Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ленин В. И. О продовольственном налоге.

Ленин В. И. О продовольственном налоге.

Подведем итоги.

Продналог есть переход от военного коммунизма к правильному социалистическому продуктообмену.

Крайнее разорение, обостренноенеурожаем1920года, сделало этот переход неотложно необходимым в силу невозможности быстро восстановить крупную промышленность.

Отсюда: в первую голову улучшить положение крестьян. Средство: продналог, развитие оборота земледелия с промышленностью, развитие мелкой промышленности.

Оборот есть свобода торговли, есть капитализм. Он нам полезен в той мере, в которой поможет бороться с распыленностью мелкого производителя, а до известной степени и с бюрократизмом. Меру установит практика, опыт. Страшного для пролетарской власти тут ничего нет, пока пролетариат твердо держит власть в своих руках, твердо держит в своих руках транспорт и крупную промышленность.

Борьбу со спекуляцией надо превратить в борьбу с хищениями и с уклонениями от государственного надзора, учета, контроля. Таким контролем мы направляем неизбежный в известной мере и необходимый нам капитализм в русло государственного капитализма.

Всестороннее, всемерное, во что бы то ни стало развитие инициативы, почина, самостоятельности мест в деле поощрения оборота земледелия с промышленностью. Изучение практического опыта в этом отношении. Возможно большее его разнообразие.

Помощь мелкой промышленности, обслуживающей крестьянское земледелие и помогающей ему подняться; помощь ей, до известной степени, и раздачей государственного сырья. Преступнее всего – оставлять сырье необработанным.

Не бояться «ученья» коммунистов у буржуазных спецов, в том числе и у торговцев, и у капиталистиков– кооператоров, и у капиталистов. Учиться у них по форме иначе, а по сути дела так же, как учились и научились у военспецов. Результаты «науки» проверять только практическим опытом: сделай лучше, чем сделали рядом буржуазные спецы, сумей добиться и так и этак подъема земледелия, подъема промышленности, развития оборота земледелия с промышленностью. Не скупись платить «за науку»: за науку заплатить дорого не жалко, лишь бы ученье шло толком.

Всячески помогать массе трудящихся, сближаться с ней, выдвигать из нее сотни и тысячи работников беспартийных на хозяйственную работу. А «беспартийных», которые на деле не что иное, как переодетые в модный, кронштадтски-беспартийный наряд меньшевики и эсеры, – держать бережливо в тюрьме или отправлять в Берлин к Мартову для свободного использования всех прелестей чистой демократии, для свободного обмена мыслями с Черновым, Милюковым, с грузинскими меньшевиками.

 

62. Трансформация классовой структуры и хозяйственной системы советского общества.
               
              Население(%)
14,6 12,4 33,5 49,5 56,5 61,8   Рабочие
              Служащие
-             Крестьяне, ремесленники
      0,3 - - - Крестьяне единоличники
    - - - - - Буржуазия, торговцы

 

Хозяйственная система

1) Отношение к собственности. (Сначала – частная, потом государственная)

2) Соц. Структура (Появление люмпенизированности, внеэкономические способы принуждения)

3)Структура экономики (Хорошо развитый ЭС сектор, ВПК. В стране – Государственно Монополистический Феодализм. МИР складывается только в 70-е. гипертрофированный сырьевой сектор)

 

Ленин В. И. О продовольственном налоге.

Подведем итоги.

Продналог есть переход от военного коммунизма к правильному социалистическому продуктообмену.

Крайнее разорение, обостренноенеурожаем1920года, сделало этот переход неотложно необходимым в силу невозможности быстро восстановить крупную промышленность.

Отсюда: в первую голову улучшить положение крестьян. Средство: продналог, развитие оборота земледелия с промышленностью, развитие мелкой промышленности.

Оборот есть свобода торговли, есть капитализм. Он нам полезен в той мере, в которой поможет бороться с распыленностью мелкого производителя, а до известной степени и с бюрократизмом. Меру установит практика, опыт. Страшного для пролетарской власти тут ничего нет, пока пролетариат твердо держит власть в своих руках, твердо держит в своих руках транспорт и крупную промышленность.

Борьбу со спекуляцией надо превратить в борьбу с хищениями и с уклонениями от государственного надзора, учета, контроля. Таким контролем мы направляем неизбежный в известной мере и необходимый нам капитализм в русло государственного капитализма.

