Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демонические персонажи. Помощники. Сатана (сатанович). Павлушка романея. Антихрист. Антипка беспятой. Енаха Бес. Огненный змей




ДЕМОНИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ПОМОЩНИКИ

Большая их часть выступает в " черных" присушках. Для этих заговоров иногда характерна " западная" ориентированность (путь субъекта идет не на восток, как обычно, а на запад), мотивы отречения от христианских ценностей и атрибутов, отца и матери и пр.

САТАНА (САТАНОВИЧ)

= СатанаСатанович: б. м., Тих. Лет. 4, 75; Сатана: Обск. -Ирт., Перун., 10, 13; царь-батюшка сатана: Вятск. о., Иван., 43.

( 4 упоминания.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте.

( В одном тексте (Перун., 13) возглавляет 12 чертей. К нему обращаются с просьбой разорвать на 2 половины грудь присушиваемого и на 4 части его сердце и вложить туда " мое белое лицо, черные брови, карие глаза". В другом отпускает 77 ветров, 77 вихрев, 77 бурь, которые напускают тоску, сухоту, плач.

ПАВЛУШКА РОМАНЕЯ

= ПавлушкаРоманея (возможно - 2 отдельных имени): б. м., Сах., 27; в другом списке паушкаРоманея (ср. бабушка ): б. м., Щуров, 161.

( 2 упоминания.

( Ср. домовой дедушка Романушка®.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте.

( Скорее всего, бес.

АНТИХРИСТ

= Антихрист: Арх. о., Песк., 76.

( 1 упоминание.

( Помогает: от раны.

( Идет с синя моря, несет серый камень, у которого нет ни раны, ни крови.

АНТИПКА БЕСПЯТОЙ

= Антипка беспятой, тринадцатый брат (12 безымянных): Амур, Азад., 06.

( 1 упоминание.

( О мифониме антипка как табуистическом названии черта (ср. Антихрист®)см., напр.: Зубов 1984; о причинах подобного табуирования - Левкиевская 1993. О постоянном эпитете черта беспятый у восточных славян: Зеленин 1930, 102.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте.

( На Украине имя Антипко (а также Олэкса, Юрко) как эвфемизм черта употреблялось в Закарпатье, Гриц'ко - на Подолье (см.: Левкиевская 1993, 97). Ср. также белор. беса Гнатка беспятого (Черепан., 81).

ЕНАХА БЕС

= Похотной бес Енаха (посылается с запада Иродом®): Олон. г., Вин. 1, 31-32.

( 1 упоминание.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте.

( Едва ли связан с библейским Енохом. В кн. Иисуса Навина ( 14. 15. ) упоминаются " сыны Енака" - враги, но не бесы.

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ

= Батюшка ОгненныйЗмей: Обск. -Ирт., Перун., 7.

( 1 упоминание.

( Статус номинации спорен: несмотря на авторские прописные буквы, перед нами скорее имя нарицательное с определением, в каковом качестве оно встречается в заговорах от огненного змея, летающего к девице.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь.

( " Жжет-палит траву-мураву, лес дремучий, болота зыбучи. "

((( См. сводку славянских данных о нем в: Афанасьев 1865-1869, т. 2, 539-541.

САВА, КОЛДУН, АСАУЛ БЕСЫ

= Бесы Сава, Колдун, Асаул, бывшие слуги царя Ирода: Арх. г., Ефим. 2, 142.

( 1 упоминание.

( Ср. есаул.

( Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступают в " черном" тексте.

( В Писании неоднократно (2 Цар. 2. 18., 21., 32.; 3. 27.; 23. 24.; 1 Пар. 11. 26; 2 Пар. 31. 13.; Езд. 10. 15. ) упоминается Асаил, но человек, а не бес.

( Эти имена встречаются и в белорусском заговоре.

САЛЧАК БЕС

= Бес Салчак: Сарат. г., Майк., 432 (ср. Сольца®).

( 1 упоминание.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте.

( Кует белое железо в кузнице на о. Буяне®; просьба приковать доброго молодца.

САТАНА МИШКА

= СатанаМишка: Обск. -Ирт., Перун., 11.

( 1 упоминание.

( Из текста ясно, что первая часть номинации - имя нарицательное.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте.

( Сидит в бане. Просьба разрезать у присушиваемого сердце и печень, чтобы бежала кровь, а тот сох и болел.

САТАНИИЛ

= Сатанiил: Кубань, Короленко, 278.

( 1 упоминание.

( Отец лихорадок-трясавиц.

СОЛЬЦА БЕС

= Бес Сольца: Костр. г., Вин. 1, 44-45 (ср. Салчак®).

( 1 упоминание.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте.

СТРАХ-РАХ

= Страх-Pax: Влад. г., Майк., 435-436.

( 1 упоминание.

( В. Н. Топоров полагает, что имя " может выводиться из славянских источников, отражающих старое иранское влияние (Рарог, Рарах, Рарашек и т. п., из трансформации имени иранского демона Веретрагны), из иранского источника (при византийском посредстве), ср. заговорные Страхель, Страфель, Астрафель-птица, Стратим-птица (в таком случае Страх-Рах своего рода удвоение), или, наконец, из названия птицы Рох-Рух, известной в ближневосточной традиции (ср. араб. ркх 'дух')" (Топоров 1993, 93).

( Управляет ветрами.

( Демонический персонаж, сидящий на дубовой колоде среди океана.

( В другом месте В. В. Иванов и В. Н. Топоров сравнивают его с чешским и словацким огненным птицеобразным демоническим существом Р(рогом, Р(рашеком (укр. рарiг) и древнерусским теонимом Сварог ( МНМ, т. 2, 368, 420).

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ЛОТОН УГОДНИК

= Лотон угодник: Волог. г., Срезн. 03, 154.

( 1 упоминание.

( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

( Демонический персонаж, к которому (и к сатане) прирекается отрекшийся от Христа, Матери Божьей, родителей и белого света. В. Мансикка (1909, 6) сближал его с Логином®. Можно также предположить искажение имени Платона® (как символа " еллинской", языческой, т. е. дьявольской мудрости).

ПРОТИВНИКИ

ЗЕСЛЕДЕР, ПОРЕАСТОН, КОРЖАН, АРДУН, КУПАЛОЛАКА

= Зеследер, Пореастон, Коржан, Ардун, Купалолака: дело 1769 г., Тих. Лет. 3, 92-93.

( 1 упоминание.

( Имена производят впечатление слов тюркского происхождения, ср. финаль - дер, напоминающую тюркский аффикс множественного числа, а также древнетюрк. arda - ( arta -) 'портиться', и ardun - 'тмин' (ДС, 55-57). Последнее имя перечня представляет собой, по-видимому, странное смешение Купалы (обычное средневековое осмысление языческого божества как демона) с волколаком или под., кстати, неизвестным русской демонологии, в отличие от украинской. Ср. также имена демонов типа Вельзевул и Астарот в западной традиции.

( Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь.

( Сатана посылает их на помощь субъекту заговора " с огнями горящими и с пламенем палящим и с ключами кипучими".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...