Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья, сверстники, школа в жизни современного подростка




Бейте палками лягушек. Это очень интересно. Отрывайте крылья мухам, Пусть побегают пешком. Тренируйтесь ежедневно, И наступит день счастливый - Вас в какое-нибудь царство Примут главным палачом. Г.Остер «Вредные советы»

Если задаться вопросом, какой возраст вызывает наиболее значительные трудности в воспитании, практически каждый родитель наверняка ответит, что это подростковый период. Именно с этим возрастом связаны наиболее существенные проблемы, касающиеся взросления, становления личных взаимоотношений, профессионального выбора и т.д. Кроме того, по мнению психологов, именно в этот период особенно возрастает опасность стать жертвой или свидетелем насилия в сфере межличностного общения со сверстниками и взрослыми. В этом разделе книги мы с Вами, Уважаемый читатель, и попробуем разобраться, с чем же связаны основные трудности критического переходного возраста.

Подростковый возраст совсем не случайно называют «переходным», «труд­ным» или «критическим». В этот период жизни интенсивно происходят сложные и важ­ные процессы развития, свя­занные с переходом ребенка от детства к взрослости - физиче­ские, умственные, нравственные, социальные и т.д. Половое созревание ведет к развитию интереса к противоположному полу, появлению новых ощущений, новых чувств, новых глубоких переживаний.

С периодом подростничества связаны трудности, возникающие как у самого ребенка, так и у взрослых, которые с ним общаются. Родителям порой бывает очень нелегко сладить с подростком, который становится неуравновешенным, раздра­жительным, вспыльчивым. Взрослые авторитеты, еще недавно имевшие большое значение для него, заменяются стремлением приобрести собственный авторитет среди окружающих его людей.

Поскольку взросление собственного ребенка чаще всего про­исходит для родителей весьма неожиданно, они пы­таются сохранить контроль и прежние отношения со считающим себя «взрослым» ребенком. Школьные учителя также читают своим долгом привести в порядок дисциплину расшалившихся подростков, у которых, кстати, почему-то в средних классах совершенно пропадает интерес к урокам, домашним заданиям, выполнению общественных поручений….

Взрослым очень трудно смириться с тем, что «еще вчера послушный и спокойный ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня - раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия» [ Гребенкин, http://www.c-psy.ru/index.php/parents/govorim/onasilii/10279-2011-04-07-14-00-11].

Подобные изменения, происходящие с ребенком, отнюдь, не способствуют его душевному покою и эмоциональному равновесию. Он также, как и взрослые, достаточно тяжело переживает ломку старых взаимоотношений под названием: «мудрый взрослый - неразумное дитя».

Неслучайно для внутреннего мира подростка характерно обостренное эмоциональное восприятие, причем он одинаково бурно переживает как собственные удачи, так и ошибки, часто неадекватно оценивает себя и свои способности, проявляет повышенную критичность не только к своей внешности, но и поведению, характеру и т.д. В то же время, изменения, происходящие с ребенком в переходный период, являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (преимущественно, на основе представления о своем внешнем сходстве с взрослыми).

Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка «взрослым» не только в собственных глазах, но и, как ему кажется, в глазах окружающих. В связи с этим у школьника возникает потребность, чтобы окружающие считались с ним, как с равным. У подростка проявляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность.

Подросток уверен, что, догоняя в росте маму и папу, он приобретает равные права в мыслях, поступках и действиях. Более того, он начинает критиковать родителей, считая, что они живут не так, и он, когда вырастет, уж наверняка будет жить по-другому! Очень хорошо, на мой взгляд, охарактеризовал отношения подростка и взрослого известный педагог В.А.Сухомлинский:

«Не опекайте меня, не ходите за мной. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше вижу я людей, тем больше познаю их. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» [Сухомлинский, 1990, с. 62].

