Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовый менеджмент в шоу-бизнесе

 

Процесс демократизации российского общества и смена экономической модели вызвали коренные изменения в социально-культурной жизни страны, в том числе и в шоу-бизнесе, развитие которого в последнее десятилетие осуществляется значительными темпами.

Вместе с тем шоу-бизнес не может функционировать без финансовой поддержки со стороны как коммерческих, так и некоммерческих структур. Шоу-бизнес - это всегда риск: финансовый, психологический, социальный, так как в нем соединены различные виды и жанры искусства, а его продукция рассчитана на массовое потребление. Деятельность в шоу-бизнесе направлена на производство товаров и услуг, удовлетворяющих массовый спрос на развлечения, с целью получения прибыли.

Воплощение таких сценических форм, как фестивали, конкурсы, гала-концерты, международные форумы, реально только при наличии меценатов или спонсоров. Затраты на организацию концертов «звезд» и шоу-программ окупаемы при условии увеличения количества концертов или повышения стоимости билетов. Продажа аудио- и видеопродукции, видеоигр зависит от покупательной способности населения, грамотно организованной рекламной кампании.

Сфера организационно-экономического сотрудничества шоу-бизнеса достаточно богата формами:

1) средства меценатов;

2) средства инвесторов и спонсоров;

3) собственные средства фирмы или компании;

4) бюджетные средства.

Спонсорство - это полевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон.

Патронаж - покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе.

Благотворительность, являясь проявлением филантропии, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку.

Меценатство - это благотворительность в сфере искусства. Меценаты - преимущественно частные лица, которые жертвуют часть своего личного состояния на искусство.

История благотворительности насчитывает ни одну сотню лет. Не случайно XIX век в России был назван «золотым веком» благотворительности. К сожалению, современное благотворительное движение пока не обладает тем личностным потенциалом, который был характерен отечественному меценатству. Сегодня стоит задача возродить эту традицию, когда состоятельные граждане безвозмездно жертвуют средства на культуру и искусство.

Вложение фирмами и компаниями собственных средств предполагает в дальнейшем окупаемость расходов и получение прибыли.

Бюджетные средства, как федеральные, так и местные, выделяются под крупные мероприятия, связанные с организацией государственных праздников (День Победы. Новый год. День Независимости), локальных праздников (День города), а также в целях частичного финансирования событий, составляющих национальную гордость (например. Московский международный кинофестиваль, фестиваль классической музыки и др.). Выделение средств на подобные мероприятия происходит согласно распоряжению мэра или администрации Президента РФ, решению Министерства культуры Российской Федерации. Подобные акции носят массовый характер и не предполагают извлечение прибыли. По завершении мероприятия организатор представляет отчет вышеперечисленным структурам об использовании бюджетных средств согласно фактической смете расходов с приложением документов финансовой отчетности (копии договоров, счетов, платежных поручений и т.п.)

Инвесторы (банки, частный капитал), выделяя средства, рассчитывают на возмещение затрат и получение прибыли. В российском шоу-бизнесе особенно ярко проявляется синтез основных типов инвестиционных вложении: физических, денежных и нематериальных активов. И все же основную роль в этом бизнесе играют профессиональное чутье человека и его творческий потенциал.

При вложении средств в тот или иной проект в первую очередь дастся его финансово-экономическая оценка, так как проект должен возместить вложенные средства за счет доходов от реализации товаров и услуг, причем уровень прибыли и сроки окупаемости вложений определяет инвестор. Достижение именно таких конечных результатов инвестиционных операций и является ключевой задачей оценки финансово-экономических параметров любого проекта в шоу-бизнесе. Однако провести оценку проекта бывает сложно по ряду причин. Так сроки инвестиций могут быть или разовыми, или рассчитаны на несколько лет, а это приводит к неопределенности при оценке всех аспектов инвестиций. Поэтому в шоу-бизнесе применяется метод инвестиционных расчетов, или дисконтирование.

Наиболее распространенным источником финансирования шоу-бизнеса являются средства спонсоров, которым взамен предоставляется пакет рекламных услуг.

