Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос « Динамика групп и лидерство в системе менеджмента»

Ответ:

Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по ее законам, взаимодействуют с другими членами организации. Установление органичного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента.

Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и прежде всего с группой, в рамках которой он будет работать.

Группа - это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти) для достижения общей цели.

Характерные особенности группы:

· члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой;

· взаимодействие носит характер непосредственных устойчивых контактов;

· наличие не формального распределения ролей, признаваемое группой.

Существуют формальные и неформальные группы. Формальные группы - это структурные подразделения организации. Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями. Далее будут рассматриваться лишь формальные.

Наряду с выполнением определенной работы человек в группе:

· учится, перенимая опыт других;

· получает признание, вознаграждение;

· получает уверенность в себе;

· ощущает поддержку, помощь;

· избегает одиночества, состояния ненужности;

· стремиться быть нужным кому то.

Взаимодействие человека и группы проявляется в следующем:

· группа оказывает огромное влияние на поведение человека;

· поведение человека, его действий вносят определенный вклад в жизнь группы.

Отношения в группе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей.

Роль - это относительно постоянная система поведения согласно более или менее четко установленному эталону. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания. Индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий - поощрению.

Обычно выделяют "производственные и межличностные" роли. В свою очередь, эти роди также можно классифицировать по тому или иному признаку.

Производственные роли и межличностные по Вестену В.Р:

1. Координатор – это организаторские способности и становится руководителем коллектива.

2. Генератор идей – это самый способный и талантливый член коллектива.

3. Контролер – обладает глубокими знаниями, опытом, эрудицией, может оценить любую идею, может подтолкнуть другого к работе.

4. Шлифовальщик – обладает широким взглядом на проблему и при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

5. Энтузиаст – увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

6. Испытатель выгод – это посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное внутреннее единство действиям членов коллектива.

7. Исполнитель – добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается в постоянном руководстве.

8. Помощник – это человек, который лично ни к чему не стремится, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

На функционирование группы оказывают влияние следующие факторы:

- размер группы;

- статус членов группы;

- система вознаграждения;

- нормы поведения;

- личностные характеристики членов группы;

- сплоченность.

 

 

 

 


Размер группы – предпочтительная численность группы должна составлять 5 – 10 человек. Меньшие по численности группы принимают более точные решения и испытывают наибольшую удовлетворенность работой. С увеличением размера группы усложняется общение, контроль, труднее достигается согласие, эффективность работы снижается.

Статус членов группы – члены группы, чей статус выше, оказывают большее влияние на решение группы. Поэтому для повышения эффективности деятельности группы, необходимо, чтобы решения принимались сознательно.

Система вознаграждения – оказывает существенное влияние на поведение членов группы в целом. Более эффективно работают группы, в которых при низкой взаимозависимости между членами группы допускается высокая дифференциация в оплате труда, и наоборот.

Нормы поведения – оказывают сильное влияние на человека и определяют эффективность деятельности группы:

- честность;

- добросовестное отношение к группе;

- повышение квалификации.

Личностные характеристики группы:

- способность;

- жизненный опыт;

- оказывают большое влияние на функционирование группы.

Сплоченность группы – мера тяготения друг к другу, сплоченность группы повышает производительность труда, там в группах меньше напряженности, непонимание друг друга, враждебности и недоверия. Повышению сплоченности способствуют проведение собраний, обсуждение итогов работы, выделения вклада каждого члена группы в достижение общих целей.

Формальное лидерство – это влияние через способности, умение или другие ресурсы, необходимые людям.

Лидер – это руководитель, который идет впереди, воодушевляет работников.

Лидеры сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения последователей к делу. Менеджеры работают над достижением кем-то установленных целей.

Выделяют три группы качеств присущих руководителю-лидеру:

- профессиональные;

- личные;

- деловые.

Профессиональные качества:

- компетентность в соответствующей профессии;

- общая эрудиция, глубокое знание своей и смежной деятельности;

- стремление к приобретению новых знаний;

- поиск новых форм и методов работы;

- умение планировать свою работу.

Личные качества:

- высокие моральные стандарты;

- интеллектуальные способности;

- физическое и психологическое здоровье;

- впечатляющая внешность;

- высокий уровень внутренней культуры;

- отзывчивость, благожелательность по отношению к людям;

- уверенность в себе;

- активность, энергичность;

- способность управлять собой.

Деловые качества:

- господство над другими;

- умение создать организацию и обеспечить ее деятельность;

- оперативность в решении проблем, умение выбрать главное и сконцентрироваться на нем;

- расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

- оперативность в решении проблем;

- стремление к преобразованиям.

Недостатки теории лидерских качеств:

1. Перечень лидерских качеств бесконечен;

2. Лидерские качества не универсальны для всех случаев жизни;

3. Не удалось установить лидерские качества и лидерством.

(Гитлер, Наполеон, Сталин не обладали всем набором качеств и стали руководителями великих держав).

Теории лидерского поведения:

- три стиля руководства (К. Левин);

- лидерство, ориентированное на работу или на работников (Ликерт, Р. Блейк, Д. Моутон)

I Три стиля руководства

Стиль руководства

Авторитарный Демократичный

 
 


Пассивный

В наше время поставленная задача быстрее достигается при авторитарном руководстве.

II Теория «Лидерство, ориентированное на работу или работников»;

- концентрация внимания лидера на работе (производстве);

- концентрация внимания на работниках.

Руководитель, сосредоточенный на работе заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.

Руководитель, сосредоточенный на человеке уделяет совершенствованию человеческих отношений, привлекает подчиненных к принятию решения, помогает решать личные проблемы, поощряет профессиональный рост.

Управленческая сетка Блейка и Моутона представляет матрицу, образованную пересечениями двух переменных лидерского поведения:

1) На горизонтальной оси – интерес к производству;

2) На вертикальной оси – интерес к работникам.

Горизонтальная ось ранжирует от 1 до 9 баллов. Вертикальная ось ранжирует по шкале 1 – 9.

На сетке выделено пять основных стилей лидерства:

1.1 – плохое (убогое) управление (мало внимания к людям и к производству, избегание ответственности и личного участия);

1.9 – людей не принуждают работать, их ошибки принимают сквозь пальцы;

5.5 – управление посередине (умеренное принятие кнута и пряника);

9.1 – управление на основе задачи (на производстве на основе использования власти и подчинения);

9.9 – управление командой (большое внимание, как к производству, так и к людям).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...