Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система работы по формированию и развитию навыков фонематического анализа и синтеза.




Система работы по формированию и развитию навыков фонематического анализа и синтеза.

Цель: Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза с помощью дидактических игр и упражнений.

Таблица 2

Этапы коррекционной работы

Период Задачи Кол-во фронт. занятий

Лексическая тема

Игровые сюжеты Система развивающих игр
Сентябрь, I-II недели

Д И А Г Н О С Т И К А

Первый этап

Сентябрь, III неделя Развитие слухового внимания. Восприятие, различение неречевых звуков. Лето. Грибы, ягоды, цветы

«В мире звуков»

«Где будильник? » «Шумящие коробочки» «Быстро-медленно» «Молоточки» «Бывает – не бывает» «Кто позвал? »
Сентябрь, IV неделя Восприятие, различение неречевых звуков. Развитие слухового внимания (музыкальные записи, природные шумы) Детский сад

«Дети-шпионы»

«Тихо-громко» «Шаг-бег-стоп» «Сосчитай удары» «Шумящие коробочки» «Кто сказал комплимент» «Чем играем? »
Октябрь, I неделя Развитие чувства ритма. Развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь. Овощи

«Работа в огороде»

«Угадай, кто? » «Так бывает или нет? » «Шаг-бег-стоп» «Сосчитай удары» «Шумящие коробочки» «Кто сказал комплимент»
Октябрь, II неделя Развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь. Формирование фонематического восприятия. Фрукты

«Кто самый внимательный? »

«Правильно-неправильно» «Друг за другом повторяй» «Бывает – не бывает» «Повтори мелодию» «Пожалуйста» «Далеко или близко? »  
Октябрь, III неделя Формирование фонематического восприятия, различение речевых и неречевых звуков по высоте, силе, тембру Осень

«Не хочу быть невидимкой»

«Другое слово» «Узнай голос» «Три медведя» «Притворись…» «Внимательные ушки» «Похожие слова»
Октябрь, IV неделя Формирование фонематического восприятия, различение речевых звуков по высоте, силе, тембру Лес. Деревья

«Всему название дано…»

«Эхо» «Другое слово» «Похожие слова» «Подбери словечко» «Всё расставим по местам» «Заколдованный язык»
Ноябрь, I неделя Развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов. Перелетные птицы

«Наполни сундучок словами»

«Подбери словечко» «Непохожее слово» «Другое слово» «Эхо» «Мы – поэты» «Всё расставим по местам» «Заколдованный язык»

Второй этап

Ноябрь, II неделя Звук У. Выделение звука У из потока звуков, в слогах, в начале слов. Одежда, обувь

«Путешествие на поезде»

«Далеко – близко» «Мы – поэты» «Поймай звук» «Заколдованный язык» «Какое слово похоже? » «Подбери картинки» «Бывает – не бывает»
Ноябрь, III неделя Звук А. Выделение звука А из потока звуков, слогов, в начале слов. Посуда

«Что везет автомобиль…»

«Первый звук» «Поймай звук» «Заколдованный язык» «Подбери картинки» «Сколько раз? » «В кузове автомобиля»
Ноябрь, IV неделя Звук И. Выделение звука И из потока звуков, выделение в слогах, в начале слов. Семья

«В гостях у Инны и Ивана»

«Подбери картинки» «Сколько раз? » «Первый звук» (с мячом) «Поймай звук» «Заколдованный язык» «Выбери картинки»

Третий этап

Декабрь, I неделя Звуки А, У. Выделение заданных гласных в начале слов. Анализ звуковых сочетаний АУ, УА, УАУ, АУА. Домашние животные зимой

«Уля и Алик в деревне»

«Поймай звук» «Первый звук» (с мячом) «Разложи картинки» «Собери и разбросай» «Живые звуки» «Подскажи словечко»
Декабрь, II неделя Звуки У, И. Анализ звуковых сочетаний УИ, ИУ, УИУ, ИУИ. Выделение заданных гласных в начале слов. Определение первого гласного в словах. Дикие животные зимой

