Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 19 Причина неверия людей и их отказа от своей религии заключается в чрезмерном возвеличивании праведников




В этой и следующей главах шейх разъяснил, что причиной великого многобожия является чрезмерное возвеличивание людей, которое было запрещено Аллахом и Его Посланником ﷺ. Это относится как к мусульманской общине, так и к предыдущим религиозным общинам. Следовательно, после разъяснения сути вопроса и его идеологической стороны, шейх приступил к разъяснению его причин.

Из названия этой главы следует, что причина неверия сынов Адама и отступления ими от религии, исповедовать которую им приказал Аллах, заключается в преступлении границ дозволенного в отношении к праведникам. Под праведниками подразумеваются пророки, посланники, святые угодники и все, кого можно охарактеризовать как праведного человека, искренне поклоняющегося одному Аллаху. Это могут быть верующие, которые опережают других в благих делах или которые умеренны в своих благодеяниях, каждый из которых занимает определенную ступень перед Аллахом.

Шариат разрешает любить праведников ради Аллаха, почитать их и брать пример с их праведных поступков и деяний. Что касается посланников и пророков, то людям надлежит выполнять их законы и повеления и следовать по их стопам. Это и есть границы дозволенного в отношении к праведникам. Люди должны уважать их, любить их, дружить с ними, защищать их, помогать им и т. п. Если же праведникам начинают приписывать божественные качества и способности, то это считается их чрезмерным возвеличиванием. По этой причине невежественные люди говорят, что одному праведнику известна тайна Хранимой скрижали и Письменной трости, а по милости другого появился весь этот мир. Аль-Бусыри, например, сказал в своей известной поэме: «Если бы его чудеса отражали все его величие, то от упоминания его имени воскрешали бы истлевшие кости! » Он считал, что Пророк не показывал чудес, которые полностью соответствовали бы его величию. А комментаторы его стихотворений отмечали, что даже Коран не соответствовал в полной мере величию Пророка ﷺ. Упаси нас Аллах от подобных мыслей! Они полагали, что его величие может выразиться полностью только тогда, когда от упоминания его имени над покойником, чьи кости истлели и смешались с землей, его кости снова соберутся, а сам покойник воскреснет. Это — пример чрезмерного возвеличивания праведников, которое допускают люди, поклоняющиеся творениям наряду с Великим и Могучим Аллахом, обращающиеся с молитвами к пророкам и посланникам вместо Аллаха и приписывающие им божественные способности. Однако люди не имеют права поступать таким образом. Более того, это является формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, уподоблением творений Творцу и неверием. Упаси нас Аллах от этого! Следовательно, почитание праведников может быть в пределах дозволенного и может выходить за эти пределы.

Но существует и третья форма отношения к праведникам. Это — неуважение к ним. Оно может проявляться в неприязни к ним, непочтительном отношении к ним, отказе от выполнения обязанностей перед ними и даже ненависти по отношению к ним. Любое упущение, совершенное в отношении праведников, считается неуважением к ним, а любое излишество в почитании их считается чрезмерностью.

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» [119].

Аллах запретил людям Писания проявлять чрезмерность. Этот запрет относится ко всем формам проявления чрезмерности в религии. Если же человек задумается над положением людей Писания и рассказами о них, которые нам поведал Великий и Могучий Аллах, то ему станет ясно, что они излишествовали в почитании своих праведников. Христиане чрезмерно превозносили Пророка Ису, мир ему, его мать и апостолов. Иудеи проявляли излишество в отношении к Узейру, сподвижникам Мусы, а также в отношении к своим первосвященникам и монахам. Они приписывали им некоторые божественные качества и право на заступничество и даже полагали, что они обладают определенной долей власти, принимают решения и распоряжаются творениями.

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится толкование Ибн Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”» [120].

Он сказал: «Это — имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их народу, чтобы они воздвигли их статуи в местах их собраний и назвали их именами. Они поступили таким образом, но не поклонялись им поначалу. Когда же они умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться»[121].

Народ Нуха стал приобщать сотоварищей к Аллаху по причине чрезмерного почитания праведников и их усопших душ. Сатана явился к ним в образе души праведного раба и сказал, что он будет заступаться за каждого, кто станет полагаться на него. Подобное почитание впоследствии привело к тому, что люди стали поклоняться изображениям, истуканам и идолам. О возникновении этого многобожия и поведал Ибн Аббас.

Ибн аль-Кайим сказал: «Некоторые ранние мусульмане поведали: “Когда они умерли, люди стали усердно молиться на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени, они стали поклоняться им”».

