Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борис Дмитриевич Карвасарский. Психотерапия. Содержание. Глава 1. Общая психотерапия. Глава 2. Основные направления и методы психотерапии




Борис Дмитриевич Карвасарский

 

Психотерапия

 

Учебник для студентов медицинских ВУЗов

 

(2-е изд., 2002 г. )

 

 

В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности, основные направления и методы психотерапии, ее возрастной и транскультурный аспекты, особенности применения в различных областях медицины, организация психотерапевтической помощи. Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей общей практики.

 

 

Содержание

 

Список авторов

Предисловие ко второму, переработанному изданию

Предисловие к первому изданию

Глава 1. Общая психотерапия

Определение психотерапии и содержание основных понятий

Краткий исторический очерк

Интердисциплинарный характер психотерапии и ее основы

Научные основы психотерапии

Клинические основы психотерапии

Физиологические основы психотерапии

Психологические основы психотерапии

Механизмы лечебного действия психотерапии

Взаимоотношения врача и больного в психотерапии

Оценка эффективности психотерапии

Альтернативная психотерапия

Глава 2. Основные направления и методы психотерапии

Основные направления в психотерапии

Динамическое направление в психотерапии

Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии

Основные формы психотерапии

Индивидуальная психотерапия

Семейная психотерапия

Групповая психотерапия

Психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество

Другие направления в психотерапии

Суггестивная психотерапия

Арттерапия

Телесно-ориентированная психотерапия

Трансактный анализ

Кризисная психотерапия

Терминальная психотерапия

Краткосрочная психотерапия

Интегративные тенденции в психотерапии

Глава 3. Специальная психотерапия

Психотерапия в различных областях медицины

Психотерапия в психиатрии

Психотерапия в наркологии

Психотерапия в неврологии

Психотерапия в соматической медицине

Психотерапия в хирургии

Возрастные аспекты психотерапии

Психотерапия у детей и подростков

Психотерапия в геронтологии

Психотерапия и фармакотерапия

Психотерапия, психопрофилактика и реабилитация

Транскультурный подход в психотерапии

Глава 4. Организация психотерапевтической помощи

Особенности и различные формы организации психотерапевтической помощи

Роль врача-психотерапевта в системе оказания медицинской помощи

Обучение в области психотерапии

Шифры заболеваний по международной классификации болезней (10-й пересмотр), упоминаемых в учебнике

Ответы на контрольные вопросы (тестовый контроль)

Именной указатель

Список рекомендуемой литературы

 

 

Владимиру Николаевичу Мясищеву

посвящаем

Авторы

 

 

Список авторов

 

Абабков Валентин Анатольевич

Исурина Галина Львовна

Казаковцев Борис Алексеевич

Карвасарский Борис Дмитриевич

Кулаков Сергей Александрович

Назыров Равиль Каисович

Подсадный Сергей Александрович

Полторак Станислав Валерьевич

Ташлыков Виктор Анатольевич

Чехлатый Евгений Иванович

 

 

«В настоящее время отмечается возрастающая интеграция психотерапии, возникшей на границах медицины, физиологии, психологии, педагогики, философии и других наук, в здравоохранение. Вопросы интеграции рассматриваются в учебнике на основании представлений о ее уровнях: интеграции психотерапии в медицину для решения лечебных задач в различных областях, в психогигиеническую, психопрофилактическую, реабилитационную практику с учетом организационных моделей психотерапевтической службы, а также интеграции психотерапии в общество. Последнее приобретает особое значение в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в России, угрожающего роста нервно-психических, и прежде всего психогенных (пограничных) расстройств, нарастания в обществе страха, тревоги, растерянности, агрессивности. Задача учебника - сформировать у студентов медицинских вузов и врачей общей практики более адекватные представления о роли современной психотерапии в лечении, реабилитации и сохранении здоровья нации, в возвращении нашим пациентам мотивов жизни и надежды. »

 

Главный психотерапевт МЗ РФ,

профессор Б. Д. Карвасарский

 

 

Предисловие ко второму, переработанному изданию

 

Сегодня, когда читателям предлагается второе издание учебника, коллектив авторов имеет все основания считать, что трудная задача подготовки первого учебника по психотерапии для студентов медицинских вузов, в целом, была решена. В сравнительно небольшой по объему книге, при наличии многообразных и противоречивых концепций, с неодинаковым уровнем научно-методологической разработанности, а порой просто мистико-сотериологического характера, нужно было не потерять за сотнями психотерапевтических методов то общее, что составляет предмет психотерапии как общемедицинской специальности.

Авторы отнюдь не ставили своей задачей добиться практического освоения студентами психотерапии; это невозможно, когда речь идет о быстро развивающейся на наших глазах области медицинской науки и психотерапевтической помощи, требующей для приобретения практического опыта ряда дополнительных условий, специфичных именно для этой специальности (личный тренинг, супервизия и др. ).

В целом положительные оценки читателей и рецензентов содержали и некоторые замечания и рекомендации, которые авторы учли в новом издании книги. Это относится как к общим вопросам (научные основы психотерапии; современные аспекты медицинской и тесно связанной с ней психотерапевтической этики; уточнение ряда неоднозначно освещаемых в литературе понятий психотерапии и смежных дисциплин), так и к психотерапевтическим методам (новая более современная редакция эриксоновского гипноза; телесно-ориентированная психотерапия; интерперсональная психотерапия Клермана и Вейссман — получившие весьма положительные оценки специалистов). Частично переработаны и другие статьи в связи с возрастающим значением для психотерапевтической практики ряда проблем (индивидуальная, групповая и семейная психотерапия аддиктивных расстройств в детско-подростковом возрасте; некоторые новые подходы психотерапии в системе лечения и реабилитации психически больных с учетом клинического патоморфоза в психиатрии и перераспределением контингентов психиатрического обслуживания и др. ).

Авторский коллектив надеется, что с каждым новым изданием учебника мы будем приближаться к решению чрезвычайно трудной задачи, сформулированной в первой книге, пытаться создать у студентов медицинских вузов - врачей XXI в. - более адекватные представления о роли современной психотерапии в лечении, реабилитации, профилактике и сохранении здоровья нации, в возвращении нашим пациентам мотивов жизни и надежды, в чем они так нуждаются в столь непростое для страны время.

Все пожелания и критические замечания будут учтены при последующих изданиях книги.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...