Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сроки удовлетворения требований потребителя в системе сроков потребительских правоотношений




Реализация субъективного права предполагает наличие определенного нормативно-правовыми актами алгоритма действий, направленного на достижение желаемого правового результата в рамках сложившихся между сторонами регулятивных потребительских правоотношений. Однако, если в рамках этих отношений между сторонами возникает какой-либо конфликт эти отношения приобретают характер спорных, но все еще регулятивных отношений. В случае не исчерпания конфликта путем переговоров, одна из сторон, вынужденная прибегнуть к принудительной реализации субъективного права, и становится инициатором возникновения процессуальных отношений. Во всех трех возможных последовательно развиваемых формах реализации субъективного права в потребительских отношениях: (1) материальных регулятивных правоотношениях; (2) спорных материальных регулятивных правоотношениях; (3) процессуальных правоотношениях, – первостепенное значение имеют сроки. Именно сроки в совокупности с волеизъявлением потребителя определяют трансформацию существующих потребительских правоотношений[211].

С момента обращения с требованием к продавцу до момента удовлетворения его требования, если замена не была проведена моментально, между сторонами сохраняются регулятивные, но спорные правоотношения, так как требование потребителя не удовлетворено, но и отсутствует обращение потребителя к уполномоченному органу с требованием принудительной защиты нарушенного права. В случае удовлетворения требований покупателя существующие между сторонами отношения остаются материальными регулятивными и утрачивают характер спорных. Однако, если продавец откажет в удовлетворении требований потребителя, существующие отношения остаются по своей природе спорными материальными правоотношениями, так как в отношении участвуют две стороны обязательственных правоотношений и отсутствует какой-либо юрисдикционный орган, уполномоченный на разрешение подведомственного ему дела.

Впоследствии, при предъявлении потребителем искового заявления и возбуждении гражданского дела в суде, спорные материальные правоотношения приобретают характер процессуальных правоотношений до вступления в законную силу судебного решения. Это означает, что потребительские правоотношени, становятся предметом судебного разбирательства, и их дальнейшее развитие определяется не на основе взаимного волеизъявления сторон, а в силу императивного указания юрисдикционного органа.

Указанный механизм развития потребительских правоотношений носит предположительный характер, так как добровольное удовлетворение требований потребителя продавцом исключает принудительное восстановление его прав в рамках процессуальных правоотношений. Однако наличие возможности принудительной защиты прав потребителя путем применения к недобросовестным продавцам мер гражданско-правовой ответственности выступает важным элементом в механизме защиты прав потребителя.

Возможность принудительной защиты нарушенного права потребителя ограничена временными рамками. Однако не все требования потребителя  к продавцу, заявленные в пределах отведенных законом или соглашением сторон сроков, приводят к незамедлительному восстановлению нарушенных прав потребителя. Для оперативного обеспечения восстановления нарушенных прав потребителя законодатель устанавливает сроки удовлетворения требований потребителя, нарушение которых приводит к применению по отношению к продавцу дополнительных мер гражданско-правовой ответственности.

Наличие временных рамок позволяет выделить своеобразные стадии в защите нарушенных прав потребителя. В частности, потребитель, приобретший товар ненадлежащего качества, не может адресовать свое материально-правовое требование в суд, игнорируя предварительное обращение к продавцу с требованием: (1) безвозмездного устранения недостатков вещи; (2) замены вещью надлежащего качества; (3) принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы. Лишь получив отказ в реализации своего субъективного права, потребитель может получить защиту в судебном органе.