 

Стремление самостоятельно достичь своей вершины требует от растущего человека очень много сил и терпения. В процессе преодоления трудностей и смятений, сильных переживаний и страхов, у подростка нередко складывается впечатление, что никто не может понять его, никто не хочет считаться с его мнением, никто не в силах принять в нем самостоятельную личность. Как следствие – у подростка возникают проблемные отношения и в семье, и в школе. В таких условиях ему нелегко жить в согласии с таким, прежде понятным, миром взрослых. И, честно сказать, даже самые заботливые, понимающие и любящие родители и педа­гоги часто оказываются беспомощными в подобных ситуациях. Не понимая, что происходит с их, еще вчера послушными детьми, они сами того не желая, часто усугубляют конфликтные ситуации непоследовательными воспитательными действиями: строгие запреты чередуют с потаканием, требования, поставленные ранее, не контролируют и т.п. В результате у подростков формируется тревожность, неуверенность в себе, непонимание тех требований, которые к ним предъявляют и т.д.

Нужно признать, сто часто резкое неприятие родителями или учителями фак­та взросления детей во многом объясняется их прошлой тревогой, связанной с собственным взрослением, воспоминаниями о тех ошибках, которые они совершили в своем отрочестве. Стремление уберечь ребенка от них, увещевания о том, что учиться все-таки лучше на чужих ошибках, чем на своих, зачастую не дают желаемого эффекта. При этом и сами родители находятся в стрессовом состоянии, неблагоприятно сказывающемся на их эмоциональном и физическом благополучии. Та­ким образом, не достигшие фактической взрослости подростки ее упрямо отстаивают, а родители, не признающие взросления своего ребенка, актив­но сопротивляются всякому ее проявлению.

Подростковый возраст – период перестройки нервной системы, значительных изменений в организме ребенка на пути к биологиче­ской зрелости, сопровождающийся процессом полового созревания. В этот период ребенок с удивлением начинает ощущать себя неуклюжим и нескладным. Практически все без исключения подростки совершенно уверены, что они лишены привлекательности и красоты. Комплекс «Гадкого утенка» сопровождается массой переживаний, тревог и сомнений.

Подростки изо всех сил пытаются осознать, какие поступки мешают им занять желаемое «взрослое» место в семье или обществе друзей, поэтому они так часто не поддаются предъявляемым требованиям родителей, проявляя непослушание и протест, иногда переходящие в упрямство, грубость, негативизм, строптивость и т.д. Иногда проявление чувства «взрослости» принимает в поведении подростков довольно причудливые формы: к примеру, многие дети в этом возрасте искренне считают, что следовать запрету или совету родителей - значит, быть малень­ким, а нарушать их - значит, быть взрослым.

Иными словами, подросток начинает сопротив­ляться требованиям, которые ранее не вызывали у него протеста: оби­жается, когда взрослые ограничивают его самостоятельность, свободу; не допускает опеки, контроля со стороны родителей; требует, чтобы окружающие считались с его инте­ресами, мнением, которое он зачастую считает единственно верным и т.п.

В связи с этим в подростковом возрасте у многих школьников начинается своеобразная переоценка семейных ценностей: они начинают по-новому оценивать свои отношения с взрослыми членами семьи. Стремление «обрести себя» приводит к отчуждению подростка от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.

Отчуждение по отношению к родительскому авторитету внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам, проявляемым родителями. Взамен для подростка становится наиболее важным чувство сопричастности к своей возрастной категории (сверстникам), признание в «своем» круге общения, стремление занять в нем достойное место.

Желание быть «взрослым» приводит к подражанию тем людям, которые, как правило, являются образцами для подростка. Очень часто это сверстники, более старшие друзья, значимые для подростка взрослые, известные актеры, певцы, киногерои и т.д. Причем школьники не только стремятся подражать внешнему имиджу своих кумиров, но и копируют их манеру говорить, держаться, двигаться, действовать в различных ситуациях. В случае, если такой кумир являет собой негативный образ, бросающий вызов обществу, то и поведение подростка может также негативно влиять на его взаимоотношения, прежде всего - с взрослыми людьми.