Всестороннее, всемерное, во что бы то ни стало развитие инициативы, почина, самостоятельности мест в деле поощрения оборота земледелия с промышленностью. Изучение практического опыта в этом отношении. Возможно большее его разнообразие.

Помощь мелкой промышленности, обслуживающей крестьянское земледелие и помогающей ему подняться; помощь ей, до известной степени, и раздачей государственного сырья. Преступнее всего – оставлять сырье необработанным.

Не бояться «ученья» коммунистов у буржуазных спецов, в том числе и у торговцев, и у капиталистиков– кооператоров, и у капиталистов. Учиться у них по форме иначе, а по сути дела так же, как учились и научились у военспецов. Результаты «науки» проверять только практическим опытом: сделай лучше, чем сделали рядом буржуазные спецы, сумей добиться и так и этак подъема земледелия, подъема промышленности, развития оборота земледелия с промышленностью. Не скупись платить «за науку»: за науку заплатить дорого не жалко, лишь бы ученье шло толком.

Всячески помогать массе трудящихся, сближаться с ней, выдвигать из нее сотни и тысячи работников беспартийных на хозяйственную работу. А «беспартийных», которые на деле не что иное, как переодетые в модный, кронштадтски-беспартийный наряд меньшевики и эсеры, – держать бережливо в тюрьме или отправлять в Берлин к Мартову для свободного использования всех прелестей чистой демократии, для свободного обмена мыслями с Черновым, Милюковым, с грузинскими меньшевиками.