Таким образом, переход регулятивных отношений в категорию спорных регулятивных является важной предпосылкой для трансформации последних в процессуальные в случае необходимости судебной защиты прав потребителя. Спорные регулятивные правоотношения охватываются периодом времени, отведенным законодателем либо соглашением сторон на удовлетворение требований потребителя. Действующее законодательство выделяет различные сроки удовлетворения требований потребителя:

(1) требование потребителя об устранении недостатков товара, определяемое в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней (ст. 20 Закона о защите прав потребителей);

(2) требование потребителя о замене товара при обнаружении недостатка продавец обязан выполнить в течение семи дней со дня предъявления требования, а при необходимости дополнительной проверки качества товара – в течение двадцати дней со дня предъявления требования (ст. 21 Закона о защите прав потребителей);

(3) требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей);

(4) требование потребителя о возврате уплаченной за товар надлежащего качества денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара (ст. 25 Закона о защите прав потребителей);

(5) требование потребителя о полном возмещении убытков в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги) возмещается в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (ст. 28 Закона о защите прав потребителей):

(6) требование потребителя об отказе от товара, приобретенного дистанционным путем, продавец должен исполнить не позднее чем через десять дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей);

(7) требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, могут быть заявлены в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе (ст. 29 Закона о защите прав потребителей);

(8) требование потребителя о безвозмездном устранении недостатков, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен (ст. 29 Закона о защите прав потребителей);

(9) требование потребителя о полном возмещении убытков в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) возмещается в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (ст. 29 Закона о защите прав потребителей);

 (10) требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования (ст. 31 Закона о защите прав потребителей);

(11) требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен (ст. 31 Закона о защите прав потребителей);

(12) требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона о защите прав потребителей).

(13) требование о возврате пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади осуществляется не позднее чем в течение десяти дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования пассажира (ч. 2 ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта);

(14) требование потерпевшего об осуществлении компенсационной выплаты к профессиональному объединению страховщиков рассматривается в течение 20 календарных дней, со дня их получения (ст. 19 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

(15) требование потребителя к качеству туристского продукта подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Анализ этих сроков позволяет сделать вывод о том, что срок выступает средством, дисциплинирующим как продавца (лицо, оказывающее соответствующую услугу), так и потребителя. Во всех приведенных примерах срок выступают средством, дисциплинирующим продавца. Потребитель при этом также связан сроками, в течение которых его требования могут иметь юридическое значение и, как следствие, будут удовлетворены. Наличие срока для удовлетворения требований потребителя придает потребительским отношениям, гражданско-правовым по своей природе, процедурный характер. Наличие волеизъявления потребителя, выраженного в обращении к продавцу с требованием без привязки к определенным законом либо соглашением сторон срокам, само по себе каких-либо правовых последствий для сторон иметь не может, так как отсутствует основание для применения механизма защиты прав потребителей. Ключевым в механизме защиты прав, как мы уже отмечали выше, являются сроки, сигнализирующие о нарушении сроков исполнения требований потребителя с целью последующего применения к продавцам дополнительных мер гражданско-правовой ответственности, напрямую связанных с несоблюдением сроков.

Важная особенность сроков удовлетворения требований потребителя как сроков защиты прав заключается в том, что они могут быть установлены помимо закона и соглашения сторон, в некоторых случаях в одностороннем порядке, самим потребителем. В данном случае речь идет о разумных сроках, установленных самим потребителем. Как отмечал Н.А. Власенко, разумность права в его определенности, а определенность есть проявление разумности[212].

Л. Вострикова, раскрывая сроки удовлетворения требований потребителя, данные сроки отождествляет с претензионными сроками. Так, автор указывает, что, если потребитель предъявил требование о возврате денежной суммы, оно должно быть удовлетворено в срок, определенный законом. В случае нарушения прав потребителя неисполнением требований об устранении недостатков, он приобретает право на принудительное осуществление нарушенного права[213].