Довольно характерным явлением для подросткового возраста являются различные увлечения, которые, впрочем, порой так же быстро проходят, как и возникают. Зачастую увлечения не столько связаны с интересом ребенка, проявляемого к какой-либо деятельности, сколько с тем, что эта деятельность вызывает интерес у друзей: возникает так называемое увлечение «за компанию». Например, сегодня Ваш ребенок начинает проявлять страстное желание заниматься в спортивной секции вместе с лучшим другом, но проходит совсем немного времени - и он утрачивает интерес к спорту, переключая свое внимание на занятия музыкой или коллекционирование и т.п. Такое переключение достаточно часто вызывает беспокойство взрослых, которые резонно считают, что устойчивый интерес возникает тогда, когда он сосредоточен на какой-либо определенной сфере. Но в любом случае, в этой активности проявляются стремления подростка к самоактуализации, адаптации в обществе взрослых, происходит осознание своего внутреннего мира и личностных качеств.

Отношение к учебе также несколько меняется: в этом возрасте нередко снижается интерес к школе, которая перестает иметь центральное значение. Если подросток не видит жизненно важного значения каких-либо знаний для себя лично, а урок кажется скучным, неинтересным, у него могут формироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.

Пожалуй, наиболее активный интерес подростки испытывают к исследовательской деятельности. Им нравится делать свои собственные, пусть даже маленькие, открытия, проводить опыты, создавать что-то своими руками. Поэтому часто им импонируют учебные предметы, которые позволяют удовлетворить потребности не столько в получении новых знаний, сколько в возможности проявить себя, свои способности, стать первооткрывателем.

Кроме того, отношение к учебной деятельности во многом продолжает зависеть от успешности: высокие достижения в учебе, положительные оценки его стараний обеспечивают эмоциональное благополучие подростка. И наоборот, боязнь поражения в интеллектуальной деятельности приводит ребенка к поиску любых благовидных предлогов, чтобы не пойти в школу или уйти с «проблемных» уроков.

Профессор Т.Д. Молодцова – известный исследователь детских и подростковых трудностей, считает, что наиболее часто психологический дискомфорт подростков проявляется в построении межличностных отношений и самореализации, что связано с неустойчивостью взглядов, убеждений и нравственных ценностей. Именно в этот период увеличивается число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых школьников и учащихся ПТУ» [Молодцова, 2005, с. 8].

Наступление ощущения взрослости происходит у подростков по-разному, так как у каждого из них формируются различные по содержанию жизненные установки: значимое для одного ребенка может не иметь ценности для другого. Но, пожалуй, одним из самых устойчивых интересов в этом возрасте становится интерес к общению.

В период подросткового возраста общение со сверстниками приобретает особую ценность и важность. Неслучайно многих родителей в этот непростой период очень волнует проблема круга общения ребенка, ведь, как известно, народная мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты…». И, нужно признать, что родители совершенно правы, ведь от того, с кем дружит или стремится проводить время подросток, во многом зависит его представление о жизни, мире, культуре общения, о людях вообще.

Именно от уровня культуры общения с близкими подростку людьми во многом зависит эмоциональное состояние и взаимоотношения подростка с окружающими людьми. Культура общения является одной из составляющих человеческой культуры, великим достоянием цивилизации. Именно благодаря общению люди обмениваются мыслями, мнениями, сообщают друг другу информацию самого разного рода. Общение является мощным средством эмоциональной поддержки, необходимым условием для счастья и духовного развития человека: чем больше у него настоящих, верных друзей, тем более счастливым он себя ощущает.

Со сферой общения связана жизнь и деятельность любого члена общества: чтобы выполнить сообща любое дело, нужно обмениваться информацией, а также координировать свои действия с действиями других людей. Исследователи отмечают, что профессиональные успехи взрослых людей зависят не только от знаний и умений в рамках своей специальности, но и от умения человека находить взаимопонимание с коллегами, производить благоприятное впечатление на окружающих, что, в свою очередь, невозможно без выполнения правил культурного общения. От умений общаться зависит отношение к человеку, его авторитет, успешность в любой деятельности. Что уж говорить о подростке, который так мечтает быть понятым, нужным и интересным своим друзьям?