  64. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования. Совет Министров Союза ССР постановляет:1. Министерствам и ведомствам СССР при переводе на новую систему планирования и экономического стимулирования подведомственных предприятий утверждать для них стабильные на ряд лет нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования на основе исходных норм образования этих фондов, согласованных с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР. Перевод на новую систему предприятий непромышленных союзно – республиканских министерств и ведомств союзных республик осуществляется Советами Министров союзных республик в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1967 г. N 774 для предприятий республиканских министерств, и по согласованию с соответствующим союзно – республиканским министерством или ведомством СССР.4. Для улучшения планирования и финансирования мероприятий по техническому прогрессу и повышения заинтересованности предприятий в проведении этих мероприятий:а) Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Госпланом СССР, Академией наук СССР, ЦСУ СССР, министерствами и ведомствами СССР в первом полугодии 1969 г. разработать порядок составления плана технического развития отраслей и определить систему показателей, позволяющую давать правильную оценку эффективности осуществляемых мероприятий как при планировании, так и при подведении итогов хозяйственной деятельности предприятий, а также обеспечивающую полный учет в народнохозяйственных планах эффективности мероприятий по техническому прогрессу;б) министерствам и ведомствам СССР при разработке образцов новой техники определять расчетную себестоимость, удельную капиталоемкость и возможный объем применения новых изделий в народном хозяйстве и уровень цен на эти изделия;г) в дополнение к порядку погашения кредита, предусмотренному абзацем вторым пункта 42 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 729, установить, что погашение кредита на затраты по внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию производства, выдаваемого предприятиям всех отраслей промышленности, переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования, может производиться при недостаточности у предприятий средств фонда развития производства за счет дополнительной прибыли, получаемой от осуществления указанных мероприятий;   64. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования. Совет Министров Союза ССР постановляет:1. Министерствам и ведомствам СССР при переводе на новую систему планирования и экономического стимулирования подведомственных предприятий утверждать для них стабильные на ряд лет нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования на основе исходных норм образования этих фондов, согласованных с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР. Перевод на новую систему предприятий непромышленных союзно – республиканских министерств и ведомств союзных республик осуществляется Советами Министров союзных республик в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1967 г. N 774 для предприятий республиканских министерств, и по согласованию с соответствующим союзно – республиканским министерством или ведомством СССР.4. Для улучшения планирования и финансирования мероприятий по техническому прогрессу и повышения заинтересованности предприятий в проведении этих мероприятий:а) Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Госпланом СССР, Академией наук СССР, ЦСУ СССР, министерствами и ведомствами СССР в первом полугодии 1969 г. разработать порядок составления плана технического развития отраслей и определить систему показателей, позволяющую давать правильную оценку эффективности осуществляемых мероприятий как при планировании, так и при подведении итогов хозяйственной деятельности предприятий, а также обеспечивающую полный учет в народнохозяйственных планах эффективности мероприятий по техническому прогрессу;б) министерствам и ведомствам СССР при разработке образцов новой техники определять расчетную себестоимость, удельную капиталоемкость и возможный объем применения новых изделий в народном хозяйстве и уровень цен на эти изделия;г) в дополнение к порядку погашения кредита, предусмотренному абзацем вторым пункта 42 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 729, установить, что погашение кредита на затраты по внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию производства, выдаваемого предприятиям всех отраслей промышленности, переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования, может производиться при недостаточности у предприятий средств фонда развития производства за счет дополнительной прибыли, получаемой от осуществления указанных мероприятий;
  19. Промышленный переворот и его особенности в Германии и США. ГЕРМАНИЯ 1) Феодальная раздробленность тормозила развитие рыночных институтов и формирование единого рынка. 2) В результате Великих географических открытий утрачена монополия на использование серебра немецких рудников. Страна оказалась отрезанной от важных торговых путей после Тридцатилетней войны(1618-1648 гг.) 3) Позднее зарождение мануфактур. Принудительный труд. Примитивные виды пр-в. Немецкие города сохраняли феодальный х-тер. 4) Темпы ускорились благодаря тому, что юнкерам и буржуа удалось достичь компромисса. Юнкера сохранили поместья и сильные позиции в руководстве военным ведомстом и Военно-Промышленным Комплексом. Так, Германия «задержалась на старте» п.