Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 39 международно-правовая регламентация прав человека и механизмы их защиты в мп




Термин «права человека» (droits de I'homme) впервые появляется во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. в формулировках декларации. Здесь шла речь об установлении юридически формального равенства между людьми и закреплению того факта, что «гражданин» имеет по отношению к власти не только обязанности, но и права.

Международная защита прав человека — это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.
Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.
В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области.
Всеобщая Декларация прав человека 1948г. В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международно признанные стандарты прав и свобод. Декларация, например, провозглашала такие права человека, как право покидать свою страну и возвращаться, право выбирать место своего жительства, право на забастовку и др. Поскольку ее основной задачей была разработка именно прав и свобод человека, более общее понятие — понятие статуса человека — для достижения главной цели было искусственно расчленено. Из него была выделена только одна часть — права и свободы, в ущерб другим составляющим этого понятия, и, прежде всего, обязанностям человека.
Пакты о правах человека 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты два универсальных договора в области прав человека, именуемые пактами: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Это уже были обязательные для участвующих стран нормативные акты. Совместно с декларацией они стали называться Международным биллем о правах.
Заключительный Акт СБСЕ 1975г. В данном акте впервые нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод были сформулированы в виде самостоятельного принципа современного международного права.

С этого времени соблюдение государствами общепринятых прав и свобод человека становится не просто договорной формой международного права, но нормой- принципом, т.е. обязанностью, исполнения которой может потребовать каждый. Теперь уже отпала сама необходимость доказывания самого права на существование концепции уважения и соблюдения прав и свобод человека.
Существует также ряд конвенций в области защиты прав человека, имеющих первоочередное значение:
Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него 1948г.;
Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966г.;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1989г.;
Конвенция о правах ребенка 1989г.;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г. и др.
Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня:
универсальный;
региональный.
На универсальном уровне контроль осуществляется ООН (ГА, ЭКОСОС, Верховный комиссар по правам человека, Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.).
Вместе с глобальным процессом развития института прав и свобод человека, необходимо отметить и развитие правовой регламентации обязательств государств в области прав и свобод человека на региональном уровне. К таким соглашениям, имеющим юридически обязательный характер, можно отнести Африканскую Хартию по правам человека и правам народов, Американскую Конвенцию о правах человека, Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и
фундаментальных свобод (Европейская Конвенция прав человека), а также Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека.
Существуют три основные формы контроля за соблюдением прав человека:
рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
рассмотрение индивидуальных петиций.

Вопрос40

 