Общение со сверстниками – с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку познать самого себя и весь мир, а дружба с ними становится одной из самых значимых жизненных ценностей. Все, что происходит в жизни (будь то события в школе, интересный фильм или новая компьютерная игра), обсуждается с одноклассниками, друзьями и приятелями, ведь именно они, как кажется подростку, способны как никто другой понять чувства и эмоции, разделить значимые интересы.

Да, дружба очень важна для подростка, именно она дает возмож­ность удовлетворять потребность в эмо­циональных контактах, в любви и привя­занности. Благодаря дружбе ребенок поддерживает и развивает чув­ство собственной ценности. И если подросток сумеет обрести настоящих и преданных друзей, которые способны к бескорыстным и открытым отношениям, он начинает осознавать, что такое сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка. Переживания, связанные с построением дружеских отношений знакомы каждому, они становятся школой жизни, основой для построения взаимоотношений человека во взрослой жизни.

Однако в сфере общения со сверстниками некоторые подростки испытывают значительные трудности, связанные с неприятием в классе или дворовой компании. Одним из самых суровых «уроков» становится отвержение ребенка его ближайшим окружением. И если такого рода трудность встала на пути, то она часто превращается для подростка в настоящую проблему, которая долго и тяжело переживается, а в будущем может иметь весьма негативные последствия для всей последующей жизни. Неприятие подростка в коллективе (в классе, во дворе и т.д.), отсутствие интереса к нему как к личности, наносит жестокий удар по самолюбию. В подростковый период еще, в сущности, маленький человек особенно остро ощущает, как глубоко ранит измена, чем измеряется непонимание, как нелегко быть одиноким и обманутым. Да и постоянное чувство опасности, связанное с неприятием сверстников, становится трудным испытанием. Попробуем пояснить это на простом примере, представив себе следующую ситуацию:

Вы возвращаетесь с работы по темной, пустынной улице. Вокруг никого нет, где-то далеко светит одинокий фонарь. Вы даже не замечаете, как начинаете спешить, чувствуете себя неуютно. Нет, вы вовсе не боитесь темноты, просто на душе у почему-то неспокойно…..

Ощущение спокойствия и умиротворения придет, когда Вы, наконец, войдете в свой дом, закроете дверь, уютно расположитесь в любимом кресле. Тогда и улица за окном не будет казаться Вам такой зловещей, и фонарь засветит не тускло, а светло и почти празднично.

Что же изменилось? А изменилось то, что дома Вы чувствуете себя в безопасности, которая и меняет Ваше ощущение окружающего мира. Неслучайно психологи установили, что потребность в безопасности относится к основным, так называемым базовым потребностям каждого человека. Недаром маленькие дети, играя, часто стоят себе воображаемые домики под столом, отгораживают комнаты стульями: так они создают себе свое, личное пространство, где им уютно и безопасно. Да и в более старшем возрасте стремление чувствовать себя в безопасности остается очень важным.

Чувство безопасности и защи­щенности является одним из глав­нейших условий нормального личностного развития. Оно также чрезвычайно важно и для межличност­ного общения.

Ощущение беспомощности и отчаяния, отвержения, собственной ненужности наоборот, приводит к формированию негативных сторон характера, комплексов. И поскольку подросток далеко не всегда обладает необходимыми для выхода из подобного рода ситуаций жизненными силами, умениями и средствами, зачастую он теряет душевное равновесие, сам становится агрессивным. Поэтому подростки, ставшие изгоями, живут в состоянии постоянной тревоги, что приводит к расстройствам эмоциональной сферы, которая выражается в замкнутости, чувстве одиночества, или, наоборот, агрессии и озлобленности.

Иногда такое отвержение приводит к стремлению ребенка заменить истинные эмоции и чувства на иллюзии. Исследователи считают, что наиболее опасным в этом плане переходный возраст – именно в этом возрасте в поисках иллюзии безопасности ребенок наиболее может прибегать к употреблению алкоголя или наркотиков.