Перечень услуг и их стоимость по каждому пункту, как правило, прилагаются к творческой концепции и выносятся на рассмотрение финансовой структуры, готовой предоставить необходимые средства. К подобным рекламным услугам относятся:

• указание спонсора в титрах ТВ-программы, посвященной данному проекту (по согласованию с телекомпанией);

• показ рекламного ролика спонсора внутри программы (по согласованию с телекомпанией);

• указание спонсора (торговой марки, логотипа) в афишах, растяжках, флайерсах, мини-постерах и других видах печатной продукции;

• рекламные щиты в месте проведения мероприятия;

• объявление ведущего со сцены об участии той или иной фирмы в организации и проведении мероприятия

• участите спонсора в пресс-конференциях, посвященных данному мероприятию;

• интервью со спонсором в газетных публикациях и телеэфире - посвященных проводимому событию;

• упоминание о событии в газетных и журнальных публикациях;

• предоставление пригласительных билетов на места VIP;

Все вышеперечисленные услуги должны быть эквивалентны финансовым вложениям спонсора.

В свою очередь пакет рекламных услуг подразделяется на:

• титульного спонсора:

• генерального спонсора;

• официального спонсора;

• спонсора.

Финансовую структуру может интересовать определенный вид услуг, например указание в афишах и флайерсах, что является прямой рекламой спонсора.

Спонсорами проекта могут выступать не только крупные финансовые и промышленные компании, но и те организации, которые стремятся заявить о себе на рынке в новом качестве, создать иллюзию причастности к шоу-бизнесу или в целях поддержания имиджа фирмы.

Реклама спонсора в проекте может быть как целенаправленной (на конкретную аудиторию), а значит, участие в нем - это расширение потенциальных клиентов, так и имиджевой (участие в проекте приносит фирме другого рода дивиденды).

Спонсорами проекта могут быть радио- и телекомпании, газеты, журналы, ведущие рекламную компанию данного проекта и предоставившие бесплатный эфир, газетные и журнальные полосы. В данном случае они являются информационными спонсорами, которым также оказывается ряд рекламных услуг. Этот вид спонсорства не предусматривает прямых финансовых вложений, зато позволяет экономить средства, выделенные на рекламу. Заинтересованность спонсора во многом зависит от масштабности освещения проекта в СМИ.

Поиск финансирования сложен, но без участия финансового капитала не может состояться воплощение идеи. В России отсутствует система льготного финансирования, которая позволила бы часть доходов фирмы вкладывать в развитие культуры, поэтом) возможность осуществления идеи зависит от инициативных способностей предпринимателя (продюсера, менеджера, промоутера и т.д.).

Процесс поиска средств достаточно индивидуален. Крупный бизнес начинает всерьез вкладывать деньги в социальную сферу, когда осознает эффективность денного проекта, ибо за этим стоит гражданское согласие, развитие культуры производства и культуры потребления, т.е. более активное движение капитала, что всегда экономически эффективно. Сегодня важно понять, что культуре денег не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес не может эффективно развиваться без взаимного сотрудничества и партнерства.

Прежде чем финансист (банкир, чacтный инвестор) решит вложить средства в тот или иной проект, продюсер (менеджер, промоутер) должен доказать ею прибыльность, так как инвестору зачастую интересна не идея, а сухая прагматика цифр и коммерческая выгода.

Рассмотрение проекта финансистом начинается с экспертной оценки:

во-первых, насколько реалистичен бизнес-план, представленный менеджером или продюсером:

во-вторых, анализ предыдущих проектов менеджера или продюсера и их коммерческая значимость (в форме устной беседы или письменных рекомендаций), репутация продюсера или менеджера;

в-третьих, финансовое состояние клиента; в-четвертых, наличие капитала и возможности погашения кредита;

в-пятых, текущее состояние данной области шоу-бизнеса, под которую берется кредит или вкладываются инвестиции.

Подобная информация необходима, так как кредит может быть предоставлен как на непродолжительный срок (на время концертного турне, шоу), так и на длительный период (постановка мюзикла, разработка новой частоты и открытие радиостанции, съемка фильма, закупка в кредит светового, звукового оборудования и т.д.).

На решение о долгосрочном кредитовании влияют такие факторы, как возможное изменение структуры рынка, обострение конкуренции, изменение валютного курса, политическая ситуация и законодательная база. В подобных случаях принимаются во внимание варианты залога как обеспечение кредита. При решении вопроса о залоге рассматривается предлагаемое оборудование с учетом его рыночной cтоимости и износа. Далее на примерах рассмотрим формирование радиостанции, полнометражного фильма, телевизионной передачи, постановки шоу.