Иностранцы - лица, которые находятся на территории какого-либо государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства. Единого для всех государств международного договора, определяющего правовой статус иностранцев, не существует. Каждое государство самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условий допуска иностранцев на свою территорию (система виз), их пребывания и деятельности в стране. Вместе с тем на правовой статус иностранцев оказывают влияние международные договоры в области прав и свобод человека.
Правовой статус иностранцев, определяющий объем их прав и обязанностей на территории какого-либо государства, часто обозначается термином "режим иностранцев". Наиболее распространенными режимами иностранцев являются:
национальный режим, предусматривающий уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изъятиями, установленными законом;
режим наибольшего благоприятствования, при котором иностранцам предоставляются такие же права, которые представляются гражданам любого третьего государства. Объем прав и обязанностей иностранцев при таком режиме одинаков для граждан всех иностранных государств, хотя он зачастую меньше, чем при национальном режиме;
специальный режим, устанавливаемый, как правило, в договорном порядке между заинтересованными государствами и касающийся, на-пример, правового статуса военнослужащих одного государства, разме-щенных на территории другого государства на договорной основе.
При первых двух режимах общегражданские права иностранцев мало чем отличаются от прав собственных граждан государства, за исключе-нием некоторых ограничений, касающихся запрещения занимать опре-деленные должности или заниматься отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного органа), заниматься изыскательскими работами и др. Иностранцы обязаны соблюдать законы и правила (и обычаи) государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уго-ловной, гражданской или административной ответственности по законам государства пребывания с извещением об этом консула страны граждан-ства иностранца, которая обеспечивает своему гражданину дипломати-ческую защиту и в любое время может отозвать его обратно.
Правовое положение иностранцев в России определяется Конституцией России, другими федеральными законами. "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации" (ст. 62 Конституции).
Беженец - лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г.).
Применительно к международному праву термин "беженцы" впервые появился после первой мировой войны. Этим термином обозначались лица, добровольно покинувшие места своего жительства, занятые противником или находящиеся под угрозой занятия противником, или высланные из этих мест по распоряжению гражданских или военных властей. Во время второй мировой войны появился термин "перемещенные лица", относившийся ко всем лицам, которые насильственным путем были угнаны (вывезены) на территорию иностранного государства, в том числе противника.
В целях быстрейшей репатриации беженцев и перемещенных лиц при содействии ООН была создана Международная организация по делам беженцев, которая организовала эффективное сотрудничество государств в этой области. Выполняя союзнические обязательства и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, СССР репатриировал всех иностранных граждан, оставшихся в живых на территории СССР после второй мировой войны.
В 1949 г. Международная организация по делам беженцев была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, действующим в рамках Устава Управления, принятого резолюцией 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.
Конвенция 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г. (Россия - участник) обязала государства:
применять положения Конвенции к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признакам расы, религии или страны их происхождения (ст. 3); не высылать и не возвращать беженцев на границу страны, где их жизни и свободе угрожает опасность; по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию (ст. 33-34);
предоставлять беженцам положение, которым пользуются иностранцы (в отношении движимого и недвижимого имущества, работы по найму, на собственном предприятии, занятия свободными профессиями, решения жилищного вопроса, свободы передвижения и др.) и собственные граждане (в вопросах авторских и промышленных прав, обращения в суд, начального образования, распределения дефицитных продуктов, правовой помощи, трудового законодательства и др.).
Положения Конвенции не распространяются на беженцев, если есть серьезные основания полагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, или деяния, противоречащие целям и принципам ООН. Беженцы обязаны подчиняться законам и правилам страны пребывания. Проблем беженцев касаются Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г. и Принципы обращения с беженцами 1966 г., одобренные Афро-Азиатским юридическим консультативным комитетом.
В России действует Закон "О беженцах" от 19 февраля 1993 г., соответствующий основным положениям Конвенции 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г.: беженцы пользуются всеми правами граждан России, на них распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, как и на вынужденных переселенцев. Всеми делами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба России. К сожалению, из- за прозрачности границ со странами СНГ в России к концу 1997 г. находилось около 500 ООО нелегальных иностранцев.
Верховный комиссар ООН по делам беженцев избирается Генеральной Ассамблеей ООН по представлению Генерального секретаря ООН сроком на три года, действует под руководством Генеральной Ассамблеи.

Апатриды (лица без гражданства) — это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуетсяотсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родите­лей, государство гражданства которых придерживается принцип почвы, ребенка на территории государства, законодательство которо­го основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцев женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на террито­рии которого они имеют постоянное место жительства. По своему' правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав Л свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конститу­ционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граж­дане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространя­ются те же профессиональные ограничения.

Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Россий­ской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданамиРоссийской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к со­кращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. за­крепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель Конвенции 1954 г. — не устранение самого явления безгражданства, а установление для апат­ридов определенного правового режима. Защищаются их личный ста­тус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.

В Конвенции 1954 г. подчеркивается, что у каждого апатрида суще­ствуют обязательства в отношении страны места нахождения; он дол­жен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. преду­сматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридам; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе быть связана с условием получения нового гражданства; лишениегражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1,2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиознымили политическим основаниям (ст. 9).

Право убежища означает, с одной стороны, право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а с другой, - суверенное право государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому в другом государстве по политическим мотивам.
Международной практике государств известны две формы убежища: территориальное и дипломатическое. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств. Дипломатическое убежище предоставляется в дипломатическом или консульском представительстве иностранного государства. Такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
Право убежища (территориального) было провозглашено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 14) и закреплено в ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".
Декларация 1967 г. обязывает государства:
не применять к лицу, ищущему убежище, такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище, высылку или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Этот принцип может не применяться по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения (например, в случае массового притока людей);
лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Их правовой статус, как правило, приравнивается к статусу апатридов, однако они не могут заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.
Российская Федерация предоставляет политическое убежище ино-странным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще-признанными нормами международного права (п. 1 ст. 63 Конституции). Политическое убежище не предоставляется, если лицо: а) преследуется за пределами Российской Федерации за действия (или бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; б) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации; в) прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) лицо предоставило заведомо ложные сведения; д) имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...