В такую «группу риска» наиболее часто попадают дети с повышенной внушаемостью и склонностью к подражанию. Как известно, во многих произведениях массовой медиакультуры (например, в кинофильмах), наркотики и алкоголь, отнюдь, не редкое явление. Подростку кажется, что окажись он в состоянии эйфории, как это делают киногерои на экране, - и придет душевный комфорт, раскрепощение, веселье. Кроме того, подражая героям на экране, подросток стремится к еще одной иллюзии – он может почувствовать себя совершенно свободным, независимым, взрослым и вполне успешным человеком.

Впрочем, стремление оказаться в иллюзорном мире, где ты – сильный, ловкий и непобедимый, может достигаться и другими путями. Самым популярным на сегодняшний день является, конечно, мир компьютерный игр, где подросток может без особого труда сконструировать любую картину виртуальной реальности.

Совсем иное дело, когда подросток попадает в реальный мир, где он не всегда понят окружающими. Зачастую для того, чтобы сверстники «приняли» его в свою группу, обратили на него внимание и общались на равных, ребенку приходится подчиниться воле большинства и стать похожим на тех, кто находится рядом с ним в поведении, словах и поступках. Если же этого не происходит, общения «на равных» не получается, и разные, а пророй и диаметрально противоположные позиции сторон перерастают в конфликты и ссоры.

К большому сожалению, трудности в общении со сверстниками не ограничиваются лишь отвержением и неприятием подростков, но и нередко сопровождаются насильственными действиями, имеющими в детских и подростковых группах и коллективах самые разные формы: от обидной клички, прозвища, оскорбительного взгляда, до причинения тяжких телесных повреждений. В знаменитом фильме Р.Быкова «Чучело» показана подобная история, и хотя эта картина вышла на экраны около двадцати лет назад, проблема преодоления детской жестокости так и осталась нерешенной, а культ физического или психологического превосходства большинства над меньшинством, увы, продолжает иметь место и в нашей жизни, и в жизни наших детей. Всем известно, что очень легко быть сильным духом, когда тебя окружают единомышленники и верные друзья, но как же трудно оставаться таковым, оказавшись в одиночестве и столкнувшись со стеной непонимания и неприятия!

К сожалению, самостоятельно преодолеть эти серьезные проблемы подростку бывает чрезвычайно сложно, так как у него нет необходимого опыта, твердой жизненной позиции. Не будучи еще способным глубоко и объективно оценивать самого себя, подросток не чувствует в себе достаточно сил, чтобы в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. В результате вырабатываются защитные реакции, и, конечно, соответст­вующие формы поведения: от стремления как можно меньше привлекать к себе вни­мание тех, кто является источником угрозы, - до постоянной го­товности к защите.

Вместе с тем, далеко не всегда готовые защитить себя любыми средствами подростки признают, что сами проявляют агрессию. Чаще им кажется, что проявляют агрессию не они, а окружающие их люди, а они выступают в этой ситуации в роли жертвы, вынужденной защищаться.

В подобных случаях подростки вырабатывают, как правило, два типа поведения, названные исследователями А. Бандура и Р. Уолтерс «пассивной меланхолией» и «агрессивной самозащитой».

В первом случае «отверженный» коллективом подросток теряет уверенность в своих силах и способностях, и постепенно вырабатывает особую стратегию поведения, позволяющую ему избегать общения, замыкается в себе.

Во втором - свой протест он проявляет в агрессии, стараясь привлечь к себе внимание, завоевать авторитет при помощи физической силы и т.д. В этом случае за агрессией может скрываться стремление отстоять свою самостоятельность, защитить себя.

Вряд ли кто-нибудь станет отрицать тот факт, что мир лучше войны, а ненасильственные формы разрешения конфлик­тов лучше принуждения. Поэтому важно с первых лет обучения ребенка в школе проводить профилактическую работу по преодолению насилия в межличностных отношениях учащихся. Решение этой важной проблемы во многом зависит от школьных педагогов, которые призваны оказывать помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, содействовать в установлении позитивных межличностных отношений. В каждом конкретном случае, в каждой конкретной ситуации педагогу необходимо разобраться, что лежит в основе агрессивного или, наоборот, замкнутого, подавленного состояния детей.