Открытие новой радиостанции предусматривает ряд финансовых затрат, которые включают

• приобретение или разработку новой частоты;

• получение лицензии (технической, творческой)

• утверждение названия и логотипа радиостанции;

• аренду или ремонт офисных площадей, мебели, оргтехники;

• инсталляцию радийного оборудования;

• аренду передатчика (ежемесячную);

• рекламную кампанию новой радиостанции.

К непосредственной деятельности радиостанции относится:

1) комплектация штата сотрудников радиостанции:

• генеральный директор;

• исполнительный директор;

• программный директор:

• офис-менеджер (кадры);

• рекламный отдел (директор, 3 менеджера);

• секретарь;

• техники по радиооборудованию:

• информационный отдел, занимающийся обработкой информации для новостей (4 чел.);

• ди-джеи и ведущие (12 чел.);

• технический персонал (охрана, водители и уборщица);

2) заключение договоров с Интернетом, ИТАР-ТАСС, Гидрометом;

3) налаживание контактов с редакциями журналов, газет, маркетинговые исследования (тестирование, изучение рынка, составление формата).

Таким образом, финансовые вложения начинаются с момента создания концепции и формата, плавно перетекая в непосредственное осуществление проекта, и заканчиваются расходами на заработную плату.

Объем инвестиций составляет от 15 000 000 до 50 000 000 долл. США в зависимости от ситуации на рынке, конкурсного участия.

На скорейший возврат вложенных средств влияет рейтинг радиостанции: чем больше рекламный бюджет, тем эффективнее процесс погашения затрат и получения прибыли.

 

Производство полнометражного фильма, как правило, предусматривает многомиллионный долларовый бюджет, Сроки производства картины составляют, как правило, oт полутора до трех лет. Первоначальный выход в прокат покрывает лишь часть вложенных средств, возврат остальной их части осуществляется в течение нескольких лет посредством выходa картины на мировой рынок в формате VHS, DVD. продажи телесетям и т.д.

Средняя стоимость производства телевизионной передачи составляет 7 тыс. долл. США и выше в зависимости от сложности технологического процесса. Мировая практика выработала следующую систему погашения затрат на производство телепродукта: первоначально студии продают программ) одной из телесетей по цене несколько ниже ее стоимости (разница может составлять около 300 000 долл. США), а затем постепенно расходы покрываются за счет продажи программы за границу и независимым телекомпаниям. Также с целью получения прибыли производитель выпускает видеокассеты наиболее популярных программ как художественного и юмористического плана, так и концертные программы с участием «звезд». Кроме того, производитель предлагает свою продукцию вновь созданным каналам. Современные производители регистрируют в первую очередь марку (логотип, девиз), под которой и начинают осуществлять различные виды деятельности, как-то: разрабатывать серию продуктов, издавать газеты, книги, производить игрушки под маркой передачи.

Бюджет постановки шоу (концерта, мюзикла, театрализованной программы, музыкального спектакля) предусматривает следующие затраты:

• расходы на выплату гонораров (автору сценария, музыки, текста, режиссеру-постановщику, балетмейстеру, художнику-постановщику и т.д.);

• расходы на заработную плату труппы и аренду репетиционного зала;

• расходы на производство декораций, пошив костюмов, изготовление реквизита:

• расходы на аренду и покупку необходимого технического оборудования;

• расходы на аренду зала;

• промоушн-компанию.

Бюджет составляется в зависимости от формы и долгосрочности проекта. Так, мюзикл с бюджетом в 4-5 млн долл. США представляет собой долгосрочный инвестиционный проект, с продажей в течение нескольких лет товаров, с атрибутикой и символикой мюзикла саундтрека и видеоверсии и т.д. Постановка разового шоу предусматривает менее значительный бюджет и компонуется в зависимости от стратегии рекламной кампании.

Ниже приводится примерная схема бюджета «раскрутки» нового исполнителя и выхода его первого альбома.

