - внешние (находящиеся за пределами права) и внутренние (находящиеся в его рамках). По внешнему критерию выделяют так называемые социальные функции права: политическую, экономическую, идеологическую, культурно-воспитательную, информационную и иные. По внутреннему критерию - две основные собственно-юридические функции: регулятивную и охранительную.

Цель данной работы - комплексное исследование юридических функций права.

Актуальность этой темы обуславливается тем, что всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть. Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права. Таким образом, через раскрытие функций права мы рассмотрим социальное назначение такой категории теории государства и права, как «право».

В соответствии с поставленной целью определим основные задачи работы:

- исследовать теоретические основы и классификацию функций права;

- проанализировать основные и неосновные собственно-юридические функции права.

Объект исследования - юридические функции права.

Предмет исследования - особенности реализации юридических функций права.

Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей теории права.

Исследование основывается на методологии программно-целевого подхода, в основе которой лежит системный анализ, изучающий поведение рассматриваемого объекта в системе внешних и внутренних связей.


Теоретические основы функций права

Понятие функций права

 

Функции права можно определить как обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения.

Функции права - это проявление его специфических свойств. В функции аккумулируются такие признаки права, которые вытекают из его качественной самостоятельности, а не вообще любые признаки, свойственные не только праву, но и другим явлениям общественной жизни.

Укажем на признаки, характеризующие функцию права как определяемое социальным назначением, направление правового воздействия на общественные отношения:

. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функция - это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.

. Функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление безусловного, необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может.

. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе ее развития.

. Функция права представляет направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм. Но динамизм функции не означает отсутствия в ней стабильности, постоянства, устойчивости.

. Постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность действия этой функции. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву на определенном этапе его развития. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

В целях более четкого уяснения понятия "функция права" следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: "роль права", "задача права" и "Функционирование права". Термин "роль права" говорит о значении права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. "Роль права" более общее по отношению к "функции" понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий [10, c.75].

Термин "задача права" - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи "требуют" и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и, соответственно, права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т. п.

Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин "функционирование права" отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Если "функция права" - понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то "функционирование" отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, "функция права" и "функционирование права" являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие "функционирование права" обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права.

Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они "детализируются" в действии других групп функций права [5, c.118].

Рассмотрим формы реализации функций права. Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.). В каких же формах реализуются функции права?

Функция права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование. Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других. Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой. Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования. Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

условий эффективности регулирования; - процесса правового регулирования;

социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...