Но, к сожалению, не всегда в подобных случаях на помощь детям приходят взрослые (учителя или родители). Часто они просто не знают о сложившейся ситуации, а иногда - не придают особого значения важности решения этой непростой проблемы, искренне считая, что «дети разберутся сами», и конфликт может разрешиться сам собой.

Нередки случаи, когда ребенок, имея достаточно хорошие отношения с родителями, так запуган, что боится рассказать им об издевательствах со стороны одноклассников, дворовой компании и т.д. Однако при повторении таких случаев, которые иногда сопровождаются шантажом, вымогательством и запугиванием, ситуация может стать действительно опасной для здоровья, а иногда - и для жизни ребенка. Порой подобные ситуации приводят к драматическим и даже трагическим последствиям, примеров которых, к сожалению, очень много…

Кроме того, многие подростки по разным причинам стремятся к тому, чтобы никто из окружающих не знал, что с ними произошло. Особенно это касается случаев насилия и жестокости в среде сверстников, и в случаях сексуального насилия. В том, и в другом случае дети боятся огласки, будучи запуганы теми, кто совершил насилие, или же сами стремятся скорее забыть о случившемся.

Более того, среда сверстников – далеко не единственная, где ребенок может ощутить на себе неприятие и насилие. Например, известно, что «почти треть подростков бросают школу из-за насилия со стороны педагогов или соучеников» [http://shnurok14.narod.ru/Psih/Hidden/15-5.htm].

Высокая степень конфликтности между учителями и учащимися школ, часто сопровождающаяся ситуациями психологического или физического насилия очень часто обсуждается в прессе и на телевидении. Педагоги, призванные воспитывать и учить, «сеять разумное, доброе, вечное» и ученики, пришедшие в школу, чтобы постичь эти ценности, становятся подчас злейшими врагами, испытывающими по отношению друг к другу не взаимное уважение и доверие, а лютую ненависть.

Согласно данным современных исследований, «16 % учащихся испытывают со стороны педагогов физическое, а 22 % психологическое насилие» [Проблемы насилия…, 2008, с. 6]. Однако, это лишь официальная статистика тех случаев, которые были доведены до судебных разбирательств. В статье, посвященной насилию в школах, опубликованной в «Новой газете» № 21 от 1 марта 2010 года, констатируется: «шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, — верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей - каждого пятого» [http://www.novayagazeta.ru/data/2010/021/37.html].

В самом деле, насилие в стенах школ (так называемые «школьные войны» между учителями и школьниками) - не такое уж редкое явление. Например, по данным статистики только «за 8 месяцев 2008 года в МВД зафиксирован 181 случай избиения учеников учителями, тогда как за весь 2007 год отмечено 157 подобных случаев. В то же время избиениям со стороны учеников за прошедший период 2008 года подверглись 45 педагогов, тогда как в 2007 году пострадал 21 преподаватель» [http://www.vetkaivi.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=52].

Насильственные действия по отношению к ребенку со стороны учителя могут проявляться по-разному. Это – и высмеивание ученика, и унижение его достоинства, и присвоение обидных прозвищ, и даже физическое воздействие и т.д. Грустных, а порой и страшных примеров здесь можно привести немало….

Заканчиваются такие истории тоже по-разному. Нередко воспоминания о подобных случаях остаются в памяти на всю жизнь. Финал этих историй во многом зависит от того, насколько доверительны отношения у ребенка с родителями, от того, смогли ли они вовремя прийти к нему на помощь, защитив его достоинство, принять верное решение и разобраться в сложной ситуации.

В случаях, когда ребенок вовлечен в конфликт, связанный с психологическим или физическим насилием со стороны педагогов, без вмешательства родителей не обойтись, ведь перед взрослым человеком, тем более - учителем, ребенок часто оказывается беззащитным и бесправным. Позволим себе привести пример такой истории, основанной, как теперь принято говорить, на реальных событиях.

