Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманизм Ренессанса




эпоха Возрождения, или Ренессанса, т. е. возрождения античной науки, философии, искусства, образа жизни, способа мышления и чувствования. Это не тождественность античности, а рождение новой философии, новой науки, нового искусства, которые появлялись в результате формирования новых капиталистических произ­водственных отношений. К античности относились, как к идеалу, восхи­щаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью.

Эпоха Возрождения — это период в культурном и идейном разви­тии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв.

Одной из специфических черт эпохи Возрождения был гуманизм, обусловленный развитием гражданской проблематики, стремлением к политической свободе. Средневековая догматика запрещала мыслить и чувствовать. Человеческое тело считалось темницей и объявлялось греховным. Человек, его чувства, мысли, вся его жизнь считались нич­тожными перед величием Бога, святостью служителей церкви, бессмер­тием души. Искусство и литература Возрождения в отличие от этих взглядов были гуманистическими в том смысле, что они «реабилити­ровали» человека, утверждали его права на чувства, на мысль, воспева­ли не небесную, а земную любовь, красоту человеческого тела. Ве­ликими гуманистами этой эпохи были: выдающийся гуманист, поэт, автор «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–1321 гг.); вид-


ный мыслитель итальянской гуманистической мысли, автор трактата «Защитник мира» Марсилий из Падуи (1278–1348 гг.); выдающийся пропагандист античной культуры, поэт Франческо Петрарка (1304– 1374 гг.); знаменитый писатель, автор «Декамерона» Джованни Бок-каччо (1313–1375 гг.) и многие другие.

В области социально-политических учений гуманизм эпохи Воз­рождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли

Рис. 16.Никколо Макиавелли

(1469–1527 гг.) и французский социолог Жан Боден (1530–1596 гг.) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви. Если индивид эпохи средневековья представ­лял ту или иную корпорацию, в эпоху Воз­рождения он представляет самого себя — вырастают новое самопознание человека и его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Свои заслуги человек склонен приписывать себе, а не традиции. Он становится творцом самого себя. Ослабевает представление о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения.

Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и цент­ральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник под­ражает божественному творчеству, но ищет опору в своей душе, теле (культ красоты — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). В эту эпоху особенно почитались разносторонность развития и дарования. Например, о широте интересов и гуманизме Леона Баттиста Альберти свидетельствуют даже названия его работ: «О зодчестве», «О живопи­си», «О семье», «О ведении домашнего хозяйства».

Социалистические утопические идеи о построении общества без эксплуатации развивают: английский гуманист Томас Мор (1478– 1535 гг.), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490–1525 гг.).

Философия Ренессанса, как и вся эпоха в целом, антропоцентрич-на. Возрастает ценность отдельного человека, своеобразие и уникаль­ность каждого индивидуума, что во многом связано с зарождением бур-


жуазного индивидуализма. Это был этап перехода от средневекового феодализма к раннему капитализму. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства отражалось и на содержании общественного сознания.

Что же касается философии, то она

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...