В связи с возможным отождествлением претензионного срока и срока удовлетворения требований потребителя следует их разграничить. Так, И. Гараев, унифицируя претензионные сроки, отмечает, что это сроки предельные, и они входят в сроки исковой давности. Предъявление претензий и ожидание ответов на них не приостанавливает течения сроков давности. Анализируя существующее на тот момент законодательство, автор отмечает, что правильной является ситуация, при которой, во-первых, претензионные сроки не выходили бы за сроки исковой давности, во-вторых, применялись бы единые претензионные сроки и сроки исковой давности, независимо от того, какой договор не соблюдается, в-третьих, происходило бы наделение участников правоотношений равными правами и обязанностями при предъявлении претензий и исков[214]. К.Ю. Лебедева претензионные сроки определяет как установленный законом либо договором период времени, в течение которого обладатель нарушенного субъективного права вправе и должен обратиться непосредственно к обязанному лицу с письменным требованием об урегулировании разногласия, не прибегая к помощи юрисдикционных органов.

Существо претензионного срока составляет возможность реализации права требования как элемента субъективного гражданского права непосредственно от обязанного лица в рамках охранительного правоотношения, то есть на добровольных началах, без обращения к средствам принудительного воздействия. Именно сущностью претензионного срока определяются последствия его истечения – абсолютно безвозвратное погашение возможности защиты нарушенного права в принудительном порядке в рамках охранительного правоотношения, выражающееся в появлении препятствия к возникновению права на иск, но не самого субъективного права. Соблюдение претензионного порядка является условием возникновения права на защиту субъективного материального гражданского права в принудительном порядке[215].

Данный подход отчасти отождествляет сроки удовлетворения требований потребителя и претензионные сроки, так как оба этих срока являются предпосылкой возможности принудительной защиты права путем обращения в уполномоченные юрисдикционные органы в случае нарушения претензионных сроков и сроков удовлетворения требований потребителя. Вместе с тем, сроки удовлетворения требований потребителя не являются пресекательными и не влекут за собой «абсолютно безвозвратное погашение возможности защиты нарушенного права в принудительном порядке»[216]. Правовым последствием нарушения сроков удовлетворения требований потребителя является применение к продавцу дополнительных мер гражданско-правовой ответственности, имеющих срочный характер в смысле привязки к каждому дню срока, исчисляемого за сроками удовлетворения требований потребителя[217].

Е. Шешенин также отождествляет претензионные сроки и сроки удовлетворения требований потребителя. Претензионные сроки автор рассматривает в качестве временного периода, в течение которого может быть разрешен конфликт между продавцом и покупателем до обращения в суд. По мнению автора, претензионный порядок удовлетворения требований покупателя в связи с недостатками проданной вещи обеспечивает интересы покупателя и предотвращает возникновение судебных споров. Однако, если в определенный срок претензия покупателя не удовлетворена, а покупатель не согласен с отказом в удовлетворении его претензии, он может обратиться с иском в суд в течение срока исковой давности[218].

На наш взгляд, отождествление претензионного срока и срока на удовлетворение требований потребителя приводит к терминологической путанице. Как мы уже отмечали ранее в нашем исследовании, претензионный порядок не носит обязательного характера и соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора о праве обязательно в случаях, прямо определенных законом либо соглашением сторон. В то время как досудебный порядок урегулирования спора о праве путем обращения к продавцу с требованием произвести замену товара и последующее соблюдение потребителем сроков рассмотрения требований потребителя носит обязательный характер. Это связано с тем, что отказ (прямой или косвенный) в удовлетворении требований потребителя в срок, определенный законом либо соглашением сторон, является обязательной предпосылкой для принудительной защиты прав. Принудительная защита прав, реализуемая через право на судебную защиту, возможна в силу бездействия (действия) продавца в период времени, определенный законом или соглашением сторон для действий продавца по требованию потребителя[219].

Нарушение продавцом сроков удовлетворения требований потребителя, как мы уже отмечали, приводит к применению к продавцу дополнительных мер гражданско-правовой ответственности. В частности, согласно ч.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с продавца взыскивается штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя[220]. Вместе с тем, указанный штраф может быть взыскан только от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Это означает, что требование потребителя: (1) должно быть выражено в денежной форме; (2) обеспечено вступившим в законную силу судебным решением[221]. Это является одним из проявлений охранительного потенциала потребительских отношений, обусловленных юридическими сроками. Суд может по собственной инициативе выйти за пределы заявленных исковых требований и применить санкции за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в соответствии с п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»[222].