 

Родители 12-летней Тани стали замечать, что их дочь, прежде такая усердная и любящая школу девочка, с некоторых пор стала вести себя несколько странно. Она придумывала себе мнимые болезни и недомогания, стала с большой неохотой собираться в школу. Списывая эти изменения в поведении дочери на сложности переходного возраста, родители поначалу не очень волновались. Но однажды, увидев в дневнике запись классного руководителя о том, что девочка пропустила занятия без уважительных причин (хотя в школу она отправилась и пришла с уроков вовремя), родители решили разобраться в ситуации.

На все вопросы мамы и папы девочка отмалчивалась, говорила, что все нормально. Однако обеспокоенные взрослые решили довести дело до конца, и в один прекрасный день мама Тани отправилась в школу для беседы.

Классный руководитель рассказала маме, что Таня с некоторых пор стала очень рассеянной и молчаливой. Доверительный разговор с девочкой не принес положительных результатов. Поэтому классный руководитель решила, что, видимо, у девочки какие-то личные или семейные проблемы, которыми она не хочет делиться.

Но настойчивые родители Тани решили все-таки выяснить, что происходит с их дочерью и обратились за разъяснениями к ближайшей подруге Тани – Свете.

Разговор со Светой позволил прояснить ситуацию. Оказалось, что учительница по химии, недовольная успехами Тани по своему предмету, стала при каждом удобном случае, высмеивать ученицу, говоря о том, что при таком росте (а Таня была достаточно крупной девочкой), хорошо бы и учиться как следует. В следующий раз учительница при всем классе подняла на смех Танину одежду, потом – ее тихий голос.

Эти события очень расстраивали девочку, которая по своему характеру и так отличалась застенчивостью, а тут и вовсе потеряла веру в себя и свои силы. Более того, вслед за учительницей, над Таней стали посмеиваться и одноклассники, называя ее «верзилой» и «тихоней» (это неудивительно, ведь, им учительница подала «хороший» пример).

Родители Тани очень хотели помочь своей дочери, о чем и сказали ей в доверительном разговоре. Они попытались объяснить девочке, что ее высокий рост и тихий голос вовсе не являются недостатками, о чем и свидетельствует внимание, которое оказывали Тане мальчишки-одноклассники. Убежденность родителей приободрила девочку, и она рассказала им о том, что случилось, поделилась своими переживаниями.

Мама и папа Тани были в растерянности. Что делать? Переводить Таню в другую школу? Но другие школы находятся очень далеко, да и к одноклассникам своим Таня очень привязана, несмотря их подтрунивания в последнее время….

В общем, после разговора с дочерью родители отправились в школу для того, чтобы пообщаться с учительницей – обидчицей. Нужно признать, что этот разговор не принес никаких результатов. Учительница уверенно заявила, что никогда не обижала ребенка, и в ее словах не было, на ее взгляд, ничего обидного. В конце концов, родителям пришлось обратиться к директору школы, который, разобравшись в ситуации, смог восполнить пробелы в профессиональной подготовке нерадивой учительницы по вопросам возрастной психологии и педагогической этики. История закончилась вполне благополучно. Учительница изменила свое отношение к Тане, а спустя некоторое время вообще ушла на другую работу, не связанную с недоученными в свое время педагогическими дисциплинами.

 

Если же подросток становится объектом насмешек или насилия со стороны сверстников, родителям также необходимо помочь ему в разрешении этой ситуации.

Как правило, в начальной школе родители довольно хорошо осведомлены о взаимоотношениях своего ребенка с окружающими: часто общаются с учителями и родителями одноклассников на собраниях, видят их во время своих визитов в школу, да и дома встречаются с некоторыми из друзей своего ребенка. К окончанию начальной школы у них имеется довольно четкое представление о том, какие отношения складывается у ребенка в школе.

Но с началом среднего школьного возраста ситуация общения ребенка в коллективе сверстников, да и с учителями может измениться. Эти изменения связаны с несколькими факторами.

Во-первых, с вступлением школьников в трудный «переходный» период подростничества, как мы уже говорили, взаимопонимание со сверстниками становится для ребенка наиболее значимым.

