Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Креативность как качество личности школьника, развиваемое в музыкальной деятельности




 

Креативность является важным качеством личности школьника, которое развиваются на уроках в процессе общения с музыкой.

К проблеме креативности и к объяснению содержания этого понятия обращаются многие педагоги-исследователи. Так, в «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспиров т А.Ю. Коджаспирова видят в креативности «уровень творческой одаренности, способности к творчеству….». Е.С. Рапацевич в «Современном словаре по педагогике» трактует понятие «креативность» как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности…»

Музыканты-педагоги Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева понимают под креативностью школьника «творческие возможности, предуготовленность к созиданию нового в музыкальной деятельности, что придает ей творческую направленность».

Музыковед и, педагог Б.В. Асафьев подчёркивал, что для учителя должно быть важно не сочинение школьником оригинальной музыки, а воспитание в нём музыкально-творческого инстинкта, который проявляется не в механическом выполнении заданного, а в создании чего-то «своего».

Креативность (предуготовленность к созданию нового) проявляются у школьников всех видах музыкальной деятельности:

-во-первых, связано с направленностью урока музыки как урока искусства. Творческие проявления являются естественной формой детской музыкальной деятельности.

- во-вторых, отвечает самой природе музыкального искусства. Творчество реализуется в процессе и в результате деятельности и слушателя, и исполнителя, и композитора.

В музыкально-слушательской деятельности творческие способности школьников раскрываются в множественности вариантов восприятия музыкального произведения. Вариант восприятия музыки школьником зависит от его жизненного и музыкального опыта, развития музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, мышления и т.д.

В музыкально-исполнительской деятельности (в игре на элементарных инструментах, пении песни и т.д.) творческие возможности школьников проявляются в своеобразии интерпретации музыкальных произведений, предполагающих выбор необходимых исполнительских средств для воплощения музыкального образа.

В музыкально-композиционной деятельности творческие возможности школьников проявляются в создании собственных музыкальных образов, в выборе и способе применения выразительных средств (ритма, регистра, тембра, лада, мелодии и др.) в процессе импровизации (спонтанного создания новых музыкальных композиций) или сочинения (организованного учителем процесса создания музыкальных композиций, отвечающих поставленным задачам)

Эмпатийность – одно из качеств личности школьника, имеющее приоритетное значение для его музыкального образования

 

В XIX веке проблема эмпатийности школьников является одной из центральных в музыкальном образовании. Развитие качества эмпатийности стало необходимым, потому оно противостоит таким качествам как отчужденность, эгоизм, агрессия и т.д., которые проявляются довольно часто у людей в наше время.

Понятие «эмпатия» в переводе с греческого означает «сопереживание». Часто это понятие используют, подразумевая под ним душевность, сердечность, сострадание, способность проникать в душевные переживания других людей и разделять их, оказывать посильную помощь; «способность увидеть себя на месте другого человека» (американский философ Р. Хенви).

Швейцарский философ и психолог К. Юнг писал о том, что эмпатийность устанавливает сопричастность человека с миром, а также мира с человеком, то есть что эмпатийность способствует включению себя в мир и мира - в себя.

Эмпатийность -качество личности, выражающееся в сочувствии, сопереживании, соучастии, которые проявляются в процессе установления духовного контакта с другим человеком как результат восприятия и понимания его мыслей, действий, эмоций и переживаний и использование этого понимания не в своих, а в его интересах.

Эмпатийность является важным качеством личности школьника, которое развивается на уроках музыки в процессе общения с музыкой. Выделяют три (3) этапа, которые проходит школьник при восприятии музыкального произведения:

1) возникновение сочувствия как результат возникновения чувств;

2) возникновение сопереживания как результат проникновения в музыкальные текст и его переживание;

3) возникновение соучастия в процессе интерпретации содержания музыкального текста.

Эмпатийность проявляется в диалоге. Эмпатийность проявляется через диалог и на уроках музыки.Так,М.С. Каган вводит понятие «внутреннего диалога» между равными «партнерами» - произведением композитора и исполнителем, произведением композитора и слушателем. Диалог возникает в ходе погружения исполнителя или слушателя в музыку, её понимания и личностной интерпретации. Именно здесь происходит либо принятие исполнителем или слушателем содержания произведения, а также сопереживание, сочувствие (часто герою), либо его неприятие.

На уроках музыки развитие эмпатийности осуществляется при опоре на жизненный опыт школьников. Условием проявления эмпатийности у школьников является использование музыки, которая интонационно близка школьнику, способная вызвать эмоциональный отклик, сопереживания, сочувствие. Потому важно накопление школьниками интонационно-слухового багажа, в который постепенно включается музыка, интонационно незнакомая, непривычная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...