Из этого высказывания следует, что они решили сделать изображения праведников и знали, что они не станут поклоняться им, потому что они обладали знаниями. Однако изображения этих праведных и почтенных людей послужили причиной того, что впоследствии люди, позабывшие истину, стали поклоняться им. Возможно, сатана явился к этим изображениям, и людям, которые смотрели на них или обращались к ним, показалось, что эти изображения разговаривают, или что нарисованные уста шевелятся, или что они слышали их речь. Сатана внушил им то, что заставило сердца людей привязываться к этим душам, и обольстил их. То же самое происходит с людьми, которые собираются на могилах и поклоняются погребенным в них покойникам вместо Аллаха. Одним словом, изображения были причиной появления многобожия.

Передают, что Умар рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: « Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо я — раб. И посему говорите: “Раб Аллаха и Его Посланник” ».

Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад[122].

Арабское слово “итра” означает “излишество” или “чрезмерное восхваление”. Пророк не хотел, чтобы его восхваляли так, как христиане восхваляли сына Марьям. Он запретил чрезмерное восхваление вообще, а не некоторые из его форм. А поступил он так, потому что христиане принялись чрезмерно восхвалять сына Марьям, и это привело к тому, что они стали неверующими, приобщили сотоварищей к Аллаху и назвали сына Марьям Сыном Бога.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: « Берегитесь чрезмерности, ибо именно чрезмерность погубила ваших предшественников ».

Этот хадис передал Ахмад[123].

Это означает, что чрезмерность запрещена в любой форме. Она является причиной всякого зла, тогда как умеренность является залогом любого успеха и блага.

Муслим передал хадис Ибн Масуда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Сгинули излишествующие! » Он повторил это трижды[124].

Под излишествующими подразумеваются те, кто проявляет излишнее усердие в делах и словах, кто пытается узнать или сделать то, что не дозволил Аллах. Излишество и чрезмерность — это близкие по смыслу понятия.

В этой главе шейх, да смилостивится над ним Аллах, разъяснил, что причина, по которой сыны Адама становятся неверующими и отказываются от своей религии, заключается в чрезмерном почитании праведников. Соплеменники Нуха преступили границы дозволенного в почитании своих праведников, стали собираться на их могилах и превратили их в богов. Христиане проявляют излишество в отношении своего посланника Исы, мир ему, его апостолов и патриархов, которых они также превратили в богов наряду с Великим и Могучим Аллахом. Среди мусульман также есть такие, которые приписывают Пророку ﷺ, некоторые божественные качества, хотя сам Пророк Мухаммад запретил поступать таким образом.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Тому, кто понял эту и две последующие главы этой книги, становится ясным, насколько Ислам чужд людям в наши дни. Он также убеждается в могуществе Аллаха и том, как Аллах вселяет в сердца людей тщеславие.
  • Знание о том, что впервые люди стали приобщать сотоварищей к Аллаху на земле по причине сомнений, связанных с праведниками.
  • Знание того, что было первым, изменившим религию пророков, причины этого и знание того, что именно Аллах отправил посланников.
  • Люди легко принимают ересь, хотя законы Аллаха и подсознание человека отвергают это.
  • Причина этого заключается в том, что истина смешивается с ложью. Истина проявлялась в любви к праведникам, а ложью было то, что некоторые богословы, имея добрые намерения, совершили деяния, которые были неправильно поняты их последователями.
  • Смысл аята из суры “Нух”.
  • Знание врожденного качества человека, заключающегося в том, что истина уменьшается в сердце его, а ложь возрастает.
  • Подтверждение слов некоторых ранних мусульман о том, что ересь является причиной неверия.
  • Знание сатаны о том, к чему может привести ересь, даже если человек преследует самую добрую цель.
  • Знание об общем правиле, запрещающем чрезмерность, и знание того, к чему это приводит.
  • Опасность собрания у могил с целью совершения праведного деяния.
  • Знание о запрете на сооружение памятников и смысл их уничтожения.
  • Знание огромного значения истории о праведниках из народа Нуха и крайняя нужда в этом знании людей, которые не придают ей значения.
  • Самым удивительным является то, что люди читают эту историю в толкованиях Корана и хадисах и понимают её смысл, однако Аллах не позволяет им прислушаться к ней, и поэтому они считают, что действия народа Нуха представляют собой наилучшее поклонение. А наряду с этим они убеждены в том, что Аллах и Его Посланник ﷺ запретили неверие, которое лишает неприкосновенности жизнь и имущество того, кто его совершает.
  • Разъяснение того, что им нужно было только их заступничество.
  • Их предположение о том, что богословы, нарисовавшие изображения праведников, также хотели именно этого.
  • Великий смысл слов: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям».
  • Мир и благословение Аллаха тому, кто передал и разъяснил откровение!
  • Наставление Пророка ﷺ предупредившего нас о гибели излишествующих.
  • Разъяснение того, что им не поклонялись, пока знание не было забыто. Отсюда становится ясной ценность знаний и опасность их потери.
  • Причина потери знания заключается в смерти богословов.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...