Кроме того, за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Указанные законодательные меры направлены на обеспечение обоснованных требований потребителя. Связь со сроками как основание применения мер гражданско-правовой ответственности проявляется и в возможностях замены технически сложного товара в случае нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара.

М.А. Гурвич, исследуя вопрос о юридической природе срока, установленного для заявлений претензий к транспортным предприятиям, приходит к выводу, что установленный транспортными кодексами срок для предъявления претензии является пресекательным материально-правовым сроком, ограничивающим во времени возможность осуществления претензионного порядка как одного из условий возникновения права на иск к железным дорогам.

Сказанное относится в полной мере к претензионным срокам в области других, аналогично регулируемых правоотношений[223].

На аналогичных позициях находится Т. Петрухина, определяющая претензионные сроки в качестве сроков, в течение которых лицо, чье право нарушено, должно обратиться с соответствующей претензией в случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами, предусматривающими обязательный досудебный порядок урегулирования споров[224].

Я.И. Рапопорт претензионный срок определяет в качестве составной части срока исковой давности, составляющего в совокупности общий давностный срок. Осуществление претензионного порядка составляет дополнительное, по сравнению с обычным порядком, условие реализации принадлежащего уполномоченному лицу права на иск в материальном смысле[225].

На наш взгляд, претензионный порядок не составляет дополнительное, по сравнению с обычным порядком, условие реализации принадлежащего уполномоченному лицу права на иск в материальном смысле. Это связано с тем, что претензионный порядок в случаях, определенных законом либо соглашением сторон как обязательный, не может являться дополнительным; он будет обязательным, так как от его соблюдения зависит реализация потребителем права на иск, только не в материальном смысле, как это отмечает Я.И. Рапопорт, а в процессуально-правовом смысле. Это связано с тем, что, согласно п.1 ч.1 ст. 135 ГПК РФ, несоблюдение истцом установленного федеральным законом для данной категории споров или предусмотренного договором сторон досудебного порядка урегулирования спора либо отсутствие документов, подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором, влечет возвращение поданного искового заявления. В этой связи истец-потребитель не может реализовать свое право на судебную защиту, а именно право на иск в процессуально-правовом значении.

Аналогичного подхода придерживается М. Нихматулаев, определяющий пресекательный срок в качестве правообразующего, правоохраняющего или правопрекращающего юридического факта, а претензионный – как процессуально-правовую предпосылку предъявления иска. Истечение претензионного срока не погашает субъективное гражданское право. Претензионные сроки не подлежат приостановлению, перерыву или восстановлению. Однако это не устраняет существенного различия между пресекательными и претензионными сроками. По мнению автора, в отличие от пресекательных сроков, претензионные сроки призваны обеспечивать быстрейшее восстановление уже нарушенных прав и урегулирование разногласий по хозяйственным договорам[226].

Если рассматривать сроки удовлетворения требований потребителя, то они во всех случаях будут носить необходимый характер, так как обращение к продавцу с требованием совершения действий, предусмотренных законом или соглашением сторон, является предпосылкой для удовлетворения обоснованных требований потребителя уполномоченным органом. В этом смысле не претензионные сроки, а сроки удовлетворения требований потребителя будут условием реализации принадлежащего уполномоченному лицу права на иск в материальном смысле, в то время как соблюдение претензионных сроков является условием реализации принадлежащего уполномоченному лицу права на иск в процессуальном смысле.