«Как лиса свой хвост искала»

«Разложи картинки» «Поймай звук» «Собери и разбросай» «Живые звуки» «Первый звук»  
Декабрь, III неделя Звуки А, И. Анализ звуковых сочетаний АИ, ИА, АИА, ИАИ. Выделение заданных гласных в начале слов. Определение первого гласного в словах. Зима

«Путешествие в зимний лес»

«Разложи картинки»  «Живые звуки» «Первый звук» «Поймай звук» «Собери и разбросай»
Декабрь, IV неделя Звуки А, У, И, анализ звуковых сочетаний с пройденными гласными звуками. Определение первого звука в словах. Праздник ёлки

«Кто похитил конфеты? »

 «Первый звук» «Поймай звук» «Собери и разбросай» «Живые звуки»
Январь, II неделя Звук М. Выделение звука М в начале слов. Определение первого и последнего звука в словах. Продукты питания

«На молочной реке»

«Найди звук М» «Поймай звук» «Собери и разбросай» «Парочки» «Выдели звук» «Первый и последний»
Январь, III неделя Звук Н. Выделение звука Н в начале слов. Определение первого и последнего звука в словах. Птицы зимой

«Потерялось маленькое слово НА»

«Последний звук» «Выдели звук» «Поймай звук» «Найди звук Н» «Парочки» «Первый звук» «Собери и разбросай»
Январь, IV неделя Звук В. Выделение звука В в начале слов. Определение первого и последнего звука в словах. Мебель

«Волшебное превращение вредного Волка в воспитанного и внимательного»

«Выдели звук» «Поймай звук» «Собери и разбросай» «Парочки» «Первый и последний» «Какой звук потерялся? »
Февраль, I неделя Звук Ф. Выделение звука Ф в начале слов. Наш город

«Ежонок Фомка в городе»

«Первый звук» «Поймай звук» «Собери и разбросай» «Выдели звук» «Какой звук потерялся? » «Подбери картинки»
Февраль, II неделя Звуки М, Ф, В, Н (контрольное занятие). Определение первого согласного в словах. Зимние забавы

«Дракон-звукоедик»

«Какой звук потерялся? » «Спрячь звук» «Поймай звук» «Разложи картинки» «Собери и разбросай» «Выбери домик»
Февраль, III неделя Звук К. Выделение звука К в конце слов. Анализ и синтез обратных слогов ак, ик, ук. Наша Армия

«Новые приключения Колобка»

«Добавь звук К» «Поймай звук» «Живые звуки» «Какой звук потерялся? » «Спрячь звук» «Мы – поэты» «Выбери домик»
Февраль, IV неделя Звук Т. Выделение звука Т в словах. Анализ и синтез слогов ат, ут, ит. Зима (обобщение)

«В гостях у медвежонка Топа»

«Выбери домик» «Поймай звук» «Выдели звук» «Первый и последний» «Собери и разбросай» «Кто больше? »
Март, I неделя Звук П. Анализ и синтез обратных слогов ап, ип, уп. Выделение звука П на фоне слова. Мамин день. Женские профессии

«Почтальон принес письмо…»

«Парочки» «Живые звуки» «Поймай звук» «Кто больше? » «Собери и разбросай» «Разложи картинки»
Март, II неделя Звуки К, Т, П. Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах. Игрушки

«Поможем

Незнайке»

«Есть или нет? » «Какой звук потерялся? » «Разложим игрушки» «Поймай звук» «Собери и разбросай» «Поможем Незнайке»

Третий этап

Март, III неделя Звук Х. Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове. Ранняя весна

«Хомяк-хвастун»

«Поймай звук» «Есть или нет? » «Придумаем сказку» «Собери и разбросай» «Так бывает или нет? » «Лишняя картинка»
Март, IV неделя Звуки К, Х. Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах. Птицы весной