Во-вторых, с переходом в средние классы у ученика появляется много новых учителей, каждый из которых предъявляет свои требования к дисциплине, выполнению школьных заданий, имеет свой стиль общения с учениками и т.д.

Словом, переход в среднее звено школы требует от ребенка адаптации к новым условиям, и, соответственно - к новым моделям поведения. И от родителей в это время требуется особое внимание, которое заключается в проявлении тактичного и деликатного отношения к своему ребенку. Насколько успешным будет этот период, во многом зависит от того, какие отношения складываются у подростка в семье, а, следовательно, - и его уверенность (или неуверенность) в том, что он всегда найдет поддержку и помощь, ну конечно, в случаях, когда он прав.

На что же следует обратить внимание родителям, чтобы помочь подростку избежать серьезных психологических травм и потрясений, связанных с неприятием ребенка? Как поступить, если ребенок стал жертвой насилия?

Прежде всего, нам представляется необходимым обратить внимание родителей на несколько моментов, которые могут стать сигналами того, что ребенок оказался в так называемом эпицентре насилия.

Для этого необходимо хорошо знать круг общения своего ребенка, обращать внимание на то, с кем и главное, как он общается, ведь в стиле общения, как мы уже выяснили, отражается отношение окружающих к школьнику. Наблюдая за ним можно понять степень уважения и авторитета подростка среди товарищей. К примеру, фактором, свидетельствующим о принятии ребенка в коллективе, является стремление одноклассников проводить с ним свободное время, наличие общих интересов и увлечений. Иными словами, активное общение с одноклассниками вне школы или его отсутствие – яркие показатели популярности (или неприятия) ребенка в классе.

О многом может рассказать настроение подростка, когда он собирается на уроки или на классное мероприятие. Здесь тревожным сигналом может служить нежелание школьника встречаться с одноклассниками или учителями, его стремление всеми правдами и неправдами избежать неприятного контакта.

На первом этапе родителям необходимо постараться выяснить, в чем заключается проблемы ребенка. При условии доверительного контакта в семье, одним из самых простых и действенных способов может стать разговор «по душам», который не только позволит взрослым понять, что произошло, но и поможет ребенку выговориться. Очень часто подобные разговоры самому подростку начинать очень трудно, поэтому здесь на помощь родителям может прийти их собственный рассказ о схожей ситуации, которая произошла когда-то с ними, либо обсуждение кинофильма, где затрагиваются похожие проблемы. Неслучайно Е.В.Гребенкин отмечает, что «активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом» [Гребенкин, 2006]. Кстати, в следующей главе мы обязательно расскажем Уважаемому читателю о том, как можно построить беседу с подростком, используя средства экранной медиакультуры (фильмы, телепередачи и т.д.).

Понятно, что в каждой конкретной ситуации существует множество путей решения проблемы насилия. Например, всегда есть право уйти от решения проблемы, переведя ребенка в другой класс, школу, переехав в другой район. Это решение, безусловно, является верным в случаях, когда решить проблему насилия невозможно в силу каких-либо обстоятельств, а также в случаях, когда существует угроза для жизни и здоровья ребенка.

Вместе с тем, мы, родители должны помнить, что подобная ситуация, вероятно, еще не раз может возникнуть в жизни ребенка. И рано или поздно может случиться так, что нас – взрослых людей, просто не будет рядом. Поэтому, принимая решение, родителям обязательно нужно подумать о том, чтобы в будущем сын и дочь не растерялись и смогли самостоятельно принимать правильные решения в подобных случаях.

Также выбор решения будет зависеть и от особенностей характера самого подростка, и от его отношения к тому, что с ним произошло. В любом случае, родителям необходимо помнить, что, в конце концов, возникшая проблема должна быть решена с наименьшими потерями для ребенка: его репутации, человеческого достоинства.

Важный момент, на который также необходимо обратить внимание родителей, состоит в том, чтобы понять, насколько агрессивен и склонен к насилию Ваш собстве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...