Расходы Доходы
1. Изготовление мастер-тейпа; оплата музыкального продюсера; оплата гонораров авторов музыки и текста; оплата аранжировок; оплата сессионных музыкантов; аренда студии звукозаписи; мастеринг; приобретение материалов (звуконосителей) 2. Создание имиджа: разработка дизайна альбома; фотосессия; полиграфия (плакаты, постеры, календари, буклеты); изготовление клипов 3. Рекламная кампания: реклама в СМИ; ТВ-прокат ролика; радиоротация; изготовление и ротация джингла альбома 1. Продажа мастер-тейпа 2. Реализация полиграфической продукции (плакаты, постеры, календари, буклеты) 3.Реализация компакт-кассет 4. Реализация CD 5. Гастрольно-концертная деятельность 6. Использование имиджа исполнителя в рекламе другой продукции 7. Реализация сопутствующих товаров с символикой музыкального коллектива исполнителя

 

Как правило, в бюджет записи альбома входит оплата:

• стоимости услуг продюсера (от 500 до 1000 долл. США за песню);

• стоимости услуг студии, которая зависит от технических возможностей (от 10 до 2500 долл. США в час и выше);

• стоимости аранжировки (от 200 до 400 долл. США за песню);

• выплаты вознаграждения автору текста и музыки в зависимости от ранга (от 100 до 1500 долл. США и выше);

• оплаты работы саунд-продюсера (от 300 до 1000 долл. США за песню).

Минимальное количество треков для выпуска альбома с учетом ремиксов - 10. Из них 2-3 песни должны быть хитами, чтобы альбом успешно разошелся. В бюджете проекта помимо студийных затрат и расходов на выплату гонораров присутствуют такие статьи, как PR-компания, ТВ-реклама, фотосессия, работа педагогов по вокалу, сценическому движению, хореографа, психолога, имиджмейкера и других специалистов.

 

Объем стартового капитала, необходимого исполнителю, составляем около 400 тыс. долл. США. В дальнейшем рост популярности исполнителя зависит от общих усилий менеджера и исполнителя.

Таким образом, шоу-бизнес - это предпринимательская деятельность, которой присущи риск, желание «сорвать большой куш», и вместе с тем он не застрахован от финансового краха.

Несовершенство российской системы налогообложения характеризуется большим количеством всевозможных налогов, нечеткими формулировками инструкций, распоряжений, приказов, что не стимулирует развитие предпринимательской деятельности. Однако бизнесменам приходится считаться и придерживаться их в противном случае это грозит штрафами и полным прекращением предпринимательской деятельности.

И тем не менее успех коммерческой деятельности шоу-бизнеса зависит от качества продукции, ее новизны, доступности, адекватной цены. Продукция должна иметь конкретную аудиторию, а для этого необходимо разрабатывать такие услуги, за которые потребитель готов заплатить отнюдь немалые деньги. Учитывая гот факт, что различные группы населения по-разному реагируют на предложенные услуги, целесообразно учитывать потребности, ориентацию на моду, престижность.

Шоу-бизнес относится к венчурному бизнесу, т.е. бизнесу с очень высоким уровнем риска. Здесь необходим экономический расчет, предприимчивость, компетентность. Развитие шоу-бизнеса в полной мере зависит от социального, финансового, экономического потенциала, правовой защиты.

Таким образом, целью финансового менеджмента является максимизация прибыли за счет роста объемов производства продукции (услуг) и ее реализации на рынке шоу-бизнеса. В шоу-бизнесе, как в любом другом бизнесе, существует вероятность финансовых рисков из-за уменьшения объемов продаж, непоступления оплаты за поставленную продукцию, увеличения процентных ставок по полученным ссудам и т.д.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие существуют источники финансирования?

2. В чем, по вашему мнению, отличие спонсорства от меценатства?

3. Как складываются взаимоотношения между спонсорами и организационными структурами в шоу-бизнесе?

4. Проиллюстрируйте процессы формирования бюджета радиостанции

5. Проиллюстрируйте процессы формирования бюджета полнометражного фильма

6. Проиллюстрируйте процессы формирования бюджета ТВ-программы

7. Проиллюстрируйте процессы формирования бюджета постановки шоу.

8. Из чего складываются доходные и расходные статьи выпуска альбома.

9. Объясните, почему шоу-бизнес относят к венчурному бизнесу, т.е. к бизнесу с очень высоким уровнем риска?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...