п. Первоначальное накопление капитала. Земельная реформа(освобождение крестьян произошло так: малую часть земли они получали бесплатно, остальную за выкуп, достаточный для накопления юнкерами денежного богатства.) Др. источники накопления были недоступны. Деньги были вложены в с/х, банки, а впоследствии – в акции пром. предприятий. Первоначальное накопление капитала шло путём ограбления собственного крестьянства (прусский путь). Для крестьян путь тяжёлый, но продуктивный. Поместья превратились в крупные капиталистические хоз-ва с наёмным трудом Начало п.п. Постепенно начали проникать технологические новшества. Континентальная блокада, введённая Наполеоном Þ сокращение импорта английских товаров подталкивало к развитию импортозамещения в Германии. Власть поделилась между буржуа и юнкерами, и те и др. строили экономические отношения. Второй этап п.п. Бурное развитие. К 70-ому году Германия обгоняет Фр. по общей мощности паровых двигателей. Самими высокими темпами развиваются базовые отрасли: угольная пром., металлургия, пр-во металлообрабатывающих станков. Собственная минерально-сырьевая база. В базовых капиталоёмких отраслях создавались крупные предприятия. Участие гос-ва в создании пром.пред. и развитие практики госзаказов(прежде всего пр-во вооружений) Активное участие банков в индустриализации. Именно акционерные банки (они сочетали идею мобильного кредита, кредитуя закупки оборудования, строительство зданий фабрик, и пр. Для пущей надёжности сопровождали предприятие в его производственной деятельности. Наблюдательные советы) способствовали мобилизации денежных ресурсов и снижению рисков вложений в капиталоёмкие пр-ва, обеспечившие индустриальный рывок.. Социально-экономический аспект п.п. Характерен низкий средний уровень з/п Þ ограниченная платежеспособность, но рост пр-ва вооружений компенсировал недостаток платежеспособного спроса. Высокая доля занятости в пром.пред. Профсоюзы активно взаимодействовали с властью, решая трудовые споры. Немецкая система образования развивалась и стала одной из лучших в Европе. После объединения страны в 1871 г. завершилось образование единого рынка. Особенности германской модели экономического развития: сложилась буржуазно-юнкерская модель. Средства для индустриализации черпались внутри стран; модель развития в политике опиралась на союз буржуа и юнкерства, в развитии промышленности – на собственную сырьевую базу. В ходе п.п. создавалась структура пр-ва, в которой приоритеты были отданы развитию тяжёлой промышленности и производству вооружений. Для Германии характерно активное участие гос-ва в промышленной политике страны. В ходе п.п. Германия сохранила низкий уровень з/п наёмного персонала.     19. Промышленный переворот и его особенности в Германии и США. ГЕРМАНИЯ 5) Феодальная раздробленность тормозила развитие рыночных институтов и формирование единого рынка. 6) В результате Великих географических открытий утрачена монополия на использование серебра немецких рудников. Страна оказалась отрезанной от важных торговых путей после Тридцатилетней войны(1618-1648 гг.) 7) Позднее зарождение мануфактур. Принудительный труд. Примитивные виды пр-в. Немецкие города сохраняли феодальный х-тер. 8) Темпы ускорились благодаря тому, что юнкерам и буржуа удалось достичь компромисса. Юнкера сохранили поместья и сильные позиции в руководстве военным ведомстом и Военно-Промышленным Комплексом. Так, Германия «задержалась на старте» п.п. Первоначальное накопление капитала. Земельная реформа(освобождение крестьян произошло так: малую часть земли они получали бесплатно, остальную за выкуп, достаточный для накопления юнкерами денежного богатства.) Др. источники накопления были недоступны. Деньги были вложены в с/х, банки, а впоследствии – в акции пром. предприятий. Первоначальное накопление капитала шло путём ограбления собственного крестьянства (прусский путь). Для крестьян путь тяжёлый, но продуктивный. Поместья превратились в крупные капиталистические хоз-ва с наёмным трудом Начало п.п. Постепенно начали проникать технологические новшества. Континентальная блокада, введённая Наполеоном Þ сокращение импорта английских товаров подталкивало к развитию импортозамещения в Германии. Власть поделилась между буржуа и юнкерами, и те и др. строили экономические отношения. Второй этап п.п. Бурное развитие. К 70-ому году Германия обгоняет Фр. по общей мощности паровых двигателей. Самими высокими темпами развиваются базовые отрасли: угольная пром., металлургия, пр-во металлообрабатывающих станков. Собственная минерально-сырьевая база. В базовых капиталоёмких отраслях создавались крупные предприятия. Участие гос-ва в создании пром.пред. и развитие практики госзаказов(прежде всего пр-во вооружений) Активное участие банков в индустриализации. Именно акционерные банки (они сочетали идею мобильного кредита, кредитуя закупки оборудования, строительство зданий фабрик, и пр. Для пущей надёжности сопровождали предприятие в его производственной деятельности. Наблюдательные советы) способствовали мобилизации денежных ресурсов и снижению рисков вложений в капиталоёмкие пр-ва, обеспечившие индустриальный рывок.. Социально-экономический аспект п.п. Характерен низкий средний уровень з/п Þ ограниченная платежеспособность, но рост пр-ва вооружений компенсировал недостаток платежеспособного спроса. Высокая доля занятости в пром.пред. Профсоюзы активно взаимодействовали с властью, решая трудовые споры. Немецкая система образования развивалась и стала одной из лучших в Европе. После объединения страны в 1871 г. завершилось образование единого рынка. Особенности германской модели экономического развития: сложилась буржуазно-юнкерская модель. Средства для индустриализации черпались внутри стран; модель развития в политике опиралась на союз буржуа и юнкерства, в развитии промышленности – на собственную сырьевую базу. В ходе п.п. создавалась структура пр-ва, в которой приоритеты были отданы развитию тяжёлой промышленности и производству вооружений. Для Германии характерно активное участие гос-ва в промышленной политике страны. В ходе п.п. Германия сохранила низкий уровень з/п наёмного персонала.  