«Нам скворечники нужны! »

«Колобок и Хомяк» «Кто больше? » «Поймай звук» «Есть или нет? » «Собери и разбросай» «Живые звуки»
Апрель, I неделя Звук Лʼ. Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове. Животные весной

«Клад кота Леопольда»

«Что любит Леопольд» «Поймай звук» «Внимательные ушки» «Собери и разбросай» «Парочки» «Когда это бывает»

Четвертый этап

Апрель, II неделя Звук О. Анализ и синтез междометий ах, ох, ух. Определение первого и последнего звука в словах. Профессии

«Чудо – остров»

«Живые звуки» «На острове» «Поймай звук» «Собери и разбросай» «Ах, Ох, Ух» «Первый и последний»
Апрель, III неделя Звуки О, У. Анализ сочетаний пройденных звуков. Выделение гласного звука в середине односложных слов. Транспорт

«На чем поедем в гости? »

«Разложи картинки» «Что посередине? » «Поймай звук» «Живые звуки» «Собери и разбросай» «Путешественники»
Апрель, IV неделя Звуки А, У, И, О. Выделение гласного звука в середине слов. Тело человека

«Будем спортом заниматься»

«Что посередине? » «Поймай звук» «Разложи картинки» «Собери и разбросай» «Ребусы» «Собери словечко»
Май, I неделя Звуки Лʼ, Й. дифференциация звуков в слогах, словах. Весна. Труд людей весной

«Как зайка друзей искал»

«Поможем зайке» «Ребусы» «Составь словечко» «Поймай звук» «Собери и разбросай»
Май, II неделя Звук Ы. Выделение гласного Ы в конце слов Растения луга и сада

«Наш гость Пых»

«Составь словечко» «Поймай звук» «Ребусы» «Собери и разбросай» «Один – много»
Май, III-IV недели

Д И А Г Н О С Т И К А

               

 

Предлагаемые игры и игровые упражнения являлись составной частью фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.  

Также условием успеха логопедической работы явилась взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы. В журнале взаимосвязи логопеда и воспитателей указывались игры и упражнения, рекомендуемые для разучивания или повторения с отдельными детьми либо со всей группой, а также описывались задания для индивидуальной работы воспитателей с детьми. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда проводились воспитателями во второй половине дня. Ежедневно воспитатели занимались с двумя-тремя детьми и проводили занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.

     Кроме того, воспитатели при проведении занятий, на протяжении режимных моментов внимательно следили за речью детей, решали задачи по уточнению, пополнению, активизации словаря, осуществляли контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи воспитанников. Так, например, педагоги поощряли ответы детей полным предложением не только на занятиях по развитию речи, но на занятиях по ФЭМП, познавательному развитию и пр.

Немаловажным аспектом логопедического воздействия на детей стало взаимодействие с семьями воспитанников. Доверительные отношения с родителями позволили достичь единства требований детского сада и семьи к ребенку, повысить авторитет педагогов в глазах ребенка, обеспечить закрепление пройденного на логопедических занятиях материла в домашних условиях. В рамках работы с родителями проводились индивидуальные встречи, беседы, разъясняющие суть логопедической работы с данным ребенком, демонстрировались фрагменты индивидуального занятия с ребенком, объяснялись способы эффективного закрепления родителями полученных в саду навыков.

                                        

С целью выявления динамики по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников было проведено итоговое диагностическое обследование. Количественные данные о результатах формирования фонематических процессов дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в таблице 3 (стр. 21). Анализируя и сравнивая результаты, полученные в ходе исследования, можно отметить, что  выросло количество детей со средним уровнем развития фонематических процессов – их стало 6 человек. Четверо детей показали уровень развития фонематических процессов выше среднего. Детей с низким уровнем развития фонематических процессов и ниже среднего среди данных воспитанников нет (рисунок 2).

Рисунок 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...