По мнению В.П. Грибанова, претензионные сроки с известным основанием можно назвать сроками добровольного осуществления нарушенного права, в отличие от сроков исковой давности, которые являются сроками его принудительного осуществления и защиты. Это своеобразные сроки осуществления субъективного права. Дело в том, что при нормальном развитии правоотношения, когда стороны точно соблюдают свои права и обязанности, у управомоченного субъекта, как правило, не возникает какой-либо потребности в заявлении претензий другой стороне. Использование этой возможности становится для управомоченного лица необходимостью лишь в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности должником, когда принадлежащее управомоченному лицу субъективное гражданское право оказывается нарушенным. Поэтому претензионные сроки имеют практическое значение и устанавливаются законом лишь для случаев, когда права одной из сторон правоотношения нарушены[227].

Проанализировав имеющиеся подходы в определении претензионных сроков, можно заключить, что по своей природе сроки удовлетворения требований потребителя отличны от претензионных сроков. Сроки удовлетворения требований потребителя устанавливают временные рамки, в течение которых продавец (изготовитель) должен выполнить требование потребителя. Бездействие продавца, выразившееся в отсутствии достижения желаемого результата для потребителя, влечет применение к продавцу гражданско-правовых санкций. Вместе с тем, нельзя не отметить сходство претензионного срока и срока для удовлетворения требований потребителя с точки зрения развития охранительного потенциала потребительских правоотношений.

В частности, если покупатель обратится в суд с требованием о защите нарушенного права, минуя этап добровольного исполнения продавцом обязанности по устранению требований потребителя, он будет лишен права на судебную защиту. Для реализации принудительной защиты нарушенного права потребитель, руководствуясь положением ст. 22 Закона РФ о защите прав потребителей, должен заявить требование, например, о соразмерном уменьшении покупной цены товара. Если в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования продавец откажет либо проигнорирует или акцептует, но с опозданием, у потребителя появляется возможность: (1) обратиться в суд с требованием о защите нарушенного права; (2) применить к продавцу меры гражданско-правовой ответственности.

При этом применение указанных мер ответственности за нарушение сроков добровольного удовлетворения требований потребителя происходит вне зависимости от волеизъявления заинтересованного потребителя[228].

Таким образом, сроки удовлетворения требований потребителя выступают важным элементом в механизме защиты прав потребителя. Для обеспечения оперативного восстановления нарушенных прав потребителя законодатель устанавливает сроки удовлетворения требований потребителя, нарушение которых приводит к применению по отношению к продавцу дополнительных мер гражданско-правовой ответственности: (1) неустойка в привязке к каждому дню срока, исчисляемого за сроками удовлетворения требований потребителя; (2) денежный штраф в размере пятидесяти процентов от суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Связь со сроками как основание применения мер гражданско-правовой ответственности проявляется и в отношении замены технически сложного товара в случае нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара.

Важная особенность сроков удовлетворения требований потребителя заключается в том, что они могут быть установлены помимо закона и соглашения сторон, в некоторых случаях в одностороннем порядке самим потребителем. Вместе с тем, сроки удовлетворения требований потребителя не являются пресекательными. Обращение потребителя к продавцу с требованием и последующее соблюдение сроков рассмотрения требований продавцом носит обязательный характер. Это связано с тем, что отказ (прямой или косвенный) в удовлетворении требований потребителя в срок, определенный законом либо соглашением сторон, является обязательной предпосылкой для принудительной защиты прав. Принудительная защита прав, реализуемая через право на судебную защиту, возможна в силу бездействия (действия) продавца в период времени, определенный законом или соглашением сторон для действий продавца по требованию потребителя.

Если рассматривать сроки удовлетворения требований потребителя, то они во всех случаях будут носить необходимый характер, так как обращение к продавцу с требованием совершения действий, предусмотренных законом или соглашением сторон, является предпосылкой для удовлетворения обоснованных требований потребителя уполномоченным органом. В этом смысле не претензионные сроки, а сроки удовлетворения требований потребителя будут условием реализации принадлежащего уполномоченному лицу права на иск в материальном смысле, в то время как соблюдение претензионных сроков является условием реализации принадлежащего уполномоченному лицу права на иск в процессуальном смысле.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...