59. Сравнительная характеристика хоз. механизма 1930 и 1960-х гг. Добавление двух элементов в структуру хоз. механизма повлияло на все остальные элементы. Так, Госплан более решительно стал проводиться различия между задачами текущих и перспективных планов, к вертикальным потокам управленческой информации добавляются потоки экономической информации между хоз. субьктами, влияющими на их мотивы принятия решений. 59. Сравнительная характеристика хоз. механизма 1930 и 1960-х гг. Добавление двух элементов в структуру хоз. механизма повлияло на все остальные элементы. Так, Госплан более решительно стал проводиться различия между задачами текущих и перспективных планов, к вертикальным потокам управленческой информации добавляются потоки экономической информации между хоз. субьктами, влияющими на их мотивы принятия решений.  
д) разрешить предприятиям, переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования, погашать за счет свободного остатка своей сверхплановой прибыли полученные ими до перевода на новую систему ссуды на внедрение новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию производства, а также на расширение и организацию производства товаров народного потребления при недостаточности у них средств фонда развития производства. Разрешить министерствам и ведомствам СССР использовать по согласованию с Министерством финансов СССР, Госпланом СССР и Госбанком СССР другие источники погашения указанных ссуд по предприятиям, у которых отсутствует сверхплановая прибыль или ее размер не обеспечивает погашение этих ссуд.7. Утратил силу. – Постановление Совмина СССР от 06.11.1981 N 1073.8. Установить, что в случаях, когда рост средней заработной платы на предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, опережает рост производительности труда, соответствующая часть средств фонда материального поощрения должна зачисляться в резерв предприятия для использования ее в следующем году на стимулирование дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности производства или направляться в текущем году в фонд социально – культурных мероприятий и жилищного строительства.Указанный порядок использования средств фонда материального поощрения не применяется на предприятиях, у которых в соответствии с утвержденным планом не может быть обеспечено опережение темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы в связи с ухудшением горно-геологических условий, освоением новой техники, реконструкцией производства или капитальным ремонтом основных агрегатов и установок, а также на предприятиях пищевой, мясной, молочной и легкой промышленности – в связи с уменьшением количества и ухудшением качества перерабатываемого сельскохозяйственного сырья и на энергетических предприятиях – в связи со снижением потребления энергии или неблагоприятными гидрометеорологическими условиями.Перечень таких предприятий устанавливается министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик при утверждении планов.9. Установить, что фонды экономического стимулирования в году перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования образуются за счет их собственных ресурсов, предусмотренных в плане, и части (до 90 процентов) дополнительной прибыли, полученной предприятиями в результате более полного использования производственных резервов. 12. Установить, что настоящее Постановление министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик может применяться по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР также на предприятиях непромышленных отраслей народного хозяйства (кроме сельского хозяйства и строительства), переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, с учетом специфики соответствующих отраслей.   д) разрешить предприятиям, переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования, погашать за счет свободного остатка своей сверхплановой прибыли полученные ими до перевода на новую систему ссуды на внедрение новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию производства, а также на расширение и организацию производства товаров народного потребления при недостаточности у них средств фонда развития производства. Разрешить министерствам и ведомствам СССР использовать по согласованию с Министерством финансов СССР, Госпланом СССР и Госбанком СССР другие источники погашения указанных ссуд по предприятиям, у которых отсутствует сверхплановая прибыль или ее размер не обеспечивает погашение этих ссуд.7. Утратил силу. – Постановление Совмина СССР от 06.11.1981 N 1073.8. Установить, что в случаях, когда рост средней заработной платы на предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, опережает рост производительности труда, соответствующая часть средств фонда материального поощрения должна зачисляться в резерв предприятия для использования ее в следующем году на стимулирование дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности производства или направляться в текущем году в фонд социально – культурных мероприятий и жилищного строительства.Указанный порядок использования средств фонда материального поощрения не применяется на предприятиях, у которых в соответствии с утвержденным планом не может быть обеспечено опережение темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы в связи с ухудшением горно-геологических условий, освоением новой техники, реконструкцией производства или капитальным ремонтом основных агрегатов и установок, а также на предприятиях пищевой, мясной, молочной и легкой промышленности – в связи с уменьшением количества и ухудшением качества перерабатываемого сельскохозяйственного сырья и на энергетических предприятиях – в связи со снижением потребления энергии или неблагоприятными гидрометеорологическими условиями.Перечень таких предприятий устанавливается министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик при утверждении планов.9. Установить, что фонды экономического стимулирования в году перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования образуются за счет их собственных ресурсов, предусмотренных в плане, и части (до 90 процентов) дополнительной прибыли, полученной предприятиями в результате более полного использования производственных резервов. 12. Установить, что настоящее Постановление министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик может применяться по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР также на предприятиях непромышленных отраслей народного хозяйства (кроме сельского хозяйства и строительства), переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, с учетом специфики соответствующих отраслей.  
  США Занятость земель плантациями заставляла переселенцев двигаться на запад континента и захватывать землю, с чем правительство пыталось бороться, но из-за огромных территорий не справилось. Землю мог получить любой желающий её обрабатывать. Этот путь получил название Американский путь развития. Характерно полное отсутствие феодальных пережитков в с/х. Первоначальное накопление капитала. Не было условий аналогичных европейским для накопления капитала. Золото калифорнии сыграло важнейшую роль. Колонисты «переносили» образ жизни и нормы европейской цивилизации, поэтому институциональные предпосылки США получили как «экспортный продукт» + важный фактор – работа переселенцев до седьмого пота, очень высокая производительность труда. Среди переселенцев большая доля протестантов, людей смелых, трудолюбивых, готовых рисковать и полагаться только на самих себя. Начало п.п. Большую роль сыграло ж/д строительство. Аграрный сектор базировался на крупных фермерских хоз-вах, которые нуждались в машинах, поэтому с/х машиностроение занимало значительное место в машиностроительной отрасли. Города нуждались в с/х сырье Þ спрос на продукцию фермерских хоз-в Þ рост товарности хоз-в и специализация регионов. Высокие темпы инноваций. Постоянная нехватка рабочей силы. Высокая з/п Þ стремление заменить рабочую силу машинами Þ высокие темпы тиражирования инноваций и строительство крупных предприятий. Денежная и кредитная система. Появился доллар (но с трудом вытеснил фунт). Введение налогов и долговых обязательств, которые выполняют ф-ию платёжных средств. Первый банк США на 20 лет получил право регулирования кол-ва платёжных средств. По истечении срока – взрывной рост банков. Банковская и денежная система не завершили своё формирование в ходе п.п. Особенности американской модели экономического развития: модель переселенческого капитализма с активным использованием организационно-технического опыта европейских стран. Переворот опирался на приток иностранного капитала, внутреннюю ресурсную базу и ёмкий внутренний рынок, на личное предпринимательство и деловую инициативу, которую гос-во не ограничивало. Постоянная нехватка рабочей силы при освоении территорий страны обуславливала высокий уровень з/п и высокие темпы технического прогресса стали традицией.     США Занятость земель плантациями заставляла переселенцев двигаться на запад континента и захватывать землю, с чем правительство пыталось бороться, но из-за огромных территорий не справилось. Землю мог получить любой желающий её обрабатывать. Этот путь получил название Американский путь развития. Характерно полное отсутствие феодальных пережитков в с/х. Первоначальное накопление капитала. Не было условий аналогичных европейским для накопления капитала. Золото калифорнии сыграло важнейшую роль. Колонисты «переносили» образ жизни и нормы европейской цивилизации, поэтому институциональные предпосылки США получили как «экспортный продукт» + важный фактор – работа переселенцев до седьмого пота, очень высокая производительность труда. Среди переселенцев большая доля протестантов, людей смелых, трудолюбивых, готовых рисковать и полагаться только на самих себя. Начало п.п. Большую роль сыграло ж/д строительство. Аграрный сектор базировался на крупных фермерских хоз-вах, которые нуждались в машинах, поэтому с/х машиностроение занимало значительное место в машиностроительной отрасли. Города нуждались в с/х сырье Þ спрос на продукцию фермерских хоз-в Þ рост товарности хоз-в и специализация регионов. Высокие темпы инноваций. Постоянная нехватка рабочей силы. Высокая з/п Þ стремление заменить рабочую силу машинами Þ высокие темпы тиражирования инноваций и строительство крупных предприятий. Денежная и кредитная система. Появился доллар (но с трудом вытеснил фунт). Введение налогов и долговых обязательств, которые выполняют ф-ию платёжных средств. Первый банк США на 20 лет получил право регулирования кол-ва платёжных средств. По истечении срока – взрывной рост банков. Банковская и денежная система не завершили своё формирование в ходе п.п. Особенности американской модели экономического развития: модель переселенческого капитализма с активным использованием организационно-технического опыта европейских стран. Переворот опирался на приток иностранного капитала, внутреннюю ресурсную базу и ёмкий внутренний рынок, на личное предпринимательство и деловую инициативу, которую гос-во не ограничивало. Постоянная нехватка рабочей силы при освоении территорий страны обуславливала высокий уровень з/п и высокие темпы технического прогресса стали традицией.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...